Жив дух соборности

Говорят, название села Авзян возникло от башкирского диалектного слова «ужан», что означает «ложбина».

Жив дух соборности
Праздник иконы Казанской Божией Матери в Авзяне

В 1755 году был открыт Верхне-Авзяно-Петровский железоделательный завод, а незадолго до восстания Пугачева — Кухтурский доменный завод. Индустриализация Белоречья сопровождалась массовым переселением специально закупленных крестьян из центральных губерний России. Среди них встречалось много бунтарей-правдолюбцев, ссыльных, в том числе восставших поляков. Земляки старались обосноваться ближе друг к другу. Так появились названия улиц: Кукарка, Калужовка, принадлежность к определенной местности нашла отражение даже в фамилиях. Что примечательно, у многих авзянцев двойные фамилии — по паспорту и «уличные». Последние, кстати, порой даже больше известны среди местных, чем официальные.

Девяносто пять процентов населения составляют в этих местах русские. Глядя на развалившиеся села центральной России, начинаешь думать: именно в регионах русские смогли сохранить свою культуру, обычаи, традиции. Авзян в этом плане уникален. Гуляя по улицам старинного поселка, невольно вспоминаешь строки: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Действительно, именно здесь все еще можно встретить настоящих русских мужиков. Что говорить — четыре Героя Советского Союза родом отсюда. Такие гены не вытравить за два-три десятилетия всевозможных перестроек и модернизаций.

Но негативные перемены не обошли стороной и Авзян.

– Село стареет. В среднем в год рождается 6-8 детей, а умирает 30-40 человек, — обрисовал ситуацию глава Верхнего Авзяна Михаил Телятников.

Причина такой диспропорции проста — молодежь уезжает. Не потому, что не любит малую родину, а потому, что работы нет. От заводов ничего не осталось. Практически развалился леспромхоз, где число работающих в лучшие годы доходило до 700 человек, а объемы заготовки леса составляли 150 тысяч кубометров.

– Мы работаем по программе «Русский мир». Делаем акцент именно на изучение русской национальной культуры. Особое внимание уделяется работе с детьми, — рассказывает заведующая библиотекой Валентина Рыбакова. — Но, к сожалению, даже утварь, которой пользовались наши предки в недалеком прошлом, уже исчезает из обихода.

Авзянцы не теряют интереса к чтению. Да и фонд библиотеки приятно радует — более 36 тысяч экземпляров книг. Стало доброй традицией проводить здесь семейные тематические вечера. К примеру, «За мужниной спиной, как за стеной». При библиотеке есть и музей. «Русская изба» называется. Где вы сможете увидеть сегодня настоящий женский кафтан двухвековой давности?

Школа в Авзяне имеет статус русской национальной. Ученики знакомятся с подзабытыми произведениями фольклора и народными старинными играми. Наряду с обычными светскими отмечаются религиозные и фольклорные праздники. В 2003-м осуществилась мечта школьников — появился большой спортивный комплекс «Добрыня». Вместе с детьми там занимаются и родители.

Казанско-Богородская церковь в Верхнем Авзяне, построенная на народные деньги в 1877 году, — один из старейших действующих храмов республики. В свое время каждый заводской рабочий, получая жалование, обязательно вносил одну копейку в церковную кассу. Проектировал церковь заводской архитектор Николай Захаров. Отстроили ее на совесть, на века. Но в феврале 1930 года церковь закрыли. Всю утварь сожгли. Долгие годы в храме размещался клуб. Только в 1992 году здание вернули верующим.

Есть еще достопримечательность в этих местах — любимый не только авзянцами хор образовался в 1926 году при активном участии Петра и Зои Прохоровых. В 1955 году во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве «Авзяно-Петровская кадриль» прославила село на всю страну. Сегодня в хоре занимаются 35 человек. У некоторых певческий стаж аж по 60 лет! В репертуаре наберется около десятка песен, которые сохранились только благодаря Авзяну или были написаны здесь. Особо хочется сказать о костюмах самодеятельных артистов. Таких вы тоже нигде не увидите. Рубашечки, сарафанчики и сверху передники, с орнаментной ручной вышивкой — точь-в-точь такие по праздникам носили прабабушки.

А авзянская тальянка! Понимающих людей потрясает ее звучание — говорят, ни с чем не перепутаешь. Изготавливал ее местный мастер Тимофей Трофимов. Назвали инструмент «тимошкиной гармонью».

На семейной чете Серегиных держится сегодня большая часть культурной жизни Авзяна. Владимир Павлович — директор клуба, бессменный руководитель хора вот уже два десятилетия. Гузель Мирзаевна под стать супругу, она директор музыкальной школы, руководитель детского фольклорного ансамбля «Калинушка».

Есть о чем и печалиться авзянцам. Когда храм вернули верующим, то клуб «всего лишь на год!» перевели в допотопное здание. С тех пор минуло 19 лет…

— Ладно, раньше только за себя, за взрослых из-за аварийного состояния здания беспокоились. Но в апреле дотла сгорела музыкальная школа. Пришлось приютить еще и 85 юных музыкантов. Не дай бог, что случится! В прошлом году фундамент нашего клуба просто провалился, спасло то, что в помещениях никого не было, — закончил грустный рассказ директор.

Но, несмотря на экстремальные условия, культурная жизнь в поселке бьет ключом. Авзянцы еще не отвыкли ходить в свой клуб, оказывать бескорыстную помощь — жив еще в народе дух соборности. А значит, есть надежда на полное возрождение былой мощи и славы.

Источник:
Янбаева, А. Жив дух соборности : [о с. В. Авзян] / А. Янбаева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2011. – 8 октября. – С. 3.