Престольный праздник в Ломовке
В Ломовку в Михайлов день я приехал рано, выйдя из автобуса, встретил свою старую знакомую, многодетную маму Наталью. Она тихо брела к церкви. Поздравив друг друга с праздником, мы сцепились руками «в колечко» и пошли по узкой тропинке, чтобы успеть на службу.
Ломовка давно проснулась. Петухи прокричали свою песнь, бурёнки и телята насытились кормом, который им спозаранку выдали ломовские хозяюшки.
Снегу навалило! Солнце отражается в свежих сугробах, и белоснежная церковка слилась с ними в одно целое.
Наталья поблагодарила меня за то, что помог добраться до церкви. Такие они, русские женщины: стоит им в автобусе место уступить или руку подать при выходе, как они уже от счастья чуть ли не разреветься готовы. Не избалованы они, наши бабоньки. Зато умеют молиться, как никто другой. «Приидите, поклонимся и припадём Христу Богу нашему…» — разносится по храму.
Эту церковь построили местные предприниматели на месте бывшей церкви, которую закрыли ещё в годы хрущевской оттепели, а затем она сгорела. Новый храм, как и прежний, носит имя Архангела Михаила.
Чудная церковка! Сразу чувствуется какая-та особенность в атмосфере. Очевидно, сказывается намоленность этого места.
По преданию, каждый храм охраняет Ангел, он стоит возле престола. И даже если храм разрушают, он продолжает находиться на святом месте: стоит и скорбит… Впрочем, сегодня ломовский Ангел наверняка радуется тому, что здесь сумели возродить святыню.
Начинается служба. На престольный праздник села приехали паломники из Белорецка.
– Ты сегодня кто: Шрайбикус или помолиться пришел? – спрашивает меня одна прихожанка.
Не знаю, как ответить. Наверное, пятьдесят на пятьдесят.
Вспоминаю рассказы старожилов о Ломовке, а также то, что сумел сам прочитать об этом уникальном русском селе.
Почему оно уникальное? Дело в том, что жители Ломовки всегда были несколько в стороне от больших политических поветрий, которые случались в России и привели в итоге к революции. Этот народ был весьма консервативным и религиозным. Недаром бородатые ломовцы, вооружившись колами, выгнали из своего села белорецких демонстрантов во время первой русской революции 1905 года.
Ломовцы были вольными людьми. Они любили Бога и царя. Возили руду с горы Магнитной на Белорецкий завод и из поколения в поколение передавали звание (именно звание!) ломового извозчика, чем всегда гордились. Жили они свободно, как казаки. Им незачем было бороться за восьмичасовой рабочий день и прочие революционные новшества. А ломовая лошадь для них была в буквальном смысле кормилицей.
А вот какие данные предоставляет протоиерей Михаил Фёдоров, он долгое время занимался изучением церковной истории Белоречья. Напомню, в праздник явления чудотворной Табынской иконы Божией Матери на Девятую пятницу раньше ходили крестным ходом на источник, чтобы священник освящал воду. В 1912 году крестный ход с Табынской иконой прошел по Ломовке. Сельчане с большой радостью и благоговением встречали святыню уральского края.
В 1916 году Ломовку посетил епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий. В его окружении был Михаил Филологов, протоиерей из Оренбурга, который вёл дневник, аккуратно записывая туда все данные о посещении владыкой заводских посёлков и сёл. В нём говорится, что в Ломовке они увидели чистую, благоукрашенную деревянную церковь. Молодой, энергичный священник Пётр Егоров встретил владыку живым красноречивым словом: «За 25 лет существования нашего прихода ты, владыка, из архиереев пришёл к нам первым!»
К Ломовке имел касательство и дед нынешнего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — священник Василий Степанович Гундяев. Об этом свидетельствует молитвослов с подписью отца Василия, который попал к протоиерею Михаилу Фёдорову. Сан Василий Гундяев принял в середине 50-х годов, а до этого за свои религиозные убеждения в общей сложности прошёл 46 тюрем и лагерей и 7 ссылок.
А вот еще один интересный факт, который рассказал когда-то белорецкий краевед Алексей Дмитриев. Мало кто знает, что именно ломовские мужики, гурьбой явившись в Белорецк, устроили потасовку с милицией по поводу закрытия Белорецкого храма. Это случилось в 1929 году. Ломовцы пытались воспрепятствовать властям, которые решили отобрать храм у верующих.
Впрочем, достаточно истории, вернемся в наши дни.
Всех приглашают на трапезу. Две сестры — Ирина и Римма — суетятся с подносами, тарелками, стаканами и пирогами, которые принесли ломовские хозяюшки.
Всегда удивляюсь такому факту: после еды в трапезной даже постной пищи потом целый день ощущаешь сытость. А зайдёшь в столовую или кафе, возьмешь всего вдоволь, наешься, а через полчаса почему-то опять кушать хочется. Почему?
Начинается крестный ход от церкви до клуба. В старые времена крестные ходы в Ломовке заполняли всю центральную улицу. Каждый сельчанин считал своим долгом пройти с молитвой какое-нибудь расстояние, еще лучше, если с иконой. Сегодня небольшой ручеек верующих течёт по заснеженной кромке дороги. И это в основном женщины.
Религиозная часть праздника плавно переходит в светскую.
Встречаю Ангелину Чернову, директора ломовского многофункционального клуба.
Культура в нашем Белоречье развивается очень активно, но ломовский клуб в этом смысле — один из передовых! Судите сами: здесь четыре коллектива носят звание «народный» или «образцовый», а всего в клубе — восемнадцать творческих объединений. Начинала возрождать ломовскую самобытную культуру Лариса Власова, человек инициативный, талантливый и бесконечно преданный своему делу. Она тоже была заведующей клубом, а сегодня перешла на работу в местную школу.
Ангелина Чернова со своими сподвижниками стараются высоко держать марку ломовской самобытности:
– В этом году, который был объявлен Годом культурного наследия народов России, мы провели огромную работу по воссозданию ломовских традиций, — рассказывает она. – Получили грант Фонда культурных инициатив президента России. Эти 381 тысячу рублей планируем потратить на замену мультимедийного оборудования, чтобы совершать фольклорные и этнографические экспедиции. А еще планируем выпустить сборник под названием «Наследие Ломовки».
Спрашиваю художественного руководителя клуба Елену Бурлакову:
– Почему ломовцы такие творческие?
– Наверное, сказался факт переплетения традиций и культур, — отвечает она. – Сюда завезли крестьян из разных губерний.
– Только надо говорить не ломовцы, а ломовчане, — аккуратно поправляет меня Ангелина Вячеславовна.
– О чем вы мечтаете? – спрашиваю своих собеседниц.
– Разумеется, о новом социально-культурном центре! – отвечают они почти хором.
Сегодня ломовский клуб, где творчество бьёт ключом, располагается в обветшалом латанном-перелатанном здании.
В Ломовке жить престижно! Село растет и строится, сейчас там проживают более трех тысяч жителей.
– Три улицы, что выше храма, уже застроены полностью, — рассказывает глава Ломовского сельсовета Сергей Фёдоров.
– Ломовчане – они какие?
– Домовитые! — с улыбкой говорит Сергей Александрович. – Хозяйственные! — демонстративно напирая на «о», ведь местный диалект давно стал своеобразным памятником.
Да, раньше ломовские жители окали. Сегодня этот чудный говорок постепенно пропадает. Помню, в школе мы смеялись над мальчуганом, который по-ломовски окал, потому что вырос там.
– Все над нами подшучивают, — говорит Юлия Бетина, участница народного фольклорного вокального ансамбля «Ломовочка». – В своё время на все праздники мы стряпали пермени. Именно — пермени! Так мы их называли. Это по-городскому – пельмени. А мы даже не умели выговаривать это слово, потому что у нас – пермени!
– За что все так любят русскую песню? – спрашиваю одну из участниц народного фольклорного ансамбля «Ломовочка».
– За широту, искренность и душевность, — отвечает Лидия Ларина.
В местной школе в день Архангела Михаила проводится конкурс пирогов.
Ах, чего тут только нет! Кроме курников, еще пироги с капустой, с мясом, всевозможные сладкие начинки, а ещё — царские ватрушки, дружные семейки и всё такое прочее. Приехали на конкурс участницы из других сел. Правда, самые активные всё-таки ломовские хозяюшки. Подхожу к одной из них и спрашиваю:
– А почему курник надо есть только со сковороды?
– Потому что там весь рассол! – поясняет мне Нина Евтеева. – Вообще, курник едят так: снимают с пирога верхнюю корочку и ложкой едят внутреннее содержимое.
Дарья Мосалёва рассказывает о ломовских пышках, угощает меня. Изумительный вкус! По-моему, такие готовят только в этом селе.
– Это сладкие булочки из дрожжевого теста, покрытые пастой, приготовленной из конопляного семени, — поясняет Дарья Ивановна.
Она подробно рассказывает, как их приготовить. Рецептом делиться не буду, он достаточно громоздкий. Лучше приезжайте на любой праздник в Ломовку, и вас хозяюшки научат, как готовить пышки (их, кстати, ещё называют грязными булочками).
На торжественной части праздника поздравлений и подарков было множество.
Руководители творческого проекта «Одежда Белорецка и Белорецкого района на рубеже 19-20 веков» Татьяна Булавина и Нина Дёмичева преподнесли в дар местному клубу двух кукол-столбушек, наряженных в исторические ломовские костюмы, такие жители села носили два века назад.
Значимыми стали и слова главы администрации Белорецкого района Андрея Иванюты:
– Спасибо, ломовчане, что возрождаете веру и умеете хранить свои традиции!..
Источник:
Чернова, А. В. Престольный праздник в Ломовке : [в Ломовке отпраздновали Михайлов день. Беседа с директором многофункционального клуба А. В. Черновой и главой сельсовета С. А. Федоровым / записал И. Калугин] / А. В. Чернова, С. А. Федоров. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 25 ноября. – С. 12.
