Память – наше достояние
Может, кто думает по-другому, но я считаю, что память о прошлом – своего рода фундамент для завтрашнего успеха молодых. Нам, старшему поколению, важно передать им всё лучшее, что сделано нашими руками и всё ценное в плане духовного развития.
К примеру, в живописном Инзерском крае были и раньше, живут и сейчас немало тружеников, которых нужно знать и другим жителям района. Важно это и в связи с приближающейся датой – 100-летием Башкортостана, ведь наша республика славится трудом таких людей. Когда-то давно мы работали на почте, а нашими руководителями были Дмитрий Карпович Трофимов и Павел Федорович Овчинников. Оба ветерана войны выросли в деревне, за их плечами насыщенная событиями жизнь. Наверное, для таких людей война не кончится никогда. Составляя Книгу Памяти и занося в нее фамилии белоречан, Дмитрий Карпович каждый раз будто вновь поднимался из окопа в атаку. Не может забыть войну и Павел Федорович. Долгими ночами перед наступлениями, промерзая в мокрых шинелях, в снегу и под дождём, украдкой писали они домой в заветных треугольниках, что «всё вытерпят, и победа будет за нами». И эти воспоминания, и надежды молодых бойцов на лучшую жизнь должны знать будущие поколения, ведь это – наша память, часть духовного достояния великого народа.
Моя память по рассказам родных и своим впечатлениям бережно хранит эпизоды и военной, и мирной жизни. В Инзере всегда жили люди многих национальностей, немало среди нас русских, башкир, татар, латышей, удмуртов, марийцев. Особенно ярко проявлялась взаимная интернациональная поддержка не только в войну, но и после неё. Про разделение людей по национальностям тогда и речи не было. В Инзерском леспромхозе работали шоферами братья из деревни Усмангали: Амир, Халим, Сунагат Агзамовы – серьезные, исполнительные работники. Не считаясь со временем, помогали людям, поскольку многие мужчины не вернулись с фронта, а вся работа была на плечах женщин и подростков. Хорошо помню рабочие, дружные семьи Усмановых, Шагивалеевых, Юсуповых, Нагимовых, Салимьяновых, Агзамовых, Исламовых, Фазлетдиновых.
Душевная дружба у нас была с семьёй Усмановых. Главную хозяйку звали Рахиля, а её сестру – Урхая Хызырова. Первая жила в Усмангали, а вторая – в Лапыште, откуда приходила с детьми, а потом и с внуком Вахитом к нам в Инзер помогать на сенокосе. Мою маму Рахиля называла сестрой. Мы часто ходили друг к другу в гости. Прямо во дворе Усмановых, у самовара, который топили шишками, пили чай, у гостеприимной хозяйки он получался самым вкусным. Тут же на чугунной печке пеклись лепешки, вкуснее которых я никогда не пробовала. Под крышей сушился-вялился крут. В десяти метрах от дома – лес, тихо шептались ветки цветущей медовой липы. Красота незабываемая! Годы шли. Ходить к нам в гости постаревшей Рахиле было всё сложнее, но она всегда говорила: «С вами хочу быть до последнего, хотя бы свой вкусный чай заваривать для вас буду!». Прожив 80 лет, она оставила в наших сердцах добрую, светлую память.
В 70-80-х годах стало модным путешествовать по стране, сплавляться по рекам, подниматься в горы… О том, что Инзер стал популярным среди туристических маршрутов мы узнали у проплывавших по нашей речке туристов, которые приезжали на сплавы в Башкирию из центральной России.
Тогда в полукилометре от Усмангали у нас был покос. С другой стороны реки высится крутая скала, поросшая вишней. Плывут, бывало, на резиновых лодках мимо нашего покоса молодые ребята, музыка играет, нам руками машут. «Далеко ли до Инзера?» – интересуются. Мы, в свою очередь узнаём, откуда к нам гости нагрянули? «Из Москвы, Клина, Тольятти, Риги, Вологды…» – отвечают.
Помню, тольяттинцам места наши понравились. Они причалили к нашей поляне на ночлег и спрашивают: «Можно ли вам помочь?». Кто ж на покосе от помощи откажется? И что вы думаете, хоть и городские гости были, но неплохо у них получилось: сгребли половину поляны, сложили в копны, ещё и радовались, что научились покос убирать.
Ну и, как положено, сели все за один стол, пили чай с дымком, угощали друг друга немудрёными яствами. Гости хвалили нашу природу и обещали, что никогда не забудут чудную речку Инзер. Прощаясь, обменялись адресами и потом долго они слали нам поздравительные открытки. Глядя на них, мы забывали о бытовых неудобствах и учились ценить всё лучшее, чем богаты наши леса и горы.
Источник:
Сударчикова, Л. Память – наше достояние : [в Инзерском крае были и раньше, живут и сейчас немало тружеников, о которых нужно знать и другим жителям района] / Л. Сударчикова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2017. – 12 мая. – С. 3.