Был у Наумкиных хутор (история семьи Наумкиных из с. Инзер)

Молодёжь живёт мечтами о будущем, а нам, старикам, привычнее вспоминать прошлое. В конце девятнадцатого века в Инзер прибыли очередные переселенцы из Верхнего Авзяна. Тогда авзянская металлургия окончательно остановилась, так что для всей округи наш Инзерский завод открыл рабочие места. Со всех сторон ехали сюда люди, чтобы строить новое чугуноплавильное производство и работать там.

Так обосновались в Инзере Наумкины — Кузьма Петрович и Прасковья Семёновна и семеро их детей: Федосей, Сергей, Павел, Родион, Иван, Елена и Матрёна. Облюбовали в окрестностях местечко, в лесочке у ключа. Первым делом выстроили каменные углевыжигательные печи. Не сразу, но всё же построили большой дом. Выжигали древесный уголь и на своих лошадях доставляли к доменной печи. Вот так в шести километрах от Инзерского заводского посёлка в сторону холодного ручья Нукатка появился Наумкин хутор.

Был у Наумкиных хутор (история семьи Наумкиных из с. Инзер)

Расположилась семья, веря в собственные силы, среди гор, рек и лесов, да еще в таком красивом месте. Распахали они лесную поляну под огород. Получали неплохой урожай картошки и прочих овощей. Ловили рыбу в реке, а на ближних полянах собирали ягоды и грибы. Завели скотину, благо травы для её пропитания хватало. Позже обзавелись и пчёлами.

Мои родители сразу познакомились с новыми соседями Наумкиными, которые оказались практичными и уважительными людьми (вполне оправдывая свою фамилию). Кузьма Петрович и Прасковья Семёновна не отказывали людям в помощи в любых деревенских делах. Потом их дочери, повзрослев, вышли замуж за парней из рабочего посёлка. Четверо сыновей Наумкиных построили дома в одном ряду, неподалеку от родительского. Получился хуторок, по форме напоминавший букву «Г». Постепенно эта семья стала не приезжей — авзянской, а своей — инзерской.

После смерти Кузьмы Петровича Сергей остался на хуторе за старшего, и братья приходили к нему решать все семейные дела. Федосей же к тому времени уехал в Зигазу, стал там работать на заводе.

У Сергея, второго сына Кузьмы Петровича, было девять детей. В те времена не особо боялись, что кормить ребятишек будет нечем. Пятеро из его наследников стали учителями: Надежда Сергеевна трудилась в начальных классах; Наталья Сергеевна и Мария Сергеевна вели математику и иностранный язык; Александр Сергеевич был учителем физики (кстати, мне очень нравились его уроки, хотя больше четверки от учителя я не получала). Не раз своим ученикам Александр Сергеевич повторял, что трудиться надо в меру своих сил, ценить каждую секунду жизни. Еще один брат — приветливый и интеллигентный баянист Михаил Сергеевич — был учителем музыки. Вот его энергии хватало буквально на всё! Для местной культуры Инзера тех лет он был успешной и яркой звездой.

Педагоги Наумкины согрели своим душевным теплом немалую часть населения нашего рабочего посёлка.

Еще один внук Кузьмы Петровича – Владимир Сергеевич – окончил Ачинскую лётную школу и стал военным лётчиком. Служил в частях Среднеазиатского военного округа на вертолетах МИ-6 и МИ-8. Исполнял обязанности инженера вертолётной эскадрильи, заместителя командира части по боевой подготовке. Участвовал в поисковых операциях возвращающихся с орбиты космонавтов. В качестве военного специалиста представлял нашу страну в странах Африки и Ближнего Востока. Отслужив в ВВС 34 года, он жил с семьёй в Липецке. Умер 28 июля 2008 года. Две его дочери — Мария и Евдокия – тоже школьные учителя.

Среди потомков Федосея Наумкина самым именитым стал внук Василий. После школы он уехал в Магнитогорск, отучился, работал слесарем доменного цеха, горновым у печей, газовщиком. Занимал первые места в профессиональных соревнованиях. Не единожды бывал на международных выставках. Это он, правнук Кузьмы Петровича, стал единственным в Магнитке дважды Героем Социалистического Труда. Был депутатом городского Совета и депутатом Верховного Совета РСФСР, заслуженным металлургом СССР. Василий Наумкин награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, медалями.

Здесь самое время высказать моё понимание фамилии Наумкины. Я так думаю, что, раздавая добродетели и дойдя до предков этих людей, Бог сказал: возьми-ка, дескать, ум. Так получился Наум, а детей Наума, как и полагается, прозвали Наумкиными.

Однако вернемся к бывшему хутору. Прошло уже более полувека, как последние Наумкины уехали оттуда. От пяти домов сегодня не осталось даже печных труб. Но вспоминают инзерцы тот хутор, глядя на опустевшую поляну у берега Нукатки.

Был у Наумкиных хутор (история семьи Наумкиных из с. Инзер)
Слева – внучка Е. П. Усачевой-Наумкиной

Кстати, в Белорецке живёт внучка Евдокии Павловны Усачёвой-Наумкиной. Теперь ей уже почти девяносто. Несколько внуков и правнуков Наумкиных остались в Магнитогорске, а всего у основателей рода было 28 внуков, 31 правнук, а праправнуков и не сосчитать.

Источник:
Сударчикова, Л. Был у Наумкиных хутор : [история семьи Наумкиных из с. Инзер] / Л. Сударчикова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 30 декабря. – С. 11.