Жизнь прожить – не поле перейти

Нелегко складывалась судьба детей, рано начавшихся трудиться в годы войны. Не стал исключением и ветеран БМК, бывший работник доменного цеха, Хамзариф Шарафутдинов, который скоро отметит своё 85-летие.

Жизнь прожить – не поле перейти
Хамзариф Шарафутдинович Шарафутдинов

– Я с тремя старшими братьями и мамой жил в деревне Чишма Дюртюлинского района, – рассказывает ветеран. – В 1941 году моё беззаботное детство десятилетнего мальчишки было прервано. Братьев одного за другим забрали на фронт. Запомнилось, как навзрыд плакали женщины, отправляя на войну мужей, братьев и сыновей. В деревнях из мужчин остались лишь старики да безусые мальчишки.

Старший брат, отправляясь воевать после окончания пехотного училища, известил маму телеграммой, что его поезд проедет мимо ближайшей железнодорожной станции. Чтобы напоследок посмотреть на него, мама в лютый мороз прошла пешком 90 километров до посёлка Янаул, но воинский эшелон не остановился, и она лишь успела разглядеть, как кто-то с подножки вагона махал ей рукой. После этого мама слегла от простуды и через девять дней умерла. Так в 1943 году я остался один. Все братья погибли на фронте.

Последним, 4 марта 1945 года, в Венгрии был убит старший брат Салих.

– Время было суровым, голодным, – продолжает Хамзариф Шарафутдинович. – Все продукты – зерно, молоко, мясо – отправлялись на фронт. Особенно тяжело в деревне стало в 1944 году, и, чтобы я не умер с голода, решением председателя колхоза меня определили в детский дом, куда некоторые матери отдавали детей, чтобы спасти их от голода. В деревне к этому времени стали появляться первые покалеченные фронтовики, и один из них, Аффан, потерявший от осколка снаряда обе ноги, взял меня к себе на воспитание. Ему было нелегко жить на мизерную пенсию, и каким-то образом он сумел
договориться, чтобы меня приняли на работу в колхоз помощником пастуха.

В конце войны из ссылки, начавшейся в 1919 году, вернулся мой дедушка. Его арестовали за то, что он был управляющим делами купца Селиванова в Елабуге. С того времени я рос в семье дедушки, работая подпаском, пока меня не призвали в армию.

В Белорецк Хамзариф Шарафутдинович приехал по зову друга Мудариса, с которым он познакомился в детском доме и который после армейской службы уже трудился на БМК в доменном цехе. Попасть на комбинат в середине пятидесятых годов, по воспоминаниям ветерана, было сложно.

Жизнь прожить – не поле перейти
Хамзариф Шарафутдинов в молодости

Брали на работу далеко не всех, но смышлёного парня, служившего в армии авиационным техником, приняли в транспортное отделение ЖДЦ грузчиком. Но ему хотелось трудиться вместе с другом, и, когда такой случай представился, Хамзариф перевёлся в доменный цех.

– Недолгое время я работал каталем, подвозя на небольших железных тачках от места разгрузки грузов до завалки печи всё, что нужно для процесса получения чугуна – кокс, руду, известняк, – вспоминает Хамзариф Шарафутдинович. – Особенно тяжело было летом, когда от пыли и доменных газов разъедало глаза и было тяжело дышать. Затем трудился скиповым на доменной печи, не раз меня награждали грамотами, благодарностями, признавали ударником социалистического соревнования. Работать старался так, чтобы людям в глаза смотреть не стыдно было. Невзирая на трудности, находил время бегать вечерами на танцы. Так я познакомился со своей супругой, работающей на комбинате в разливочном пролёте мартеновского цеха. Вместе начали строить дом в Октябрьском посёлке, а когда подросли сыновья, помогали им возводить своё жильё. Дети пошли по моим стопам, работали на комбинате: младший Дамир начинал крановщиком в мартеновском цехе, старший Гариф трудился в ЦЛП № 11.

В доменном цехе ветеран работал до 1981 года, до выхода на заслуженный отдых. Энергия и хорошая физическая форма позволили ему ещё восемь лет трудиться в Белорецком аэропорту разнорабочим, обслуживая взлётную полосу.

– Дел мне всегда и дома хватало, – признаётся герой публикации. – К тому времени у нас с хозяйкой уже четверо внуков появилось. Как лето – так дети на поправку здоровья

их к нам привозили. А сейчас у нас шесть правнуков, и пусть не все, но в гости приезжают. Для нас это — особенная радость! И я уверен, что на мой юбилей, 12 августа, в нашем доме соберётся вся большая семья.

Источник:
Шарафутдинов, Х. Ш. Жизнь прожить – не поле перейти : [воспоминания о военном детстве ветерана БМК Х. Ш. Шарафутдинова / записал А. Воробьев] / Х. Ш.
Шарафутдинов. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2016. – № 30. – С. 2.