В Западной Майгашле добывали руду

Западная Майгашля – деревня в Белорецком районе, с 2005 года имеет современный статус. Не стоит путать этот населённый пункт с Майгашлёй, это абсолютно разные поселения, хотя оба находятся на территории Туканского сельсовета.

Послевоенная экономика СССР планово развивалась, и необходимость в металлургическом прокате резко возросла. Предприятия требовали увеличения поставок рудного сырья.

Белорецкий металлургический комбинат располагал прекрасной рудной сырьевой базой, поэтому имел возможность производить чугунное литьё, стальной прокат для машиностроения страны и развивать сталепроволочное производство завода № 706.

В Западной Майгашле добывали руду

Западно-Майгашлинское месторождение было известно давно. В южной части рудный пласт поднимался над поверхностью земли более чем на 20 метров, но плотная порода была недоступна без буровзрывных работ. Ручными перфораторами от стационарного компрессора, установленного под открытым небом, рабочие бурили шпуры (отверстия), заряжали аммонитом и взрывали. Эти работы велись круглые сутки. В ночное время карьер освещался при помощи костров из заранее заготовленных дров. Экскаваторы, которыми грузили руду, были практически самодельными. На самосвалах сырьё перевозили на Тарскую фабрику.

К 1950 году управлением БМК и районным отделом компартии было принято решение организовать работу предприятия по добыче руды в Западной Майгашле, построить посёлок для горняков из быстровозводимых срубов бревенчатого типа и начать добычу бурого железняка. Рудник начал свою работу в 1954 году и вошёл в состав Туканского рудоуправления. Параллельно на месторождении был организован отдел капитального строительства (ОКС).

Рабочие из Тукана, Майгашли, Ермотаево, Комарово, Тары, Кукашки плечом к плечу трудились как в забое, так и на строительстве объектов карьера и посёлка. Работы велись в сжатые сроки, часто нарушалась техника безопасности, что вело к травмам работников, были и трагические случаи. Но энтузиазм тружеников, которые создавали для себя новую жизнь, был высок.

Возводились и дома: целая улица новеньких многоквартирных деревянных бараков выросла всего за два года.

В Западной Майгашле добывали руду

От 172-го километра БЖД построили железнодорожную ветку к промывочной фабрике Западно-Майгашлинского карьера. Была проложена железнодорожная внутрикарьерная линия узкой колеи. Паровозы стали основным транспортным средством при перевозке горной массы. Руководил процессом горный инженер, участник Великой Отечественной войны Михаил Васильевич Орлов, он одним из первых поселился с семьёй в построенном доме нового посёлка.

Директором Туканского рудоуправления в то время был Николай Григорьевич Шевченко, который имел большой опыт в горном деле. Как руководитель строящегося предприятия, он сумел организовать все звенья производства таким образом, что там одновременно добывали руду и строили необходимые объекты.

К 1955 году в Западной Майгашле ввели в эксплуатацию производственные здания: раскомандировку (контору, занимающуюся распределением рабочих, а также помещение, где она находилась) с рабочей столовой, механический цех, электроцех, железнодорожное депо для паровозов, гараж для автотранспорта.

Заработала дробильно-промывочная обогатительная фабрика производственной мощностью в 650 тонн горнорудной массы в сутки.

Начальником депо стал Иван Андреевич Горбатов, механическую службу возглавил Виктор Михайлович Зеркин, электрослужбу – Константин Филиппович Селивёрстов, бригаду путейцев – Галим Хафизов, снабженцем и заведующим конным двором был Иван Мартынович Кудряшов, заведующим гаражом – Иван Егорович Титов.

На смену первым руководителям приходили молодые специалисты, такие как Виктор и Валентин Дубровские, Николай Калугин, Виктор Заика, Александр Машков, Геннадий Алексеевич Афанасьев, Сергей Иванович Шемякин.

После окончания средних и высших учебных заведений через карьер Западной Майгашли прошли десятка три будущих горняков, которые получили практические навыки своей профессии.

С развитием рудника рос и посёлок. Открыли магазин от ОРСа Белорецкого металлургического комбината, там в разное время работали Анна Максимова, Екатерина Калугина, Мария Жерякова, Земфира Исламова, Рамиля Суяргулова.

Начала работать начальная школа, учителями в ней были Леонид Антонович Захаров, Людмила Аверьянова, Гузель Аргынбаева, Валима Яныбаева. После пятого класса на автобусе «Кавзик» учеников возили в Тарскую восьмилетнюю школу и обратно (за 5 километров от посёлка). Окончив учёбу, ребята поступали в техникумы и институты. Взрослые горняки, желающие получить 8-летнее образование, учились в Тарской вечерней школе.

В это же время организовали «Красный уголок», где два раза в неделю демонстрировали художественные фильмы узкоплёночным аппаратом «Украина».

Продукты и кинобанки доставлялись из Тукана вахтовками Туканского рудоуправления. Специальная машина, которую называли хлебовозка, пять раз в неделю доставляла хлеб и продукты в рабочий посёлок, а почту – до Тары, оттуда почтальоны забирали корреспонденцию и разносили жителям Западной Майгашли.

Водозаборная скважина, оборудованная самодельным насосом, обеспечивала посёлок и карьер питьевой водой. Рядом построили общественную баню, она работала по графику, составленному жителями, которые ее и обслуживали. Общественный контроль был добровольный и давал положительный результат в плане чистоты и гигиены.

Телефонная связь работала через коммутатор Тукана, аппараты были установлены в квартирах начальника карьера и механика.

В посёлке был открыт медпункт, но работал он недолго, после отъезда медсестры его закрыли.

Не обошла стороной Западную Майгашлю и культурная жизнь. Многие жители посёлка, как взрослые, так и дети, были активными участниками художественной самодеятельности.

В Западной Майгашле добывали руду
Р. Х. Хайретдинов

Немало горняков Западно-Майгашлинского рудника стали ударниками коммунистического труда, а Р. Х. Хайретдинов был занесён в Книгу Почёта Туканского рудоуправления.

Про Равиля Хисамутдиновича было написано так: лучший бурильщик на Западно-Майгашлинском руднике, работал в Туканском рудоуправлении с 1954 года, ударник коммунистического труда, выполнял нормы выработки за 1975 год на 117,2%.

В Западной Майгашле добывали руду
Экскаваторщик на руднике Е. И. Иванов

Когда-то на руднике экскаваторщиком работал и я, а мой отец – Илья Георгиевич Иванов – был электриком, в Туканском рудоуправлении трудился с марта 1947 года, отмечен как отличник производства в 1968 году, ударник коммунистического труда и лучший по профессии – в 1982 году.

Постепенно на рудник приходила новая техника: узкоколейные паровозы, автомобили-самосвалы, экскаваторы, ударно-канатные буровые станки, компрессоры, скреперы. Ремонт старой и сломанной производился на месте, в механическом цехе, что значительно сокращало время простоя.

Постепенно были построены склады для взрывчатых материалов, конный двор, отсыпали две дамбы для воды и «хвостов» (отходов с минимальным содержанием полезного компонента). Рукотворный пруд сохранился в Западной Майгашле до сих пор. Вода из него поступала через насосную установку на промывочную фабрику. В дальнейшем для промывки руды брали воду из отстойника.

Практически в каждой семье посёлка держали корову, овец, в некоторых хозяйствах были лошади. Конечно, сажали картофель, да по несколько участков – десятками соток. Вот только погода, бывало, подводила.

В состав Западно-Майгашлинского рудника в разное время входили карьеры по добыче руды: Западная Майгашля (центральный), с 1972 года – Туссаган (нижний), с 1980 года – Тара.

Внутрикарьерный железнодорожный транспорт на карьере закрыли в 1964 году. Тогда было большое сокращение рабочих мест, что привело к оттоку населения в другие места.

С 1950-го по 1980 год БМК работал практически целиком на очень качественной руде с Туканского и Западно-Майгашлинского месторождений. На эту руду был большой спрос и на рынке металлов. Существовал даже патент на производство особой стали марки «БП-1» (белорецкая первородная).

Никто не предполагал, что всё это отлаженное хозяйство и быт рухнут. Западно-Майгашлинское месторождение разрабатывалось открытым способом несколькими карьерами, в настоящее время месторождение не эксплуатируется и находится в государственном резерве.

По официальной информации, закрытие Западно-Майгашлинского рудника ввиду отставания вскрышных работ датируется 1996 годом. Через несколько лет исчезнет и рабочий поселок Западная Майгашля, который отстроили в 1954 году для рабочих и служащих.

Сегодня на месте капитальных сооружений – изрытая местность. Это «археологи» по-прежнему ищут здесь металл, оставшийся после закрытия фабрики и рудника.

Опустела Западная Майгашля в 2021 году, когда в Тукан переехал последний житель деревни, бывший начальник карьера Сергей Иванович Шемякин.

Теперь на карте Белорецкого района есть еще одна деревня, где фактически не проживает ни одного человека. И память о Западно-Майгашлинском руднике, к сожалению, уходит из жизни вместе с бывшими работниками.

Источник:
Иванов, Е. И. В Западной Майгашле добывали руду : [история Западно-Майгашлинского рудника и деревни Западная Майгашля (Туканский сельсовет)] / Е. И. Иванов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023 – 30 июня. – С. 6.