О доблестях, подвигах, славе…

Более двадцати лет преподаватель ОБЖ гимназии № 14 Николай Лукин возглавляет поисковое движение «Вахта памяти». Большую часть времени поисковики посвящают поискам следов и увековечиванию памяти белоречан – солдат 298-го стрелкового полка 186-й Уральской дивизии, героически державшего оборону на берегах Западной Двины в первых числах июля 1941 года. За всю историю существования отряда было предпринято 11 экспедиций в Белоруссию.

Память оживает

– Почву для возникновения поискового движения подготовили ветераны Белорецкого полка Евгений Васильевич Горенко и Владимир Иванович Доценко, – рассказывает Николай Иванович. – В 1983 году они были приглашены на встречу со студентами СПТУ № 25, где я преподавал начальную военную подготовку. Участники Великой Отечественной войны поведали о событиях июля 1941 года, иллюстрируя их подробными схемами и рисунками местности, где полк вёл ожесточённые бои. Именно тогда мы и узнали об истории этого воинского подразделения: раньше до нас доходили лишь скупые обрывки данных. Ветераны обратились к нам с просьбой посетить те места в Витебской области, чтобы оживить память о солдатах 298-го стрелкового полка.

В 1985 году со студентами училища мы отправились в путь. Нашей поисковой картой было лишь повествование ветеранов. Что удивительно, она не подвела: мы нашли тот самый участок местности, отыскали каждый изгиб реки, каждую описанную возвышенность и, конечно, окопы. Один из окопов удалось восстановить до первоначальных размеров, там же мы наткнулись на россыпь боевых патронов и стреляных гильз.

Мы не могли уехать их этого священного места просто так: из подручных материалов соорудили памятник, угольком от костра сделали надпись, установили его и почтили минутой молчания павших земляков.

Следующая поездка состоялась через год. Мы посетили места боев Белорецкого полка, отыскали одного из бойцов, проживающего в городе Берёза, увидели Минск и Брестскую крепость, побывали в мемориальном комплексе «Хатынь». И, как и прежде, вернулись из Белоруссии переполненные впечатлениями и светлым чувством гордости.

«Лейтенанту было 30,
А солдатам – чуть за 20»…

Начало деятельности «Вахты памяти» было положено, но для белорусских экспедиций наступило время затишья. Однако это не означало, что работа отряда была приостановлена. Крупица за крупицей собирались данные о Белорецком полке, день за днём шли поиски новых сведений: Николай Иванович с ребятами изучали исторические книги, справочники, энциклопедии, записывали воспоминания ветеранов, вели переписку с поисковыми отрядами Белоруссии, отправляли запросы на территории России.

– В 2005 году городская администрация предложила организовать поездку к берегам Западной Двины и установить там мемориальную доску в память о белоречанах-бойцах 298-го полка, – продолжает Николай Иванович. – Белорусские власти пошли навстречу, и мы в сопровождении оператора Игоря Калугина отправились в посёлок Улла.

Нам разрешили установить мемориальную табличку там, где мы пожелаем. Выбор пал на памятник, расположенный на въезде в посёлок. В его основе — воинские захоронения: три Героя Советского Союза и две братские могилы, в одной из которых – названные поимённо воины, погибшие в 1943 году при освобождении Уллы, в другой – останки тридцати двух неизвестных солдат, погибших в июле 1941 года, найденные на месте обороны 298-го стрелкового полка, то есть наши земляки. Еще одна братская могила перестала быть безымянной.

В селе Улла – эпицентре боев – впоследствии мы побывали не единожды, и каждый раз, возвращаясь к мемориалу, восхищались, насколько трепетно белорусы относятся к памятникам, как бережно за ними ухаживают.

Следы войны Великой

Каждая поездка поискового отряда ознаменовалась новыми находками. И эти находки не только вещественные, особенно если учесть тот факт, что раскопки на территории Белоруссии разрешено проводить лишь специально сформированным подразделениям. Очень много информации было добыто в беседах со свидетелями событий опалённых войною лет.

– Трогательно-горьким оказался разговор с Виктором Морозом, – признаётся Николай Иванович. – Он стал единственным уцелевшим жителем села Коренёво, которое постигла участь Хатыни. Другая собеседница – Леонида Бритюк. Она поведала историю о том, как девятилетней девочкой помогала ухаживать за раненными в июльских боях 1941-го, а потом хоронить их в братской могиле. Позже останки солдат были перенесены в другое место, и благодаря инициативе дочерей Леониды Игнатьевны захоронение было отмечено обелиском. В 2010 году мы вернули останки семи неизвестных белоречан на родину: они были захоронены на кладбище посёлка Укшук и отмечены мемориальной плитой. В 2015 году мы присутствовали при работе разведывательного батальона: на берегу Западной Двины сторожем-лесником были обнаружены останки погибших. Специалистами было извлечено девять советских и восемь немецких солдат. По результатам экспертизы среди советских бойцов оказались наши, белорецкие. Они были захоронены в братской могиле, перечислены поимённо. Внуку одного из них, Ивана Васильевича Копьёва, мы передали капсулу с землёй и «мирный» патрон, а также адрес захоронения.

«Вахта памяти» действует преимущественно на территории Белоруссии, но к нам часто поступают просьбы от белоречан помочь отыскать следы деда или прадеда. К сожалению, зачастую нам приходится иметь дело с дефицитом данных, но все же, пусть и в редких случаях, наши изыскания оборачиваются успехом. Например, мы нашли место захоронения Семёна Васильевича Посаженникова – деда тренера ДЮСШ № 1 Анатолия Посаженникова: он покоится в братской могиле в Гомельской области Белоруссии. В Витебской области отыскали могилу Михаила Ильича Блиначёва – деда ветерана БМК Алевтины Блиначёвой. Главная трудность состояла в том, что их фамилии были зафиксированы с ошибками, но наличие другой информации позволило нам распутать нить военных событий.

Отмечу, что деятельность такого рода ведётся практически непрерывно, и в этом не только моя заслуга, но и заслуга активных ребят. Дружные, сплочённые, увлечённые и, что немаловажно, любящие Родину, они стараются проникнуть в самую суть, найти то, что было сокрыто.

Слово юным патриотам

– В 2015 году, когда Николай Иванович начал работать в нашей школе, он рассказал о движении «Вахта памяти» и о возможности принять участие в поисковых экспедициях по местам, где воевали наши деды и прадеды, – вспоминает Илья Соловьев. – Многим эта идея пришлась по душе, и мы присоединились к отряду. Наш путь пролегал по маршруту Белорецк-Москва-Брест, и первым пунктом назначения стала Брестская крепость. Мы издалека заметили громадную звезду, высеченную в бетоне, а когда подошли поближе, нас встретило роковое объявление о начале войны. Войдя внутрь, мы побродили по лабиринтам крепости, особенно были поражены толщиной ее стен – в некоторых местах она достигает от 150 до 200 сантиметров!

Следующим пунктом стал мемориальный комплекс «Хатынь», посвященный сожженным дотла деревням. Как больно становятся на сердце, когда созерцаешь остовы домов под тревожный звон маленьких колокольчиков.

Но самым впечатляющим событием для нас стало участие в поднятии бойцов вместе с разведывательным батальоном. Нам удалось поработать с миноискателем – от осколков снарядов звенела вся земля…

Не передать ощущений, которые в такие моменты рождаются в душе: это и боевой дух, и патриотизм, и гордость за беспримерное мужество предков.

– В 2016-м наша поездка повторилась, – продолжает Роман Павлов. – Рад, что вновь увидел Брестскую крепость. Особенно тронул памятник солдату с каской в руках: в ней всегда вода и живые цветы в память о времени, когда жители были отрезаны от реки.

О доблестях, подвигах, славе…
Поисковая группа у памятника 186-й стрелковой дивизии, Белоруссия 2016 год

Мы были удивлены следующей находке: на развилке одной из белорусских дорог стоит памятник 186-й стрелковой дивизии в виде ствола винтовки и штык-ножа, который изготовили жители тех мест. В Башкортостане подобного монумента нет.

Увидеть то, что видели мы – это не то, что смотреть фильмы и слушать рассказы: это живая история, к которой мы смогли прикоснуться. Раньше я не знал о Белорецком полке, а в итоге побывал на полях сражений, там, где осталась частичка нашей родины.

– Грустно, что ребята заканчивают 11 класс и мы расстаемся, но я надеюсь, что в их сердцах навсегда останутся следы больших и маленьких дел, которые мы свершили. Возможно, кто-то из них, когда придет время служить в армии, захочет попасть в поисковый батальон, и тогда я с удовольствием напишу рекомендацию, тем более о вкладе каждого моего ученика есть что рассказать, – сказал в завершении Николай Лукин.

Источник:
Лукин, Н. И. О доблестях, подвигах, славе… : [участники поискового движения «Вахта памяти» совершили 11 экспедиций в Белоруссию. Беседа с руководителем поискового движения Н. И. Лукиным / записала О. Королёва] / Н. И. Лукин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2018. – № 17. – С. 7.