Как старый солдат Гаврила царским зятем стал
Белорецкий район, пос. Орюзань, Г. Х. Хабибуллин
Жили-были старик со старухой. Старик на службе нигде не был. Надоела ему старуха. И думает он: «Уйду от нее». А время то было военное. Решил старик идти на царскую службу. Пришел и говорит: «Пустите меня до царя». Дворяне доложили царю. Заходит он в царскую избу.
— Здравствуй, Ваше Величество. Я пришел служить.
— Ха — смеется царь, — куда тебе. Ты стар. Тебе семьдесят лет. Ну, да ладно. Вот тебе три дня сроку и деньги. Потом придешь, оденут тебя по-солдатски и встанешь ты в караул.
Приходит старик через три дня и говорит:
Ваше величество, я явился.
Обули его, одели, обрили. стал старик солдатом.
Вечером поставили его в том месте, где три дороги сходятся в одну. А место это было нечистое: каждую ночь сюда ставили в караул пять солдат, и каждую ночь они пропадали. Поставили старика под темной сосной и приказали никого не пускать.
В полночь едут пятеро и везут огромный гроб.
— Вот, старик Гаврила, карауль гроб и не зевай.
Немного времени прошло, и вдруг старик видит: гроб встает на дыбы. А старик-то не робкий был. Раз прикладом по гробу! И разбил его. Чиркнул спичкой и увидел царя: «Ах, я ведь своего царя убил. Завтра трибунал».
Но тут из-под земли голос услышал: «Выкопай меня. Я тебе пригожусь. «Старик и гроб забыл. Копал-копал и видит плиту каменную, он ее вытащил, а под ней женщина, — такая красавица…. Вспорхнула и улетела. Смотрит старик: ни гроба, ни женщины. А тут уж и рассвет скоро.
Утром выходит царь на балкон, смотрит в бинокль: под сосной старик стоит. Царь удивляется — каждую ночь пять человек пропадало, а старик один стоял, да жив остался.
Тем временем привели старика к царю.
— Ваше Величество, я ведь тебя убил.
— Как так?!
— Приехали пять человек в полночть, гроб привезли, караулить велели, а гроб-то на дыбы поднялся, а я его прикладом разбил. В гробу-то ты лежал, значит, выходит, убил я тебя.
— Не я там был. Это людоед. Он каждую ночь пятерых съедал. Вот тебе за службу три дня отдыху. Подумай и выбирай, что хочешь. Дам я тебе награду — хватит до смерти.
А старик думает: «Возьму золото— к старухе придется вернуться». А ему не хочется.
— Дай мне, царь, такой документ, чтоб возили меня до самой смерти по разным странам. Такую привелегию.
Золотыми буквами написал ему царь бумагу.
Приехал старик в Москву, напился в ресторане. Жулики его обобрали. Утром видит он, что буквально очистили, ни документов, ни погон. Нашел в кармане немного денег на бутылку. Пошел выпил. А к старухе возвращаться не хочется.
— Э, решил, — пойду по лесу, по бору.
Идет, идет. Прошел одну гору, вторую, с третьей спустился и увидел равнину. А на ней дом стоит. Первый этаж медный, второй серебряный, третий золотой. Больше ничего нет: ни деревни, ни города.
Вошел старик в дом. На первом этаже нашел свечку, зажег. Прилетели два молодца. «Что нужно — говорят. А старику ничего не надо, только выпить хочется. Загасил свечку, исчезли молодцы. А скоро старик нашел четверть вина и небольшое колесо колбасы — килограмма два-три. Выпил —все в порядке. Лег спать. Утром отправился к царскому дворцу. До дворца не дошел метров двести и зажег свечку. Прилетели молодцы: «Что нужно?». И приказал он им построить на этом месте хрустальный двухэтажный дворец.
Живет в доме, на качелях качается, вино попивает. А у царя была дочь лет семнадцати. Захотел старик на ней жениться. На другую ночь зажег он свечку, прилетели молодцы:
— Что, Ваше Величество, изволите?
— Хочу царскую дочь с койкой!
Позабавился он с нею ночь, а утром унесли ее молодцы во дворец. Так же было на вторую ночь и на третью ночь.
Узнал царь, что дочь пропадает, и на четвертую ночь привязал к кровати два пуда гороха в мешке с маленькой дырочкой. Потащили ее молодцы к старику, а горох сып-сып – дорожка получилась.
Старик вперед царя вставал, поглядел в окно и понял, что царь догадался. Зажег свечку, прилетели молодцы:
– Что нужно, Ваше Величество?
– По всему городу рассыпьте горох, чтоб по колено было.
Народ собирает горох, радуется, а царь удивляется и думает: «Неужели мою дочь по всему городу таскали?»
Царь понял, что это проделка старика. Взял несколько солдат и к нему. Пришел и говорит:
– Здорова, старик. Больше мою дочь не мучай. Если хочешь жениться – женись.
Старик согласился, и стал он жить с царевой дочкой. А ей, молодой, со стариком жить не хочется. Раз напоила его и стала выведывать, как он ночью ее похищал. Пьяный-то старик и проговорился. Когда он уснул, зажгла царева дочь свечку. Прилетели два молодца и спрашивают:
– Что тебе нужно?
– Отнесите старика на назем.
Сама старика опоясала, сунула за пазуху каравай хлеба и вина бутылку. Молодцы его подхватили и на назем унесли. Утром просыпается старик и думает, что под головой подушка, а видит назем. «Вот, говорит, — негодная!». Нашел за пазухой бутылку, обрадовался. Хотел вернуться домой, да раздумал. Опять пошел по лесу, по бору и пришел на ту поляну где дом стоял. На первом этаже ничего не нашел, а на втором увидел подожек. Острие у него медное, середина серебряная, а наконечник золотой. Взял старик, повернул его, явились в тот же миг перед ним казаки и кавалерия. Подумал старик что теперь он может с тестем воевать. Хорошее дело.
Пришел он в свой дворец. Жены дома нет, она к отцу вернулась. И двинул тут старик на царя свое войско. Царь видит — город окружен. Бегает туда-сюда. Батюшки, что будем делать? Сейчас смерть задушит. Говорит царь дочери: «Ты что, негодная, сделала? Падай в ноги, прощенья проси». Дочери делать нечего, взяла она свечку и пошла к старику. Говорит:
— Гаврила, я маненечко ошиблась. Укроти своих солдат.
— Нет, — отвечает, — пусть царь придет, в ноги поклонится.
Пришел царь поколонился. На том они и помирились. Сыграли свадьбу и три года жили счастливо. И надоел старик царевне, как собака. И решила она от него избавиться. Напоила и спрашивает: «Гаврила, откуда у тебя такое войско?» Старик и рассказал о волшебном подожке и скоро уснул. Зажгла царевна свечку и, когда появились молодцы, опоясала мужа кафтаном, сунула за пазуху каравай хлеба и вина бутылку и велела молодцам отнести мужа на назем. Так они и сделали.
Проснулся старик на наземе и сразу все понял. Опять пошел по лесу, по бору. Прошел одну гору, вторую. Спустился с третьей и увидел дом. Первый и второй этаж пустые были, а на третьем женщина в гробу лежала, та самая, которую он из-под плиты выручил. Она такая красивая, что сказал старик: «Если б ты живая была, женился б я на тебе.» А она и отвечает: «Если бы живая была, не женился бы ты на мне. Но больше ты сюда не ходи, иначе и тебе и мне конец. Спрячься на печь и смотри, как сегодня меня съедят».
Старик так и сделал. В полночь шаги раздались, и он услышал, как гроб раскрылся. «Хруп-хруп», — ее кости говорят. А утром старик увидел, что гроб пустой. Съели женщину!
Пошел он куда глаза глядят. Шел, шел и скоро увидел поляну. Ручей бежит. Три яблони растут. На первой яблоне самые красивые яблоки растут, на второй похуже, а на третьей — совсем червивые. Сорвал старик красивое яблоко — выросла у него шерсть на два пальца. Съел яблоко похуже — выросли у него рога, да такие тяжелые, что голову поднять не может. Съел он червивое яблоко и стал парнишкой шестнадцати лет, да таким красивым, что взглянул на себя в ручей и в обморок упал от удивления. Опомнился скоро, оплел три корзины, сорвал с каждой яблони плодов и пошел в город.
Увидела царская дочь красивого парня и посылает служанку яблок купить. Продает парень яблоки и говорит: «Пусть царевна съест сначала красивые яблоки, а потом яблоки похуже. Да пусть ее в это время никто не видит». Сказал и ушел.
Ночью царевна стала есть яблоки. Шерсти не увидела, а рога-то тяжелые были, почувствовала она их и страшно закричала. Тут царь прибежал, испугался и спрашивает:
— Что, ты, сатана, к нам забрался?
— Это я, папаша.
Тут прибежала служанка и рассказала царю про яблоки.
Утром собрал царь всех докторов, и они принялись рога пилить, — рога меньше не становятся,— только кровь течет.
А молодец в это время по городу шел и самого главного врача встретил. Спрашивает его, что во дворце случилось. Врач и объяснил, что у царевны такие рога выросли, что в комнату не умещаются. «Я могу ее вылечить», — говорит молодец.
И пошли они к царю.
Велел он истопить баню и принес три черешины. Когда баня накалилась, завел он туда царевну и так бил ее черешинами, что вся шерсть с нее сошла. Бил и приговаривал: «Отдай мою свечку. отдай мой подожок». Когда вся шерсть слетела, дал ей молодец яблоко червивое. И стала она девушкой шестнадцати лет.
Утром царь увидел их обнявшихся и порадовался.
Молодец рассказал, что он старик Гаврила и есть. Сыграли они третий раз свадебку, и царь назначил Гаврилу министром.
Стали они жить-поживать и добра наживать и сейчас живут хорошо.