Как была продана гора Яман-тау

Давным-давно башкирские старшины продали эту гору русскому горнопромышленнику. Наши деды отдавали землю за бесценок, за плитку чая. Часто также богачи-купцы привозили с собой высокие железные кумганы-кувшины и раздавали их за землю. Бывало и так, что спаивали стариков допьяна и просили столько земли, сколько бычья шкура накроет, а сами разрезали шкуру на узкие-узкие ремешки и, таким образом, забирали несколько десятин земли, строили на них усадьбы и заводы. А наши предки оставались с раскрытыми ртами.

И вот сидит богач, поит стариков вином, а сам расспрашивает про гору Яман-тау и окружающую местность. А раньше эти земли входили в Тамьян-Катайский кантон Катайской волости.

После того, как старики опьянели, они с довольным видом согласились поставить свои отпечатки пальцев вместо росписи на договоре о продаже их горы Яман-тау. Однако нашелся человек – это был смелый джигит, который возразил старикам:

– Почему вы продаете землю? Вы сами лишаете своих детей земли, по которой они должны ходить, лишаете прекрасных ручьев, откуда они должны пить чистую студеную воду, лишаете красавицы горы Яман-тау.

Старики не послушали джигита, а наоборот обозлились. Джигит, не найдя защиты, ушел в горы. Долго смотрел он на Яман-тау, а потом взобрался на нее и плакал, обнимая разноцветные камни. Он расставался с горой, как ребенок расстается с матерью. Сердце юноши изнывало; грудь переполнялась тоской, и все это он излил в своей песне (её спела рассказчица на башкирском языке):

Ер алам тип килгән генерал,
Йыйылып-йыйылып килде күп ауыл;
Яман-тауңа инде барып булмай –
Түңәрәге кардон-ҡараул.
Яман ғына тауҙың үңәрендә
Йондоҙ кеүек ыуаҡ таштар бар.
Яман-тауҙы һатып, әрәм үк иттегеҙ,
Һеҙҙән түбән йәшәр йәштәр бар.
Яман ғына тауҙың үңәрендә
Бөтә хайуандарҙың төйәге.
Яман-тауҙы һатып, әрәм иттек,
Ятып ҡалды батырҙар һөйәге1.

Записано в дер. Серменево Белорецкого района от колхозницы-пенсионерки Абзбаевой К. Г., 1901 г. рожд., С. Баймухаметовой в марте 1969 года.

В предании получило отражение волнение башкир Тамяьн-Катайской волости (Белорецкий район) лето 1760 г., вызванное продажей заводчику Тверды шевулесных массивов на склонах Яман-тау. Варианты этого предания — песни см. в статье Л. Г. Барага «Народные устные рассказы о горнозаводской Башкирии эпохи Пугачевского восстания. — сб. «Народ и революция в литературе и устном народном творчестве». Баш. ГУ, Уфа, 1967, с. 249 и сб. М. Х. Мингажетдинова и А.Н. Киреева «Башкирские легенды» (на башк. Языке). Баш. ГУ, Уфа, 1969, с 77-78, № 28.

1 Наши горы стражей оболожены,
На Яман-тау уже нет пути.
Ваше горе, горы, наше горе.
Нам за рысью уж к вам не придти.
Урядник с бляхой на камзоле
По деревням баев собирал.
На попойку — обмывать куплю
К вам приехал строгий генерал.
Вершины.
Горы.
Ямай-тау мой.
Словно звезды, камни там блесят.
Совершили сделку, не подумав,
Вас дети и внуки не простят.