Куранты Белорецка (история белорецкого гудка)

Куранты Белорецка (история белорецкого гудка)

Традиция, зародившаяся на Белорецком металлургическом комбинате, стала визитной карточкой города.

Уже на протяжении 105 лет над Белорецком, расположенным в чаше Уральских гор, раскатисто гудит заводской гудок. В ясную солнечную погоду его слышно далеко за пределами города, и многоголосое эхо, отражаясь от горных хребтов, докатывается даже до дальних полян в верховьях реки Белой, где холодными зимними ночами ему вторят волки. Не одно поколение белоречан выросло с его звуком. Гудок стал для жителей Белорецка привычен. Как бой кремлёвских курантов раздаётся он: значит, жив комбинат, всё нормально – идёт работа.

По старой доброй традиции комбинат подаёт гудок шесть раз в сутки: одиночный извещает о конце рабочей смены, двойной — о её начале. Идут годы, а он неизменно созывает людей на работу и провожает их за заводские проходные.

За свои сто с лишним лет по-разному звучал белорецкий гудок. Тревожно в годы революции, созывая на стачки и забастовки. Уверенно и торжественно в тридцатые – годы индустриализации и подъёма промышленного потенциала страны. Смятенно и напряжённо – извещая о начале войны, победоносно – в мае 1945-го. Мощно, когда страна переживала очередной подъём экономики в 1960-80 годах, с надрывом – в начале 2000 годов, когда закрывали металлургическое производство, уверенно и стабильно сегодня. Были в одно время предложения о закрытии гудка. Но отменять старую добрую традицию не стали: привыкли белоречане к гудку. Город и комбинат кажутся без него безголосыми, словно неживыми.

По традиции важные торжественные мероприятия на комбинате начинаются с гудка. Так, сорок третий год подряд чествует он ветеранов Великой Отечественной войны, собирающихся на торжественный митинг возле стелы погибшим в годы Великой Отечественной войны металлургам. Гудок провожает и в последний путь: тоскливо и пронзительно прощается «голос» комбината с руководителями, отдавшими предприятию большую часть своей жизни.
Расположен гудок на крыше котельной. Это бронзовый колокол диаметром сантиметров в тридцать. Дежурный машинист котельных установок открывает вентиль, и пар температурой в 350 градусов под высоким давлением и с большой скоростью по 50-ти миллиметровой трубе устремляется вверх. Выходя из трубопровода и отражаясь от колокола, пар рассекается об его острые кромки и получается акустический сигнал – гудок.

Голос белорецкого гудка по своей протяжённости, тональности зависит от человека его подающего. Кто-то из машинистов крутит баранку вентиля чуть быстрее, другой – помедленней, третий удлиняет паузу между гудками, но в целом все укладываются в стандарт – 30-40 секунд, отведённых на подачу звукового сигнала.

Вот такая она, вековая традиция Белорецкого металлургического комбината.

Источник:
Куранты Белорецка [Текст] : [уже на протяжении 105 лет над Белорецком раскатисто гудит заводской гудок] // Металлург. – 2018. – № 47. – С. 2.