Кто ты, партизанка Дуся?

Об этих старых захоронениях на одном из тирлянских кладбищ местные жители знали всегда. Чтобы ухаживать за могилами, в советские годы туда приходили пионеры. Потом всё вокруг заросло травой и деревьями, холмики скрылись с глаз, стали совсем незаметными, и о них стали забывать.

Кто ты, партизанка Дуся?

Памятники открылись взору лишь недавно, когда по федеральной программе помощи сёлам на тирлянском кладбище начали наводить порядок. Работники, нанятые через Центр занятости, вырубали деревья, разросшийся кустарник, и кладбище, которое в народе зовется заводским, стало обретать благопристойный вид.

Что же это за могилы? Одна из них братская, там похоронены красные партизаны, их отряды действовали здесь в годы Гражданской войны. В Тирляне, как и в других заводских посёлках Белоречья, шли ожесточенные бои между сторонниками советской власти (они называли себя красными) и отрядами генерала Дутова, а также других формирований, которые в свою очередь назывались белыми.

Говорю буквально школьным языком, ведь для молодого поколения Гражданская война – это мутное пятно истории России. Кто с кем воевал? Зачем? За какие такие идеи?

Итак, одна могила братская. В другой похоронена красная партизанка Евдокия Давыдова.

Недавно в редакцию приходила девушка, составившая брошюру о своём родном селе. Она молодец! Настоящая патриотка, и я с удовольствием написал о ней небольшую статью. Разговорились на тему истории, и девушка неожиданно выдала: «А я однозначно за белых!»

Спорить, разумеется, я не стал, но подумал: война, увы, до сих пор не закончена. Да, она продолжается в наших душах, если мы до сих пор делимся на цвета: красные – белые. Да что далеко ходить, ведь я-то за красных! У меня не получается быть посередине. Не люблю я этих золотопогонников, которые открыли Россию для проникновения интервенции.

Террор тогда был жуткий как со стороны красных, так и белых. Другой разговор, что первым терять было нечего, у них была только идея. Возможно, поэтому именно красные и победили, ведь побеждают всегда те, кто вооружен идеей — самым страшным оружием! Оно куда страшнее, чем пулемёт «Максим» в прошлом и гиперзвуковые ракеты в настоящем.

У белых идеи не было. В большинстве своём они были либералами без конкретных идеологических установок. А руководители белого движения не могли найти общий язык даже друг с другом: один был республиканцем, другой монархистом, третий каким-нибудь масоном.

Если бы победили белые, то, я думаю, от России через пару лет не осталось бы и следа: на её месте появилось бы сотня новых государственных образований. Центробежные силы в ту пору были просто вулканическими. И только красные со своей идеей всеобщей справедливости сумели сплотить общество и сохранить страну. Сделать это путём жесточайшей диктатуры, особенно в первые годы советской власти…

Можно по-разному относиться к красным, но факт остается фактом: за всю историю человечества ни одна страна не добивалась таких стремительных высот за небольшой период времени, каких смог добиться Советский Союз. И это касается абсолютно всего: развития индустрии, науки и культуры, освоения космоса… Надо иметь в виду, что два раза за свою 70-летнюю историю советская страна лежала в руинах: после Гражданской и Великой Отечественной войн…

А белых мне откровенно жалко: они были носителями утонченного аристократизма, людьми большой культуры. Только в эпоху революционных перемен эти качества оказались никому не нужны. Рабочих мужиков, вставших на сторону красных, победить было невозможно. Это всё равно, что сражаться шпагой против народной дубины.

Вместе с главой Тирлянского сельсовета Ириной Нагорновой и директором сельской библиотеки Гульнарой Гибадуллиной едем на сельское кладбище.

– Сколько партизан покоятся в братской могиле?

– Некоторые считают, что двенадцать, но отдельные краеведы утверждают, что погибших значительно больше.

Гульнара Раисовна говорит, что похороненные скорее всего были участниками партизанского отряда Сызранкина. Возможно, это тирлянские жители, которые просто симпатизировали большевикам. Когда отряды Дутова уходили из Тирляна, они якобы уничтожили всех активистов красного движения. Именно эти люди и похоронены в братской могиле.

Вот и кладбище. Рабочие (вернее – работницы) очищают заброшенные могилы от разросшегося кустарника и всякого хлама, который копился здесь многие годы.

«Где тирлянские мужики?» – думаю я. – «Глава администрации – женщина, и даже на кладбище порядок наводят женщины. Мужики-то куда делись?..»

Одна из работниц, словно читает мои мысли:

– Мы, тирлянские женщины, сильные. Всё выдержим!

Знакомлюсь с ней. Диля рассказывает много интересного:

– За три месяца работы я насчитала шесть или семь могил, где похоронены люди, прожившие более ста лет. Вообще, возраст похороненных в Тирляне редко превышает 70 лет…

На кладбище пронизывающий ветер, начинаются зимние холода. А женщины работают здесь с утра до вечера.

– А ещё я заметила, что здесь хоронили много детей, особенно в середине тридцатых и в сороковые годы.

– Может быть, это связано с репрессиями и войной? – предполагаю я. – Тогда дети просто умирали от голода, оставшись без родителей.

– Вполне возможно, – отвечает Диля.

Она несет охапку срезанных ветвей в общую кучу. Потом вдруг показывает на старое фото, которое сохранилось на одном из памятников:

– Посмотрите, какие лица. Благородные!

Идём к братской могиле. По пути замечаю, что на кладбище мирно соседствуют звездочки и кресты. Кстати, совершенно не понимаю людей, отрицающих советскую символику. Это, конечно, их право, но точно так же после 1917 года людей учили отрицать, например, крест и иную религиозную атрибутику. Нельзя быть такими управляемыми…

Кстати, с символикой у нас вообще проблема: сегодня находятся «умники», которые, отрицая звездочку, пытаются реабилитировать свастику…

Красная звездочка – законный символ нашего народа! С ней деды шли в бой и побеждали врага. Нельзя ее отрицать. В странах Запада красная звездочка многим колет глаза, и памятники с её изображением активно сносятся.

А мы, наоборот, будем возрождать!

– Весной мы покрасим памятник, – говорит Ирина Нагорнова, показывая на братскую могилу с большим металлическим постаментом.

Она добавляет, что когда-то здесь была бронзовая табличка, на которой значились имена погибших партизан. Табличку кто-то отодрал и сдал на цветмет.

– Мы сделали запрос в Уфимский архив с просьбой выяснить имена всех похороненных, – говорит Гульнара Раисовна.

Кто ты, партизанка Дуся?
Могила Давыдовой Е. А.

Рядом ещё одна партизанская могила. Читаю табличку: «Давыдова Евдокия Александровна, 1902-1930 годы. Красная партизанка из отряда братьев Кашириных».

На памятнике сохранилась фотография. Милое девичье лицо с полустертой улыбкой. Умерла, когда ей было всего 28 лет.

Разрешите звать её просто Дусей, как наверняка величали её в Тирляне (конечно, может быть, и Дуней, но Дуся мне нравится больше)…

Дуся, я думаю, была из разряда тех девчонок, которые рвались ко всему новому, неизведанному. Её наверняка поглотила революционная волна перемен, и она, как и многие из её поколения, жаждала обновления жизни.

Такие девушки, как Евдокия, всегда мечтали стать летчицами, полярницами. Они смело шли в бой или стояли у станков, осваивая мужские специальности. У нашей Дуси, возможно, не было тирлянских корней, и она пришла в заводской посёлок вместе с отрядом Кашириных из города Верхнеуральска. Или она была казачкой и поселилась в Тирляне после его освобождения от белых.

Кто ты, партизанка Дуся? Жутко интересно узнать подробности. Кто в тебя был влюблен? Кто посвящал тебе стихи? О чем или о ком ты плакала по ночам в подушку? Или партизанки не плачут?

Впрочем, зря я так. Дуся сейчас в Вечности, нельзя говорить о ней фривольно.

Кто ты, партизанка Дуся?
Сёстры милосердия партизанского отряда Каширина –
Е. А. Давыдова (слева) и Т. П. Кузнецова, 1919 г.

Я набрал в поисковике данные партизанки Дусе, и интернет мне выдал фотография двух девушек с подписью: «Сёстры милосердия партизанского отряда Каширина – Евдокия Александровна Давыдова и Таисия Петровна Кузнецова». Красавицы! Особенно Дуся. Посмотрите, какой чистый и детский взгляд…

Дусю я представляю другой: будучи сестрой милосердия, она наверняка не утратила религиозность, хотя и воевала в отряде красных партизан. Кстати, среди красных, я уверен, поначалу было много верующих: религиозные чувства никак не мешали идее строительства коммунизма. Можно предположить, что Дуся ходила в церковь, просила перед иконами себе хорошего жениха и молилась за всех раненых и убитых.

Впрочем, я несколько разошёлся в своих фантазиях. Позвонил в Вернеуральский музей, спросил о Евдокии Давыдовой и Таисии Кузнецовой. Сотрудники слышали эти фамилии и обещали предоставить дополнительную информацию, если таковая изыщется. А пока сообщили мне, что обе девушки на фото, которое я нашел в открытой сети, были комсомолками. Быть может, кто-нибудь из читателей поможет найти дополнительные сведения о Евдокии Давыдовой и её сестре Таисии Кузнецовой?

Напоследок глава Тирлянского сельсовета Ирина Нагорнова уверила:

– Могилу партизанки Евдокии Давыдовой мы тоже приведем в порядок.

В который раз повторю, что у Тирляна великая история! Много знаменитостей дал стране наш славный Тирлян.

В центре села – парк отдыха, там тоже есть могила, в которой покоится ещё один герой Гражданской войны – Алексей Яковлевич Оглоблин. Кстати, сын Алексея Оглоблина – Василий Алексеевич – почетный полярник Советского Союза. В открытых источниках нашел информацию, что в честь него названа коса на острове Малый Таймыр, она так и называется – Оглоблинская.

Давайте же по крохам соберем информацию о людях, которые сражались за светлое будущее. Часто о них не осталось никаких сведений, кроме могильных надписей. Пусть они в чём-то заблуждались, делали ошибки, но они были бесконечно искренним и честными людьми.

Такой я вижу и партизанку Евдокию. Или просто Дусю. В годы Гражданской войны, когда она стала сестрой милосердия, ей было всего-то 16 лет.

Источник:
Нагорнова, И. В. Кто ты, партизанка Дуся? : [о старых захоронениях на одном из тирлянских кладбищ беседа с главой Тирлянского сельсовета И. В. Нагорновой и библиотекарем Г. Р. Гибадуллиной / записал И. Калугин] / И. В. Нагорнова, Г. Р. Гибадуллина. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 25 ноября. – С. 11.