Время самозанятости
Старинное русское село Узян после Пугачёвского бунта 1773-1775 годов построили рабочие чугуноплавильного производства, которое в те годы входило в группу заводов Евдокима Демидова. Сегодня от железного прошлого этого края остались разве что экспонаты в школьном музее да названия улиц Доменная и Демидова.
Жители Узяна уже давно не надеются на возобновление какой-либо промышленности, а занимаются, как говорится, самообеспечением: огородами, скотиной, да работают на местных пилорамах. Поддерживает работоспособных узянцев во всех делах сельсовет, возглавляемый председателем В. П. Фроловым.
– Конечно, каждое рабочее место в наших краях сегодня на вес золота, – говорит Вячеслав Петрович. – Поэтому сейчас у нас популярно слово – самозанятость. Речь идет о государственной помощи многодетным семьям в приобретении скотины. В текущем году этим видом бюджетной поддержки воспользовались четыре семьи. На такие деньги, а это 40 тысяч рублей, выделяемые по линии соцзащиты, корову, конечно, не купишь, она стоит дороже, но телку приобрести можно. Сейчас занимаемся оформлением документов для пятой семьи. В каждом случае специалисты проверяют возможности людей для содержания скота. Давайте проедем в одно из таких хозяйств, вместе посмотрим, как действует республиканская программа.
Поколесив по Узяну, мы подъезжаем к расположенному у реки пятистеннику Алексея и Татьяны Никитиных. У ворот стоит изготовленный в советские времена, видавший виды трактор «Беларусь». Во дворе нас встречает оставшийся за хозяина старший сын Никитиных 17-летний Максим. Держа за руку двухлетнего брата, Максим показывает нам двух коров, гуляющих по огороду. В загородке расхаживает пара лошадей.
– Вон ту корову с белыми боками мы недавно купили.
– А покосы далеко у вас? – интересуемся у молодого хозяина.
– На Кутуйке, отсюда 15 километров. На тракторе с отцом сено возим, – говорит Максим. – Не всё еще привезли оттуда.
– Ну вот, как видите, хозяйство крепкое. Помещения для животных, корма, все здесь есть, – поясняет Фролов. – Как обращаться со скотиной, Никитиных учить не надо. А теперь давайте заглянем на бывшую колхозную ферму. Там у нас хозяйничает Давлат Якимов, – продолжает сельскохозяйственный смотр глава сельсовета. – Скотины у него не так много, зато площадка у реки теперь огорожена.
Зайдя на территорию фермы Якимовых, знакомимся со старшим сыном Давлата. Пока глава хозяйства отлучился в город по делам, за скотиной приглядывает недавно отслуживший в армии сын Хусаин.
– Давлат у бывших колхозников земельные паи под сенокосы в аренду берет, договоры с ними составляет, – рассказывает Фролов. – В семье Якимовых пятеро детей. Они в Узяне уже пятнадцать лет живут.
– Трактора у вас нет, сено на лошадях перевозите? – спрашивает у Хусаина Вячеслав Петрович.
– Да, когда трактор берешь, дорого обходится. Отец еще одного быка взял, видите, вон тот, черный. Будем стадо коров и бычков наращивать.
– Коров кто доит?
– Мама занимается. Потом машина приходит, частник молоко забирает.
– Заготовитель тут у нас работает, сырье на молокозавод возит, – поясняет Вячеслав Фролов.
– Женись, заводи свое хозяйство, мы тебе помогать будем, – завершает разговор глава Узяна, прощаясь с молодым человеком.
– Мне и здесь работы хватает, – улыбается парень.
Завершив экскурсию, возвращаемся с председателем в сельсовет, где он продолжает рассказ о коммунальных проблемах на своей территории.
– Заботы по жизнеобеспечению наших сел одинаковы для всех территорий, – говорит глава. – Конечно, больше машин ездят по главным дорогам, потому и внимание по части ямочного ремонта к центру села больше. На отсыпку, грейдеровку основных проездов в Узяне и Кагарманово в текущем году затрачено из нашего бюджета 400 тысяч рублей. Еще 131 тысяча ушла на установку и ремонт дорожных знаков.
60 тысяч рублей израсходовали на ремонт ограждения кладбища в Кагарманово, деньги для ремонта были выделены в рамках проекта «Реальные дела» партии «Единая Россия». Напомню, на кагармановском кладбище есть могила Шагали Шакмана, вождя башкирского племени тамьян, одного из инициаторов присоединения башкир к русскому государству. Через два года будет отмечаться 500-летие со дня рождения этого известного человека.
Для ночного освещения улиц наших сел установлено 90 светильников. Их работа оплачивается по единому нормативу. Управление автоматическое, на световых реле. Конечно, цена киловатта растет, и было бы дешевле перейти на расчеты за электроэнергию по счетчику, как в Серменево или в Авзяне. Но для этого надо переходить на светодиодные лампы и потратиться на реконструкцию сетей.
С каждым годом все больше узянцев обзаводятся собственными скважинами. Есть и такие, кто предпочитает возить воду из родников. А вот с «Водоканалом» вышло недопонимание: выставили жителям внушительные платежи за полив, хотя лето в этом году было дождливым, поливать было ни к чему. Оплачивать квитанции «Водоканала» люди не хотят. Так что предприятие, на мой взгляд, само себе создало трудности.
Тяжело решается проблема сбора и вывоза мусора. По российскому законодательству в 2018 году жители должны заключить договоры со специализированными организациями на вывоз мусора в специальные места, прошедшие экспертизу. В нашем районе — это полигон коммунальных отходов, который находится в Белорецке. В ходе предварительных переговоров с ООО «АДС» стало понятно, что жители Узянского сельсовета не смогут оплачивать платежи за сбор и доставку мусора на этот объект. А наши свалки, которые мы должны были не только устроить, но и узаконить, теперь запрещены. Надеюсь, к решению этой проблемы подключатся не только муниципальные, но также республиканские и федеральные ведомства.
– Вячеслав Петрович, какие события в Узяне вы можете назвать для вашей территории в качестве оптимистичных что ли?
– Люди у нас стали активнее заниматься животноводством. Каждому понятно, что с коровой в семье голодать не придется. Количество КРС за год выросло с 756 до 806. Коровы в этом числе составляли 290 голов, а теперь их стало 310. И лошадей было – 203, а стало – 241.
Еще одну обнадёживающую статистику приведу. Хотя общее число жителей по сельсовету снизилось на 68 человек, в узянской школе в прошлом году было 11 первоклассников, а в этом – 14; в Кагармановской школе было 45 учеников, а теперь – 55. Природа у нас замечательная, так что приезжайте к нам в Узян рыбачить, отдыхать, а лучше – на постоянное место жительства.
Источник:
Швец, Л. Время самозанятости [Текст] : [с. Узян] / Л. Швец // Белорецкий рабочий. – 2017. – 28 ноября. – С. 4.