В словах сокрыта память
Недавно в гимназии № 17 прошла городская научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся школ. В направлении истории и краеведения лучшим признан материал, представленный одиннадцатиклассницей из Верхнего Авзяна. Предлагаем вашему вниманию его сокращённый вариант.
В последние годы все больше людей интересуются своей родословной и историей того места, где родились.
В 1754 году в ущелье реки Авзян был построен Авзяно-Петровский чугуноплавильный и железоделательный завод. Основателями завода стали К. Матвеев, П. Шувалов и Е. Демидов. Позднее здесь побывал Емельян Пугачёв, затем повстанческий полковник А. Соколов–Хлопуша. А в 1769 и 1772 годах завод посещали академики И. П. Фальк и И. И. Лепёхин.
Но почему — Авзян? Ответить на этот вопрос нетрудно: наше село расположено по берегам реки Авзян, протекающей по ложбине между гор. Авзян или по другому «Эужен» в переводе с башкирского диалекта означает ложбина.
Район села Стеклянный завод (ныне улица Чапаева) своё название получил по роду деятельности его жителей. А вот на Кожевне (ул. Пушкина) проживали мастера кожевенных дел. Современную улицу Ленина жители Авзяна до сих пор именуют Ёрзовкой – в своё время прозвали так за её состояние в слякоть и в дождь. Извозчикам приходилось немало «поёрзать», прежде чем преодолеть трудный путь в непогоду.
Центр посёлка, где находился завод, с юго-востока отделяла Каменная гора, а всё, что находилось за ней, так и назвалось — «за Каменной горой». Ныне это улица Калинина. Говорят, Пугачёв, будучи в Верхнем Авзяно-Петровском заводе, испытывал отлитые здесь пушки. По легенде, стрельба проводилась по цели, установленной на Каменной горе, поэтому она получила у нас и другое название – Мыс Пугачёва.
Севернее Авзяно-Петровского завода находилась Мыза (ныне это улицы Матросова и Свердлова). Держалась она особняком и была незаметна за большой горой. На видном месте стояла усадьба с мощными соснами, березами, а за усадьбой находились хуторские строения. Жил здесь то ли француз, то ли кто-то из прибалтов. В переводе с прибалтийских языков «Мыза» и есть усадьба, хутор.
На самом видном месте в центре посёлка находится Казанско-Богородская церковь, построенная в 1877 году. На всю округу слышится звон ее колоколов. В старину за храмом всегда находилось кладбище, которое в простонародье называли градком (город мертвых). Улица, находившаяся за кладбищем, стала называться Заградком (ныне ул. Советская). За ним раскинулась Растеряха. Своё название улица получила потому, что находится в стороне, «потерялась» среди других, да и найти нужный дом здесь непросто: вот дома сгруппировались, а вот — один по одному стоят.
«Пройдемся» теперь по самой Большой (ныне Коммунистической) улице, которая напротив Лысой горы (на горе ничего не растёт). Параллельно Большой проходила Красная улица. Здесь раньше полыхали пожары, приводившие в ужас население посёлка.
Есть в нашем селе и свой Сахалин (ныне ул. Загорская). Этот район получил своё название по причине удалённости от центра. Кстати, будь то зима или лето — столбик термометра здесь на 1-3 градуса ниже, чем в других уголках Авзяна.
Происхождение слова «Бановка», ныне улица Уральская, точно неизвестно. По одной из версий, там находились общественные бани. Но более приемлема вторая версия: название улицы произошло от глагола «банить», что в переводе с диалекта означает бить. Не секрет, что уличные драки удел не только Авзяна.
В окрестностях Белорецка есть гора Малиновая. В Верхнем Авзяне то же есть своя Малиновка. Говорят, в старину на ней росло много красных ягод — клубника, земляника, малина…
Теперь – о фамилиях. В Верхнем Авзяне они в основном стандартные: на «ов», «ев», «ин», «ын», встречаются фамилии и с окончанием «ский» и «ской». С основанием Авзяно-Петровского завода шло большое переселение крестьян из разных губерний. Переселенцы стремились селиться вместе и часто давали наименование новому месту жительства по названию исконной родины. Например, Калужовка (Калужская губерния). Лексическая основа топонима Калуга послужила образованию фамилии Калугины. Жителей с такой фамилией у нас в поселке немало, да и Калужовка не забыта.
В архиве школьного музея я нашла интересные материалы о том, что якобы в 1772, 1831, 1863 годах на Авзяно-Петровский завод были завезены поляки. Некоторые осели в наших краях и в память о себе оставили свои фамилии: Лисовские, Гридневские, Дубровские, Полецкие, Гущенские.
Известно, что и поныне в деревнях много жителей с «двойной» фамилией: «уличная» и по паспорту. К примеру, в нашем селе одна из родственных ветвей Симоновых носит фамилию Пугачевых, а Аверьяновы некогда были прозваны Салаваткиными. А всё потому, что перед восстанием Емельян Иванович под видом заезжего купца побывал в Авзяне. А за ним на Авзяно-Петровский завод прибыл и его сподвижник – Хлопуша. Те, кто расквартировал мятежников, стали Пугачёвыми да Салаваткиными.
Я попыталась выявить фамилии, которые среди жителей Верхнего Авзяна встречаются наиболее часто. Первое место по распространённости заняли фамилии Волковых и Горбатовых, на втором месте — Полетавкины и Серёгины, а третье место заняла фамилия Аверьяновых.
Источник:
Аверьянова, О. В словах сокрыта память : [исследовательская работа ученицы 11-го класса средней школы с. В. Авзян О. Аверьяновой об истории села] / О. Аверьянова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2011. – 12 января.
