Знать и помнить правду о войне

Моё детство прошло в красивом городе Моздоке. Даже спустя почти восемь десятков лет помню, как в конце августа 1942 года немецкие танки появились в нашем городе.

Фашисты рвались к Грозному и Баку, ведь там добывали нефть. Тогда нас, мирных жителей и мам с детьми, просто не успели вывезти из города. Так в моем детстве отметилась война.

Помню, во дворе дома по улице Соколовского горел танк, а из полуподвального помещения мы, дети, смотрели на это зрелище. Там же, во дворе, стояла белая ванна (родители наливали нам в нее воду, в которой мы купались), один из её углов был отбит осколком снаряда. Как-то запрыгивая в воду, я поранила живот об острый край ванны. Так что память об этом месте и о том времени на моём теле осталась на всю жизнь.

Однажды с криками: «Склады бомбят, пожар!» – женщины схватили ведра и помчались к складам. Через какое-то время они вернулись и принесли во двор в этих же ведрах абрикосовое повидло, налили его в большой медный таз: ешьте, ребятишки, сколько хотите! И вот мы, маленькие, полуголодные Аргишевы, Поповы, Габуевы лежим вокруг таза на полу и руками едим повидло. Сколько хотим…

В нашей квартире поселились немецкие офицеры. Спали на наших кроватях, а мы – в другой комнате, на полу. В предновогоднюю неделю в большой комнате они поставили ёлку, на которой повесили консервные банки, фантики от конфет и обертки от шоколада. Играл патефон, а еще у каждого немца была губная гармошка, из которой они «выдували» свои мелодии. Пришли и красиво одетые девушки с локонами, а мы подглядывали, как они танцуют с офицерами. Веселились они долго. Я уснула, а проснулась оттого, что через меня кто-то перешагивал. Я открыла глаза и увидела завернутого в простынь немца, который торопился в туалет.

Знать и помнить правду о войне
Части Красной армии входят в освобожденный Моздок, 1943 г.

В ночь на третье января 1943 года в Моздок вошли части Красной Армии. Наши постояльцы спешно покидали жилище. Мы забежали в комнату к ёлке и услышали:

«Ничего не трогать! Всё отравлено!» Когда война покатилась от Моздока на Запад, нас увезли в Русский хутор, что в восьми километрах от Моздока. Там я, сестра Ира, брат Лёня и мама жили в землянке. При этих воспоминаниях в душе всегда звучат слова песни:

«Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают»…

Потом я ходила в школу. В частично сохранившемся здании учились русские, армяне, осетины, кабардинцы, евреи. На переменах грелись у железной печи, ели кукурузные лепешки (чуреки), которыми снабжала нас моя подруга Люба. Из окон соседнего детского сада доносилась музыка. Подставив под ноги кирпичи, мы заглядывали, как танцуют детишки в марлевых костюмах, как нам хотелось быть рядом с ними.

После седьмого класса я поступила на дошкольное отделение Северо-Осетинского педучилища и на всю жизнь связала себя с работой воспитателя. После пединститута вместе с мужем Анатолием Ёлосовым приехала в Белорецк. Пять лет проработала инспектором по дошкольному воспитанию в гороно и 25 лет в прекрасном коллективе педагогического училища.

Желаю всем белоречанам, чтобы на Земле никогда не было войны! Пусть будут счастливы наши дети, пусть для них цветут сады, и ярко светит солнце.

Знать и помнить правду о войне
Обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны в Моздоке

Лидия Васильевна Ёлосова, ветеран педагогического колледжа:

– Я родилась и выросла на Кавказе, в Моздоке. Уже после войны приехала с мужем в Белорецк и проработала 25 лет в педагогическом училище.

Одна из моих подруг живёт в Элисте, а все её родственники переехали во Францию. С какой горечью рассказывала она мне, что в западных странах детям на уроках истории рассказывают, что Вторую мировую войну выиграла Америка, а русские — каннибалы, они только и могли, что есть друг друга. Внучка яростно защищала Россию, а одноклассники открыто смеялись над ней.

Я рыдала, когда читала это письмо…

В семье Ёлосовых отец Анатолия Алексеевича погиб в боях под Белой Церковью, его дядя в Сталинграде. Мой отец и три его брата тоже воевали. Был на фронте и мой брат, который сегодня живёт в Минеральных Водах, он дошёл до Венгрии, награждён орденом Славы.

Сегодня, спустя 76 лет со времени освобождения Моздока от немецких оккупантов, в живых остались единицы свидетелей тех событий. И мы в каждую памятную дату напоминаем, ради чего наши деды поднимались в атаки и бросались с гранатами под гусеницы танков.

Летом 1942 года на Кавказе развернулось стремительное наступление немецких дивизий. В нашем Моздокском районе был сформирован партизанский отряд Терек, в который записали 34 человека. Командиром и комиссаром назначили местных партийных руководителей Павла Тарасовича Близнюка и Василия Васильевича Попова. Первый бой партизаны приняли 11 сентября 1942 года.

22 сентября партизанами была подбита немецкая бронемашина, чуть позже на хуторе Графском взорван склад боеприпасов и горючего. У хутора Шерстобитова наши бойцы вывели из немецкого тыла и отправили в свою часть 28 бойцов и двух офицеров 8-й гвардейской стрелковой бригады. У хутора Березки добыли языка, рассказавшего о прибытии на Кавказ войскового корпуса под командованием генерала Фельми.

Разведчики А. Брылов, И. Усанов, В. Попов добывали сведения о передвижениях оккупантов и передавали их регулярным частям Красной Армии. Партизаны выявляли предателей, распространяли по хуторам листовки с сообщениями Информбюро.

3 января 1943 года отряд Терек вместе с частями Красной Армии вступил в освобождённый Моздок.

Источник:
Ёлосова, Л. Знать и помнить правду о войне : [воспоминания Л. Ёлосовой о военном детстве в городе Моздоке (Республика Северная Осетия — Алания) / подготовил П. Леонидов] / Л. Ёлосова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 7 мая. – С. 2.