Живёт в Сосновке человек-легенда
Шайхрахман Синагатуллович Синагатуллин родился в марте 1928 года в Дюртюлинском районе и с родителями подростком приехал в Белорецкий район. Уже к десяти годам вместе с матерью он работал в колхозе «Нура». Потом заочно получил образование, стал зоотехником. Сегодня Шайхрахман Синагатуллович проживает в селе Сосновка. Бывший комсомольско-партийный работник, главный зоотехник колхоза «Заря», он награждён орденом Красной Звезды, медалями как труженик тыла, званием «Заслуженный работник сельского хозяйства» нашей республики.
Его босоногое детство прошло в годы коллективизации, юность — в тягостных для подростка трудах голодного военного времени, а вся сознательная жизнь – в работе по укреплению колхоза. Человек, переживший все это, помнит имена и фамилии тех, с кем ему пришлось общаться в трудовые будни: пастухов, лесника, зоотехника, секретаря комсомольской и партийной организаций, председателей сельсовета… В наши дни мало кто представляет и понимает, что значило быть на посту главного зоотехника колхоза. Падёж скота десятками, а то и сотнями был в колхозах обычным делом, но за всё это головой отвечал главный зоотехник. Видел он и тихие слезы домохозяек, и босые ноги девчонок и мальчишек, которым за все лето не доставалось ни одной пары хоть какой-нибудь обуви. Знал он и про пустые столы сельчан, которые заставлялись едой только по большим праздникам. Молоко, сметана, масло, мясо, яйца уходили на уплату госналогов. А еще зоотехник нёс ответственность за качество, организацию работы животноводов и доярок на летниках. Сломалась машина, скисло молоко, и работа за целый день – псу под хвост. Высох ручей, в котором хранились фляги со свежим надоем, надо уходить с обжитого места, гнать куда-то скот, обустраивать работников. И все заботы — на плечах главного зоотехника, у которого не спрашивают, когда он спал, ел, отдыхал ли… Как он выходил из этих ситуаций? Об этом я спрашиваю у самого ветерана…
– Мне есть, что рассказать, на три книги хватит, — шутит Шайхрахман-агай, — вспомнить только детство, когда уже с 13 лет работал наравне со взрослыми. Об этих годах писали много, не буду пересказывать… А вот о том, как работалось с людьми в более поздние годы, — могу.
Единственное мое оружие — это убеждение, уговоры, договоры. Умение работать с народом — это не каждому под силу. Расскажу, как я испытал нового секретаря парткома в первый день его назначения. Он у нас в колхозе был хорошим работником на ответственной должности, но работник кабинетный. А в это время, как и всегда, была острая нехватка доярок. Повез его с собой к одной молодой женщине, которую нужно было «сосватать» на эту работу. Сам сижу в машине, нарочно не захожу, жду, сможет ли уговорить упрямую девушку на трудное дело. Прошло некоторое время, смотрю, выходит мой новый партком, ведет под ручку новоиспеченную доярку… Ну, думаю, разговаривать с людьми умеет, значит, хорошим секретарем парткома будет! – улыбается ветеран.
Отмечу, что в любом руководителе им ценилось, прежде всего, умение работать с народом. И то, что Синагатуллина уважали и слушались, могли пойти с ним до последнего – не случайность. Вот еще один пример, подтверждающий эти выводы. Я бы назвала это героизмом, достойным награды орденом, если бы случилось такое в военное время.
Был год страшнейшей засухи. Как прокормить скот? Зоотехника направляют в Николаевку, Махмутово. Там — почти такая же история: для покоса нет травы. Едет он дальше в горы. Возле Верхней Арши есть неплохие поляны, но лесник возражает, говорит, что аршинцам не хватит травы для личной скотины. Синагатуллин направляется в горы, добравшись до места, обходит поля, а потом под огромной упавшей пихтой находит и воду. Осталось добраться до телефона, позвонить председателю колхоза «Заря» Фаткуллину. Зоотехник просит прислать работников для заготовки сена. Бригада прибывает незамедлительно, заготовленных кормов коровам должно хватить до весны. Но как вывезти сено по бездорожью из дикой тайги, по болотам и оврагам, по горам с крутыми спусками и скалами? А если привести стадо туда? Кажется, дико всё это, но коров перегоняют. А кто согласится с таким количеством скота перезимовать в лесу, где до ближайшего жилья километров сто?
– Но и здесь нашелся выход, — говорит Синагатуллин. — Уговорил я все-таки двух отважных мужчин — Давлетбая и Кунакбая Аубакировых из Рысакаево. Я им благодарен до сих пор, рысакаевцы всегда были молодцы. Сараев нет, только снежное поле вокруг, а эти парни собрали хвойный лапник и сложили под ноги. Потом согнали туда скотину, коровы встали головами к центру, грели друг друга дыханием, так и пережили зиму. Благо, что сена было много. А вот соли нет, да и много чего им еще надо. Поехали мы опять на зимовье, повезли соль, муку, хомуты и все, что нужно ребятам. А водитель наш — в ботиночках, в Тирляне пришлось купить ему зимнюю обувь. Так бы не выжил, сколько мы по тайге походили тогда, Машак перевалили. Километров двадцать прошли пешком по глубокому снегу, пришлось оставить машину, чтобы бензин сэкономить. Часть груза на себе несли, потом вернулись к машине с ребятами, другую часть на зимовку отнесли. Когда возвращались домой, чтобы на асфальт быстрее выехать, свернули на другую дорогу и заблудились. Домой вернулись только через три дня. Там нас уже потеряли, жена – в слезах, думала, в тайге снегом нас занесло…
Воспоминаний у ветерана труда много. И все они связаны с героическими усилиями человека, который не отступал перед трудностями.
– Ой, много раз я выручал колхоз в свое время, — вздыхает он. И снова со смехом, с шутками-прибаутками рассказывает, как весь состав животноводов колхоза сделал членами организации по охране природы, которую в то время возглавлял бывший секретарь райкома партии Пётр Фёдорович Сафонов.
– Чтобы сами боролись против потрав, а то пустят коров на лесные посадки, а руководство – в ответе, – хитро улыбается он. — Смекалка нужна любому хозяину. Вот почему умирали телята? У тех, кто не занимался подготовкой коров к родам — умирали. А наши – нет. Потому что мы за 2-3 месяца до отёла добавляли в рацион стельных коров по 3 кг хвойной муки. Не сжигали хвойные лапки в кострах на делянках, а привозили в бригады, заставляли готовить муку самим. Разве трудное дело? Между прочим, на госэкзаменах в зоотехническом техникуме, когда я рассказал, как мы боремся за здоровое потомство, мне поставили «отлично», — радуется Синагатуллин, будто вчера получил эту высокую оценку.
Мы с Шайхрахманом Синагатулловичем сидим в его уютном доме. Жена его Хатима Хилажевна со своими молодыми соседками готовится встречать гостей. Всё делается в доме неспешно, несуетливо. Я представляю, как здесь хорошо детям и внукам Синагатуллиных. Недаром приезжающие раньше в колхоз молодые специалисты чувствовали себя здесь, как дома. Вот что говорит о юбиляре Харис Шарафеевич Хадыев, один из руководителей района республики:
– Синагатуллин для нас, прибывших тогда из сельхозинститута в колхоз по направлению, как родной отец. Он был для нас наставником, я скажу больше: во-первых, он — мудрец от Бога, во-вторых — трудоголик от роду, в-третьих, за что я его уважаю безмерно, он — прекрасный семьянин, заботливый муж, отец троих детей, ведущий здоровый образ жизни. Все эти ценные человеческие качества дарят ему долголетие, жизнь без потери памяти и разума. Шайхрахман Синагатуллинович многим дал путевку в жизнь, его ученики – это известные в районе и селе специалисты Фатих Мухаметдинов, Пётр Катков, Динислам Мусин, Раис Бадретдинов, Ильяс Хафизов, Рабис Кабиров, Расуль Сахияров, Люза Сафуанова, Гариф Постубаев и многие другие, всех не перечислишь. Его безупречное поведение, умение убеждать словом, житейская хитрость, проявляемые при решении самых сложных проблем — все это могло бы стать очень полезным учебником жизни. От себя лично и от лица его учеников хочу поздравить юбиляра с 90-летием, пожелать нашему Учителю крепкого здоровья, чтобы он встретил еще один юбилей. Как говорят умные люди, жизнь дается каждому, а долголетие — самому достойному, — завершил Харис Шарафеевич.
К поздравлениям присоединяюсь и я, автор этих строк. У меня к юбиляру тоже особое отношение. Коммунист, общественник, государственник. Всегда свою работу он ставил на первое место, а быт его интересовал мало. Что еще скажешь… Да, уходит от нас то время, когда интересы общества выходили на первый план. Уходят потихоньку и те, о чьей честности, самоотдаче, скромности и нетребовательности можно складывать легенды. Они и сейчас живут ничего не прося, обходясь во всём своими силами, не желая досаждать не только государству, но и своим детям, не соглашаясь поменять трудную деревенскую на беззаботную городскую жизнь. И дай Бог им сил и здоровья, чтобы такие люди оставались с нами подольше как пример достойной жизни, полной труда и лишений. И героизма.
Источник:
Синагатуллин, Ш. С. Живет в Сосновке человек-легенда : [Ш. С. Синагатуллин — заслуженный работник сельского хозяйства РБ. Беседа / записала Г. Мустафина] / Ш. С. Синагатуллин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2018. – 23 марта. – С. 8.
