Немного из истории 130-летнего села
Как известно краеведам, вторая волна строительства металлургических заводов в Белоречье приходится на конец 19-го века. Именно к тому времени были построены Инзерский, Зигазинский, Лемезинский чугуноплавильный и восстанавливался Архангельский медеплавильный заводы. А наш Зигазинский завод, бурый железняк для которого на лошадях везли с Туканского, Комаровского, Тарского рудных мест, начал работать в 1890 году. Именно тогда рудокопы стали строить себе в этих местах посёлки с одноимёнными названиями. Как осваивался этот дикий край подробно рассказывали в начале 70-х годов прошлого века последние старожилы Ефрем Крюков, Мартын Кудряшов, Иван Ефимов и другие. Остатки воспоминаний хранились в архиве давно исчезнувшей Тарской школы.
Впрочем, мне хотелось бы напомнить читателям газеты о временах социалистического энтузиазма для горняков Тукана, который относится к 1984-85 годам. В те времена мне пришлось работать председателем профсоюзного комитета Туканского рудоуправления, а наш край гремел, взрывая рудные пласты, раскапывая экскаваторами разрыхленную породу. По железной дороге в белорецкие домны отсюда с короткими интервалами (до 10 грузовых составов в сутки) отправлялась подготовленная к плавке туканская руда. Вся Туканская долина гудела и грохотала, обеспечивая круглосуточную работу рудников. Не смыкая глаз, трудились и по ночам светились огнями поселки Тара, Тукан, Ермотаево, Комарово, Западная Майгашля. То были времена!
Рудоуправление поставило перед работниками задачу установить рекорд производства товарной руды. В наивысший пик добычи две промывочные фабрики выдали под погрузку 360 тысяч тонн сырья для домен Белорецкого завода.
С помощью каких рычагов при тогдашней скудной механизации удалось достигнуть таких результатов? Оказывается, все было не так уж и затейливо. Инициативы по повышению производительности труда, культуры производства, улучшению жилищных условий принимались и поддерживались всеми звеньями управления. Социалистическое соревнование между карьерами, участками, бригадами было приоритетным направлением в коллективах. Для повышения зарплаты тогда было пересмотрено отраслевое положение по оплате труда, а на карьерах и участках были построены новые бытовые помещения для рабочих. На улице Матросова началось возведение коттеджей. Желающим построить свой дом выдавались безвозмездные ссуды. Была ликвидирована очередь на обеспечение дровами, а для подвоза сена для личных подворий были выделены тракторы и автотранспорт.
К рабочим местам горняков стали доставлять на комфортабельных вахтовках. Для вновь открытого карьера Верхняя Каранда поступила новая техника: буровые станки, экскаваторы, бульдозеры, автомашины «БелАЗ». Началось строительство автодороги в сторону Улу-Елги. Туканцы стали приобретать легковые автомобили. Более 120 горняков получили звание «Ударник коммунистического труда», 300 рабочих были награждены медалями «Ветеран труда».
Тогда же на стадионе поселка устроили Масленицу — народное гуляние с тройками, блинами, песнями, гармошками.
Слово «работодатель», как сейчас принято называть начальство, тогда не знали, зато доверительные и честные отношения между рабочими и начальством хорошо послужили всеобщему трудовому подъему. Тезис: от каждого по способностям – каждому по труду, – работал не зависимо от должности и сплачивал трудовые коллективы для выполнения плановых заданий. Каждый работник был членом профсоюза, что обязывало его честно трудиться и гарантировало защиту его прав…
К сожалению, все хорошее заканчивается. На нашу синюю туканскую долину в конце 20-го века опустился закат тишины. Наступит ли очередное яркое утро?
Источник:
Иванов, Е. Немного из истории 130-летнего села : [о временах социалистического энтузиазма для горняков Тукана, который относится к 1984-85 годам] / Е. Иванов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2018. – 29 мая. – С. 5.