Храня наследие малой родины

Учитель школы села Ломовка Лариса Власова не только передаёт знания, но и сохраняет их для последующих поколений: она — руководитель музея.

Храня наследие малой родины
Лариса Фёдоровна Власова

Идея его создания принадлежит бывшему директору Анне Харькиной, а проект «Школьный музей» разработан Ларисой Власовой и Татьяной Масленниковой, которые в то время (2004 год) занимали должности заместителя директора по воспитательной работе и руководителя школьного музея соответственно. В сборе экспонатов участвовал почти весь коллектив учебного учреждения, в том числе ученики.

В истории музея был «период затишья». В 2022 году работа в нём возобновилась: дополнены коллекция предметов народного быта и исторические материалы, имеющиеся экспонаты приведены в порядок, а музей переименован в историко-этнографический «Наследие села Ломовка».

Лариса Фёдоровна окончила Свердловский государственный педагогический институт по специальности «Учитель начальных классов». По возвращении в родной край в 1998 году начала работать в школе села Ломовка. Преподаёт основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР), является классным руководителем, членом экспертной группы учителей культуры Башкортостана в городском методическом объединении.

– Важно не утратить историческое и культурное наследие малой родины, чтобы с уходом одного поколения мудрость перешла к другому, — рассказывает Лариса Фёдоровна. — Фольклором занимаюсь давно, можно сказать, что это — мой конёк.

Важно приблизить детей к старинному быту, традициям, обычаям. Потому информация преподносится в игровой форме, проводятся мастер-классы по разжиганию самовара, обработке шерсти (весенней и осенней), стирке, раздуву утюга, практическая работа у печи с ухватом.

На данный момент в музее представлено несколько экспозиций. Все они знакомят посетителей с интересными фактами, судьбами жителей села, народными традициями, бытом русского и башкирского народов в конце XIX — начале XX века. К примеру, красная герань в избе, кроме красоты, приносила и практическую пользу — защищала от моли и сглаза, а распространённая в ту пору зыбка развивала вестибулярный аппарат младенцев. Также в музее представлены работы ломовских умельцев. Всё это помогает глубже рассмотреть и понять материалы по истории, этнографии и культуре края.

– Работа школьного музея тесно связана с учебно-воспитательной деятельностью учащихся, — отмечает Лариса Федоровна. – На занятиях школьники учатся основам музееведения, составляют экскурсии по экспозициям.

Школьный музей принимает участие во многих мероприятиях. Исследовательские работы ребят занимают призовые места в соревнованиях муниципального, регионального, федерального уровней. Лариса Власова в 2017 году стала лауреатом I степени и обладателем диплома «За уникальный опыт краеведческой работы» во Всероссийском форуме «Педагогический Олимп-2017» в г. Сочи, а в 2019 году признана лауреатом II степени во Всероссийской научно-практической конференции «Лучшие педагогические практики современного образования».

Музей продолжает обновляться и готов встретить всех желающих.

Источник:
Власова, Л. Ф. Храня наследие малой родины : [беседа с учителем средней общеобразовательной школы с. Ломовка, руководителем историко-этнографического музея «Наследие села Ломовка» Л. Ф. Власовой / записала Н. Трускина] / Л. Ф. Власова. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2022. — № 41. – С. 7.