Споёмте, друзья! (какие песни в годы Великой Отечественной войны пели наши фронтовики – Н. М. Зверев, З. Ф. Костякова, В. П. Осокин, Н. С. Петров)
Какие песни пели ветераны Великой Отечественной войны? Об этом мы узнали, листая газеты «Металлург».
Как я был запевалой
«В июне 1944 года после второго ранения я попал в 406-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон в пулеметную роту, – вспоминал Николай Зверев. – В первый же день на строевой подготовке поступила команда: «Запевай!». Все молчат. Зная, что команду нельзя не выполнить, я запел боевую песню, которая в сущности была гимном:
Вставай, страна огромная,
Вставая на смертный бой
С фашисткой силой тёмною,
С проклятою ордой…
Другие солдаты подхватили слова, и песня полилась по пинским лесам Белоруссии. Через неделю в роту пришёл старшина из взвода связи Фёдор Назаров и спросил: «Где у вас соловей, который поёт так, что на весь лес слышно?». Однополчане указали на меня.
В периоды затишья бойцы часто окружали меня и просили: «Запевай!». Первые строки пел я, а потом и другие начинали подпевать.
… Весной нам хотелось счастья, мира, любви, и я запевал «Соловьи»:
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна –
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Душа не умерла для песен
«В День Победы хочется рассказать о Зое Фёдоровне Костиковой – участнице войны, одной из старейших работниц проектно-конструкторского отдела, – делилась Надежда Ерастова. – И в светлые, и в грустные минуты любила она напевать песню, пользовавшуюся у солдат большой популярностью:
Как-то летом, на рассвете
Заглянул в соседний сад.
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.
Я бледнею, я краснею,
Захотелось вдруг сказать:
«Станем над рекою
Зорьки летние встречать».
Мне повезло, что в начале взрослой жизни я встретила эту замечательную добрую женщину. Спасибо, Зоя Фёдоровна, за то, что вы подарили нам светлый праздник Победы!»
Память сердца
«На войне нам в основном пели пушки и миномёты, – рассказывал Василий Осокин. – Когда же доводилось слышать «Катюшу», сердце волновалось в моей груди.
Расцветали
яблони и груши,
Поплыли
туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Эту песню я считаю своей, ведь меня на фронт провожала девушка по имени Катюша, с которой мы подружились перед самой войной. В 1941 году меня призвали на фронт, и Катя обещала ждать. В минуты передышки на привалах я писал ей письма. В 1942 году Катюша прислала мне свою маленькую, размером 3×4 фотокарточку. Я прикрепил её скрепкой к комсомольскому билету и носил до конца войны рядом с сердцем. Вместе со мной Катюша освобождала Сталинград, ходила в атаки ка Курской дуге, прошла фронтовыми дорогами Румынию, Венгрию, Австрию, Чехословакию. Она дождалась меня с войны и стала моей женой».
Помогали выжить
«Песня со мной была всегда: и на войне, и в мирной жизни, – отмечал Николай Петров. – В 43-м на курсах усовершенствования офицерского состава в Ленинграде был запевалой. Шагая строем, мы пели «Вставай, страна огромная». Замечательная песня, она здорово поднимала боевой дух.
Мне довелось пройти всю войну. Были моменты, когда мы собирались все вместе и пели под гитару, под гармонь. Песни были разные, и военные, и лирические. Самая любимая была эта:
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Источник:
Споёмте, друзья! : [какие песни в годы Великой Отечественной войны пели наши фронтовики – Н. М. Зверев, З. Ф. Костякова, В. П. Осокин, Н. С. Петров] / По материалам газеты «Металлург» № 17 от 7 мая 2005 года. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2023. – № 18. – С. 9.