История белорецкой рессоры

Прошло 30 лет с момента запуска цеха и начала производства рессор, которые стали одним их первых сложных изделий, выпускаемых предприятиями Белорецка. В конце 90-х годов с целью минимизации затрат оборудование со старой части БЗТРП было перебазировано на новые производственные площади. Это позволило заводу не только выжить в то тяжёлое время, но также развиваться и достичь неплохих результатов. Успешное строительство первой очереди корпуса цехов рессор и пружин стало настоящей трудовой победой заводчан. Владимир Калмыков, работавший с 1982 по 2001 годы главным инженером этого предприятия, во всех подробностях помнит эту историю и решил рассказать её нашим читателям.

История белорецкой рессоры

В юго-западной части Белорецка бело-голубой раскраской выделяется корпус с надписью на фасаде: «Завод рессор и пружин». Именно здесь располагается предприятие, основанное в 1941-м году. Тогда, в самом начале войны, в нескольких старых зданиях, раннее принадлежавших горпромкомбинату, начал изготавливать пружины холодной и горячей навивки эвакуированный в Белорецк московский завод имени Буденного.

В послевоенные десятилетия БЗТРП, постоянно наращивая объемы выпуска пружин и, совершенствуя технологию, отправлял продукцию на машиностроительные предприятия страны. Своим вторым рождением завод обязан Продовольственной программе 70-х годов прошлого века (помните такую?). В соответствии с новым заданием партии стране предстояло нарастить производство сельскохозяйственной продукции. Для выполнения этой задачи от машиностроительных заводов потребовали увеличить выпуск полевой, транспортной и перерабатывающей техники. Вот, собственно, с этого момента и началась история создания новых мощностей на Белорецком заводе рессор и пружин, из названия которого выпало слово «тракторных», поскольку наша продукция уже давно поставлялась на самые разные машиностроительные заводы, которые вскоре стали засыпать нас телеграммами об остановке своих сборочных конвейеров.

Не имея возможности справиться с растущими заданиями, БЗРП срывал плановые задания. Мы стали объектом обсуждения на коллегиях и совещаниях отраслевого министерства. От нас потребовали утроить выпуск пружин горячей навивки, создать мощности для производства 12,3 тысячи тяжелых рессор. Однако местный строительный трест не мог приступить к стройке новых корпусов завода, поскольку был нагружен заказами металлургического комбината и практически не осваивал средства, выделенные нашим министерством на развитие БЗРП. Руководство республики, обкома КПСС и города тогда развели руками: «Создавать новое рессорное производство не можем — идет строительство стана -150. А это особо важная стройка не только Белорецка, но и в отечественной металлургии».

В 1981 году с инспекционной проверкой в Белорецк прибыл заместитель министра по строительству. Нашему заводу было предложено наращивать производство продукции за счет внутренних резервов. Обещали помочь с кадрами, выделением жилья, сносом объектов в районе будущих цехов. Строители должны были зайти на завод не ранее 1984 года, когда завершат работы на других объектах города и района. Было принято решение разделить будущее строительство на две очереди. Цех рессор, линия крупногабаритных пружин, инструментальный и механический цеха, узел оборотного водоснабжения, АБК и столовая – первая очередь. Цех горячей навивки, электроподстанция, инженерно-лабораторный корпус и прочие сооружения – вторая. Тогда же решили перепроектировать железобетонный каркас здания на металлический.

Жалобы десятков заводов на срывы выполнения плана поставок в 1982 году привели к тому, что были освобождены от занимаемых должностей руководители завода. На их места назначили директором И. Ф. Васютина, а главным инженером меня. Были приняты меры к снижению напряженности плана, выпущен приказ по министерству о мерах помощи заводу. Лишь в конце 1982 года строители смогли приступить к реализации проекта, и летом 1983 года была сдана в эксплуатацию новая водогрейная котельная завода мощностью 120 Гкал/час, а в следующем году – районная насосная станция. Тогда же была подготовлена для застройки площадка корпуса цеха рессор и пружин горячей навивки.

Весной 1984 года началась основная стройка. Гудели тракторы, работали краны, компрессоры, стучали отбойные молотки, сновали автомобили со стройматериалами. Бетонщики треста СУ-1 (начальник А. П. Тарасов) заливали фундаменты под колонны и стены. Осенью специалисты «Уралстальконструкции» (начальник В. А. Ткач) приступили к монтажу стальных колонн. В 1985-1986 годах проводилась установка внутренних колонн, стеновых панелей, каркаса, плит перекрытия. На месте строительства АБК и столовой появились фундаменты, обозначились контуры отстойников и нефтеловушек узла оборотного водоснабжения, проложены железнодорожные пути.

С нашей стороны был создан специальный отдел строительства цеха рессор, в составе которого успешно трудились механик Р. Г. Ишкильдин, электрик В. П. Тюрин, технологи Г. П. Горшенин и Л. Н. Плюснина. Отделом капитального строительства руководили К. Е. Демичев и И. И. Башкирцев.

В первую неделю месяца совещание проводил первый секретарь горкома КПСС В. К. Сурин. Итоги выполнения месячных планов доводились до первого секретаря обкома партии М. З. Шакирова. После установки мостовых кранов ускорился монтаж плит перекрытия, монолитных участков, полов. Главный корпус поставили под крышу, ускоренными темпами велось строительство АБК и столовой, завершили компрессорную и насосную станции узла оборотного водоснабжения. Из-за отсутствия в городе резервов электроснабжения решили срочно проектировать ЛЭП и электроподстанцию на 6 кВ.

Улучшались дела и на действующем производстве. Внедрение квартальных планов изготовления малых серий (особенно пружин горячей навивки), многооборотной тары и контейнерной отгрузки, новой системы оплаты труда принесло свои плоды. Если 1982 год завод завершил с реализацией 94,2%, 1983-й – 98,9%, то с 1984 года план поставок выполнялся на 100%. БЗРП прочно встал на ноги, нарастив объем производства пружин и товаров народного потребления за два года на 18%. По итогам последних лет пятилетки завод занял первое место среди промышленных предприятий города и на Первомайском празднике наша колонна открывала городскую демонстрацию. Одно омрачало: на любом совещании в отраслевом министерстве тракторные и автомобильные заводы жаловались на отсутствие тяжелых рессор, а Чебоксарский тракторный требовал пружины горячей навивки из металла диаметром 70 и 90 мм.

Последний квартал 1986 года был очень тяжелым для ИТР завода и его руководства. Нужно было подготовить заявки, защитить их и согласовать сроки поставок десятков и сотен единиц кузнечно-прессового, металлообрабатывающего, тепло- и электротермического, газового, насосного, вентиляционного и прочего оборудования для нового производства. Все это изготавливалось или хранилось на десятках заводов и баз материально-технического снабжения. Специальное и нестандартное оборудование добровольно по разнарядке или по нашим заказам никто не хотел делать, прекрасно зная, какое это хлопотное занятие. Пришлось снова бегать по кабинетам министерства, готовить и согласовывать приказ по управлениям и отделам и, наконец, выпустить приказ с конкретными заданиями заводам. Шли бесконечные согласования материалов, допусков и параметров, всевозможных изменений комплектующих.
И вот наступил 1987-й — год завершения строительства первой очереди комплекса. Еженедельно при директоре или главном инженере проходили оперативные совещания с подрядчиками, иногда с участием руководства города или обкома партии, где проверялось выполнение планов-графиков строительно-монтажных работ. Стоило только на день-два сорвать график, поднимался такой шум, хоть уши затыкай. Строители, а также их подрядчики – «Уралстальконструкция», «Прокатмонтаж», «Башсантехмонтаж», «Электромонтаж», «Промвентиляция», «Башспецнефтестрой», «Башспецстрой» — любили поднимать проблемы на рапортах при В. К. Сурине. Тогда, конечно, нам крепко попадало. Но впереди было воплощение давней мечты, и мы всё терпели и старались изо всех сил.

Главной задачей стало не тормозить работу строителей. Мы с директором то и дело выезжали на предприятия-изготовители технологического оборудования, а для отгрузки трансформатора отправили в Торжок бригаду рабочих во главе с И. И. Башкирцевым и В. П. Тюриным. Мы «бежали впереди паровоза», приняв на работу десятка два рабочих, которые затем прошли специализацию на рессорном производстве в Челябинске.

Да, непростые были времена. Приходилось летать и ездить по всей стране — от Минска, Житомира до Комсомольска-на-Амуре и Павлодара — и мне, и моему заместителю Е. А. Степанищеву и К. Е. Демичеву. Бывало, по два месяца пропадали в командировках. Заскочишь в Белорецк на 2-3 дня, проверишь дела на стройке и заводе, подготовишь пачку документов и снова в путь. Я как-то потом подсчитал, что за 1985-87 годы я налетал, наездил столько километров, что можно было бы пару раз обогнуть земной шар.

В марте 1987 года мы с Иваном Фёдоровичем Васютиным на встрече с Н. Р. Ложченко, Г. Г. Цайзером, руководителями Челябинского тракторного, рассказали о текущих делах и пообещали начать отгрузку рессор на конвейер ЧТЗ во втором квартале 1988 года. Для ЧТЗ это была радостная весть, поскольку там эти комплектующие с большим напряжением и проблемами изготавливали для своих тракторов. Челябинцы тогда здорово помогли, отправив нам специальные станки и другое оборудование. Тогда же мы ознакомились и с производством рессор к тракторам Т-4А и ТТ-4 на Алтайском тракторном заводе. Для этого пришлось побывать в колонии строгого режима, где изготавливались рессоры для этой техники.

К тому времени строительство на всех объектах заканчивалось. Наружные коммуникации были готовы, здания застеклены и утеплены, в них завершались отделочные работы. В главном корпусе вовсю монтировали оборудование, нагревательные и термические печи, закалочные баки, инженерные сети, вентиляцию, газо- и теплоснабжение.

Параллельно принимались инженерные решения по новейшему оборудованию. За один год вместо пяти старых линий механической резки изготовили и смонтировали две линии скоростной абразивной резки и окрасочный участок. Для завершения монтажных и пусконаладочных работ на заводе были созданы бригады слесарей, электриков, сантехников (под руководством В. Н. Климова, В. И. Свистунова, Н. А. Меньшикова). Энергоснабжением занимались М. С. Меньшиков и С. М. Малинин. Оперативки по строительству проводились теперь каждый день. График завершения работ по каждому объекту контролировался горкомом КПСС. Сложнейшую работу по комплектации вели работники отделов под руководством К. Е. Демичева и Ю. П. Гнусина. Благодаря самоотверженной работе З. М. Зулкарнаева, З. М. Зиминой, Л. Н. Бердниковой, Г. И. Печенкина и других, материалы и комплектующие вовремя и в необходимом количестве доставлялись на стройку.

Для уборки строительного мусора и подготовки помещений под отделку постоянно проводились субботники. К декабрю 1987 года практически все было закончено: опробован узел оборотного водоснабжения, электроподстанцию передали в ведение «Башкирэнерго», подали электроэнергию на распределительные подстанции, опробовали индукционное и металлообрабатывающее оборудование, работу газогорелочных устройств, систем водоснабжения, вентиляции, дымоудаления, подготовили к эксплуатации столовую и АБК. Поковками и литьем для проведения пусконаладочных работ и некоторым оборудованием нас обеспечил Челябинский тракторный завод.

18 января 1988 года заместителем Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР был утвержден Государственный акт ввода в эксплуатацию первой очереди строительства БЗТРиП в составе: производственных площадей корпуса рессор и пружин горячей навивки в двухэтажном исполнении общей площадью 26 000 кв. м; узла оборотного водоснабжения объемом 39 000 м куб. в сутки; электростанции ВПП-5А с двумя трансформаторами на 40 МВт; столовой на 274 посадочных места; тёплого перехода площадью 68,2 кв. м; бытового корпуса на 2300 человек.

Началась отработка технологий изготовления деталей рессор: гаек, стремянок, втулок на автомобильном участке (старший мастер Р. Р. Аллаяров). Шла переделка наклонных транспортеров, закалочных баков и охлаждающих устройств. Сформировали две бригады, со временем выросшие в производственные смены. Начальником цеха был назначен Н. В. Токарев, заместителями Р. Г. Ишкильдин, И. А. Аюпов, технологами Л. Н. Плюснина и Г. П. Горшенин, мастерами М. Ф. Маврин и Ю. М. Витушкин. В феврале того же года бригадой Маврина была собрана и принята отделом технического контроля первая рессора к трактору Т-100М. В первом квартале было собрано уже 958 таких рессор. Во втором квартале того же года освоено изготовление комплектующих к тракторам Т-130, Т-170, и ДЭТ-250 с последующей сборкой и поставкой рессор на конвейер ЧТЗ.

В подготовке производства, освоении технологии и оборудования участвовали десятки заводских инженеров, техников, рабочих, что помогло цеху рессор быстро встать на ноги.

Надеемся, сегодняшние и будущие заводчане будут знать и ценить историю своего предприятия. В этот юбилейный для рессорного цеха год от лица ветеранов БЗРП, приложивших немало сил и здоровья для его становления, от души поздравляем всех работников и членов их семей. Желаем всем новых трудовых успехов!

Источник:
Калмыков, В. История белорецкой рессоры [Текст] : [Белорецкий завод рессор и пружин] / В. Калмыков // Белорецкий рабочий. – 2018. – 1 мая. – С. 3.