Как живёт сельская школа

Школа в старинном селе Верхний Авзян — это адаптивное учреждение со смешанным контингентом обучающихся. В школьной «Точке роста» имеется компьютерный кабинет, где размещены 15 современных компьютеров, кабинет информационно-коммуникационных технологий, интерактивный комплекс, шлем виртуальной реальности, квадрокоптер с камерой, управляемый с мобильного устройства, 3D-принтер, во всех кабинетах выход в интернет. С первого класса дети знакомятся с шахматами. В школе работают музей «И память, и слава» — центр гражданского патриотического воспитания и спортивный клуб «Добрыня». У нас не ребёнок приспосабливается к школе, а школа к нему. Это приоритетное направление всей педагогики сотрудничества в сельской школе с давними традициями новаторства.

Лето — долгожданная пора для многих людей, но особенно для школьников. Уроки можно не учить, в школу можно не ходить…

Однако приходит лето, и ребятишки понимают, что поговорка: «Школа — твой дом родной» — это не пустые слова. И каждое утро в родную школу вереницей бегут ребятишки разных возрастов. Одни — на детскую площадку, где ты и артист, и первооткрыватель, и художник, и изобретатель, а твои фантазии ограничиваются разве что соображениями безопасности. Другие, чтобы привести пришкольную территорию в опрятный вид, приготовить свой класс к новому учебному году. Школа на селе — центр развития, отдыха, развлечений, исследований. Так было и остаётся в наши дни.

Как живёт сельская школа

Много лет при авзянской школе работал детский лагерь дневного пребывания, куда приходили ребята от первого класса до 14 лет. Организовывали и летний трудовой лагерь или лагерь труда и отдыха для учеников 8-10 классов. Двух- или трехразовое сбалансированное питание — один из важных компонентов укрепления здоровья обучающихся. Не зря эти лагеря назывались оздоровительными.

Пандемия на два года парализовала работу школьных лагерей, но мы всё-таки её пережили и теперь пытаемся их возродить. Правда, радость безгранично свободного лета омрачилась тем, что многие школы, в том числе и наша, оказались «непригодными» для организации полноценного летнего отдыха по одной общей для всех причине — многопунктовые, часто невыполнимые предписания надзорных органов.

Понимаем, у них есть на то причины (их не может не быть!), ведь школа — это всё-таки не лагерь. Однако раньше ничто не мешало нашему совместному времяпровождению летом. Мы погоревали, конечно, понимая, что отдельного цеха для обработки яиц (согласно предписанию) нам не осилить, но духом не пали. Организовали в школе детскую площадку «Семицветик», куда с удовольствием приходят ребятишки. Опытные педагоги Наталья Васильевна Авдеева, Татьяна Николаевна Кваснина, Евгения Николаевна Калашникова и другие умеют организовать досуг. Программа нашего лагеря предусматривает трехчасовое пребывание детей.

Трудовой лагерь также действует в усечённом виде. Не более трёх часов в день старшие ученики готовят школу к новому учебному году. Шестиклассники сооружают грядки под руководством Людмилы Дмитриевны Полетавкиной, у которой, как говорят, даже черенок от лопаты может зацвести. Восьмиклассники моют окна, готовят кабинеты к покраске и побелке. Самую действенную помощь оказывают школе родители, за что мы им признательны и благодарны.

Несмотря на ограниченные рамки, у нас находится время на отдых с пользой. Мастер-класс по истории народного костюма, проведенный центральной библиотекой Белорецка (спасибо Т. М. Булавиной) совместно с Верхнеавзянской библиотекой и школой вызвал большой интерес у ребят.

Как живёт сельская школа

Появилась возможность детально изучить работу и возможности виртуального шлема в «Точке роста». А работники нашей детской музыкальной школы приготовили интересный квест, и все «летние обитатели» школы направились в ДМШ. Совместно с Домом культуры и музыкальной школой был проведен большой концерт, посвящённый Дню России.

Как живёт сельская школа

Будущие первоклассники, вырываясь из маминых рук, с большим удовольствием бегут в подготовительную школу «Малышок», где Татьяна Анатольевна Барменкова ждёт их с новыми серьезными и интересными заданиями и делами.

В специально отведенном кабинете проходили тренировки к туристическому слёту. Разновозрастная команда после тщательной подготовки под руководством Василия Клюева и Дамира Яубасарова участвовала на Азапкинской поляне в 67-м туристическом слёте учащихся школ. Незаметно пролетели пять напряженных дней. Команда вернулась с грамотой в номинации «Лучший творческий дебют» и массой положительных эмоций.

В селе так повелось, что особым уважением школьников пользуются выпускники. Даже с некоторой долей зависти поглядывают на них малыши, а педагоги переживают за результаты ЕГЭ, кажется, больше, чем сами сдающие. Полученные результаты радуют: по русскому языку наименьший балл по школе — 66. Оксана Днепровская заработала 85 баллов, а учитель русского языка Елена Николаевна Горбатова по-доброму ворчит: «Могли бы и лучше!»

Наша школа весь год напролёт наполнена детскими голосами и смехом, будто и не уходят вовсе ученики на каникулы. Особенно это заметно охраннику Любови Владимировне Волковой, которая несёт свою службу, как обычно, разве что нет строгого урочного расписания звонков. Отмечу, что охране школы наши учредители уделяют особое внимание: в этом году была установлена система контроля и управления доступом. Пройти внутрь может далеко не каждый: если ты участник образовательных отношений нашей организации, милости просим! Мы эти отношения высоко чтим. Если по каким-то причинам кто-то чужой зашел в школу, тут всё строго: доложи охраннику, покажи удостоверение. Имя посетителя занесут в журнал, решат: пропустить его или вызвать кого-то.

Пролетит лето, обновленная школа снова встретит своих питомцев. Выпускники, как оперившиеся птенцы, разлетятся по всей России, выбирая дальнейшую образовательную траекторию полёта.

Педагоги школы даже в отпуске не позволяют себе полностью отключиться от работы. Все повышают свою квалификацию, многие проходят курсы переподготовки сразу по нескольким родственным предметам, ведь для сельской школы это особенно актуально. Профессионалы своего дела очень востребованы. Как говорится, не стоят очереди специалистов у дверей учреждения с целью устроиться на работу. Вот и решаем мы проблему качества образования, используя любую доступную возможность.

Источник:
Серёгина, В. Как живёт сельская школа : [сельская общеобразовательная школа с. Верхний Авзян] / В. Серёгина. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 24 июня. – С. 12.