Кому «Правду», а кому – «Мурзилку» (история Инзерской почты)

Во второе воскресенье июля в нашей стране отмечают праздник работники почты. Захотелось мне напомнить в газете про инзерскую почту, где я проработала двадцать лет.

Кому «Правду», а кому – «Мурзилку» (история Инзерской почты)
Коллектив инзерской почты, 1976 год

В стареньком деревянном здании мы мирно соседствовали со сберкассой, телефонистками коммутатора, монтёрами радиоузла и релейной правительственной связи.

Все мы обслуживали население Инзера и трех десятков деревень вокруг. Коллектив почтовиков из 20 человек цементировали своим опытом и энергией Шавкат Даянович Янышев, Исангали Шарипов, Павел Сергеевич Жарков, Павел Федорович Овчинников, Пётр Иванович Исаев и всем известный составитель книг Памяти Дмитрий Павлович Трофимов, которого тогда назначили начальником Белорецкого почтамта.

Стоит напомнить, что в те времена почтальонки выходили на свой участок с сумкой, туго набитой письмами и прессой до тридцати наименований. Они хорошо помнили, кому надо принести все три «Правды», в том числе «Комсомольскую» и «Пионерскую», а в чей почтовый ящик опустить журнал «Мурзилка». Мало того, выходя на участок после обеда, сумка почтальонов была не легче.

Многие сельчане выписывали не только газеты, но и журналы «Наука и жизнь», «Крестьянка», «Работница». В подписную кампанию уже в сентябре наше отделение рапортовало о выполнении плана, обеспечивая прессой каждого жителя. В этом деле всем была примером Асхабямал Игликова, проработавшая почтальоном 35 лет.

Особых слов заслуживает узкоколейная железная дорога – в то время главная транспортная артерия нашего района. Вторым вагоном в каждом пассажирском поезде всегда был наш, почтовый. Из Инзера в Белорецк паровоз отправлялся в семь часов утра, расстояние в 100 км с 11-ю остановками и тремя водокачками в пути, да еще двумя – в Белорецке (итого – пять заправок водой) преодолевали за восемь часов.

В Белорецк прибывали в три часа дня. Обратно отправлялись в семь вечера, чтобы в три часа ночи добраться до Инзера. Сопровождающих почту всегда было трое. Ахмет Мигранов (проработал 40 лет), Ефросинья Платонова и Пётр Балаев. В этом же почтовом вагончике мы ездили в Белорецк на отчетно-выборные профсоюзные и прочие собрания.

Пётр Васильевич Исаев на лошади подвозил почту к поезду, ночью доставлял её от вагона в почтовое отделение, а потом по графику – в деревни Манышта, Ассы, Арышпарово. К слову, в Инзере тогда насчитывалось 500 лошадей, две из них были почтовые. Наш Пётр Васильевич относился к лошадям с любовью, а работал практически без выходных. Прикреплены к почте были и покосные угодья в 11 километрах от Инзера, на горе Зундуй за Нукатово. И главным человеком в жаркую пору сенокоса становился тоже Пётр Васильевич.

Каждую весну приходила в Инзер большая вода. Бывало, больше месяца часть деревень оставались отрезанными от посёлка. Тогда начальник отделения связи в Ассах Сахавлет Салимьянов с помощниками добирался к нам, соорудив плот. Сплавная бригада грузила на него корреспонденцию и отправлялась в плавание к родной деревне.

Но вернусь к почте. Соревновались мы тогда по производственным показателям с отделениями связи Верхнего Авзяна, позже – с Туканской почтой. Когда побеждали, получали переходящее Красное знамя и значки победителей социалистического соревнования или «Ударник коммунистического труда». И, конечно, вручали нам за отличную работу денежные премии.

Спустя годы, через Инзер прошли широкая колея железной дороги и автотрасса. Было построено красивое здание почты. Коллектив пополнился новыми кадрами, молодежь с удовольствием устраивалась в отделение почты на работу. А в этом году в нашем большом селе случилось непредвиденное, о чём мы, прежние работники почтового отделения, никогда бы не подумали: не осталось в Инзере ни одного почтальона. Из-за низкой зарплаты и большого объема работы разносить письма и газеты стало некому. Хотя в соседних Ассах и Межгорье почтовые отделения работают, а Инзерское пришлось закрыть…

Не передать словами мое расстройство! Только винить-то некого. Разве что новые средства связи и интернет, которыми пользуется молодежь.

Получается, что письма писать и газеты читать – дело старшего поколения. Только вот пробежать по селу, чтобы доставить почту людям, мы теперь уже в силу возраста не можем.

Так что профессиональный праздник в этом году для меня и других ветеранов почты превратился в день грусти.

Очень хочется верить, что такое положение вещей ненадолго. И скоро снова заработает наше почтовое отделение.

Источник:
Сударчикова, Л. Кому «Правду», а кому – «Мурзилку» : [история Инзерской почты] / Л. Сударчикова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 7 июля. – С. 6.