Авзянская тальяночка
В зале Дворца культуры собралось человек тридцать-сорок, в основном – друзья, соратники и творческие сподвижники Евгения Калугина. Он представил две свои новые картины – «Авзянская тальяночка» и «Шесть историй». Закрытый показ…
Сразу скажу, что второй фильм я смотрел плохо. Его надо было показывать отдельно, а не после «тальяночки»: яркое впечатление от первого фильма мешало восприятию второго. Поэтому моя реплика касается только «Авзянской тальяночки».
Фильм самобытный. Я много раз предлагал Жене Калугину снимать именно такое кино – на основе местного колорита. У нас уникальные традиции, необыкновенные люди и переплетение культур, которое дает совершенно неповторимые образцы. В конце концов, про бомжей нынче снимают многие (один из первых фильмов Калугина был именно об этом), а вот про Авзянскую тальяночку – знают не все. Или вообще не знают.
Это простая и непритязательная история о русской гармошке, которую в народе величали тальянкой. Но в Авзяне тальяночка была особенной, потому что ее творил местный мастер Тимофей Андреич Трофимов. В Авзяне все делают на свой лад. Авзянская гармошка – звонкая, голосистая и легкая. Фильм именно об этом. Хотя…
– Здесь нужна загадка! – твердил Женя Калугин, начиная работать над фильмом. Мы с ним вместе поехали в Верхний Авзян: Женя на «творческую разведку», а я — писать очерк об «тимошкиной» гармошке (или «тимонькиной», говоря сугубо по-авзянски). Если исходить из корней, то мы оба — авзянские. Только он с зигазинским коленцем, я — с белорецким. И фамилия у нас авзянская. Поэтому тема про гармошку сразу понравилась. Женя радовался, как ребенок, когда узнал, что Тимофей Андреевич голоса для своих гармошек раскатывал из гильз, которые находил здесь же, в Авзяне. Гильзы остались после гражданской войны. Эту тему автор здорово обыграл в фильме….
А еще в фильме много грусти. Хотя это, быть может, сугубо личное восприятие… Да, мне было грустно смотреть этот фильм! В нем – в основном одни старики и старушки. Они и составляют тот русский, самобытнейший Авзян, который я бесконечно люблю. Остальной Авзян – такой же, как и везде. Тут комментировать нечего. И не хочется…
Смотришь фильм и думаешь: уходит традиционная русская жизнь. Под грустные всхлипывания тальяночки или под веселые переборы – у-хо-дит! Исчезает кусками и пластами. Мы зависаем в каком-то бездушно-цифровом пространстве. Да, нас всех уже оцифровали или успешно оцифровывают… Впрочем, не стану развивать эту мысль – она выходит за пределы обсуждаемой темы. Скажу лишь вот что: лет через двадцать пять-тридцать Женя поедет снимать очередной фильм про Верхний Авзян, и встретит уже не милых бабушек, поющих под тальяночку, а разбитных топ-старушек с татуировками. Они бойко протараторят реп с притопом, который к тому времени станем уже фольклором…
Я не стану в подробностях передавать сюжет фильма и анализировать детали. В конце концов, это реплика, а не рецензия. На закрытом показе был глава администрации района В. Г. Миронов. Фильм его, что говорится, зацепил. Владислав Геннадьевич вспомнил своего деда, который тоже играл на гармошке. А еще предложил показать фильм в школах.
И ещё…
Этот короткометражный фильм – как маленькая отдушина в прошлое, где тальяночка была неотъемлемой спутницей русского бытия; где люди жили беднее и скромнее, чем мы, терпели нужды и беды, но у них, по образному выражению Василия Макаровича (надо называть фамилию?), были светлые души.
Источник:
Калугин, И. Авзянская тальяночка : [короткометражный фильм Е. Калугина о русской гармошке, которую в народе величали тальянкой — «Авзянская тальяночка»] / И. Калугин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2013. – 14 января.