Купец-людоед
Белорецкий район, пос. Юрюзань, Г. Х. Хабибуллин
Жил-был купец. И был у него сын Гриша. Ему восемнадцать лет, а он ни писать, ни читать – только по полю скакать. Как-то раз приезжает дядя. И просит брата: «Дай мне Гришу на три дня. Я в город еду торговать, а он лошадей погонять будет». Отец согласился.
Вот приехали они в город. Купец торгует, а Гриша лошадей караулит. Сюда же приехал торговать богатый купец. А он людоед был. Гриша парень гладкий да красивый. Приглянулся он купцу. Тот и просит дядю:
– Дай мне парня на три дня погостить.
– Ну, что ж – возьми.
– Только я не тебе его, а отцу привезу. Я его знаю.
Вот поехали они. Мало ли, много ли времени прошло, подъезжают к купцову двору. А у него не дом, а дворец. Все крепко, как в сундуке. Только въехали они во двор, как купец приказал закрыть ворота, чтоб ни войти, ни выйти было. Скоро сели они ужинать. Купец Гришу вином поит. А Гриша раньше вина не пил, потому и опьянел быстро. Купец говорит тогда: «Принеси-ка сюда жаркое». Подали. Взглянул Гриша и видит: на сковороде куски человеческого мяса лежат. И понял тут Гриша, кто его хозяин. А тот купец Гришу по владеньям своим повел. Все-то тут есть, кроме родного отца да родной матушки. Смотрит Гриша, удивляется! Говорит купец: «Выбирай, Гриша, что хочешь. Возьми хоть это пальто. Твой отец богатый человек, но у него нет такого.»
А Гриша тушуется. У него не то на уме. Наконец привел его купец в избенку. А там, кроме кровати, покрытой рогожей, ничего не было.
– Ложись, – говорит, – Гриша.
Сам вышел и дверь на замок закрыл. Осмотрелся Гриша. Видит погреб. Откинул он крышку, а сам в погреб спустился. Ночью пришел купец с работником-палачом и говорит ему:
– Бей, чтоб не пикнул, не крикнул.
– Что мне впервой?
Берет работник кувалду, хвать по голове!
Ушли а избенку не закрыли. Вышел осторожно Григорий во двор, а оттуда уйти не может. И тут увидел он избенку, ни окошек, ни дверей. Только щелка светится. Заглянул Гриша в нее и видит: Девушка сидит, вышивает. Она его тоже увидела и спрашивает:
– Зачем ты сюда пришел?
– Меня купец в гости заманил. А сам съесть хотел.
– Как бы мне вырваться отсюда?
– Ты вырвешься, но оставишь половину шкуры. Я ведь тоже купцова дочь. Год назад меня украли. Мне аршин шелку осталось вышить. Как кончу, он съест меня. Беги, беги, пока не поздно. В заборе щель есть, да она вся гвоздями утыкана. Вот тебе лекарство и бинт. Как вылезешь, раны завяжешь. Да возьми от меня письмо отцу-матери. Коли вырвешься, меня выручай. А теперь торопись!
Вылез Гриша, завязал раны и прямиком к отцу девушки. К утру добрался.
– Кто ты? – спрашивает хозяин.
– Я охотник. Сбился с пути.
А сам письмо подает. Прочитал купец и говорит:
– Во время ты пришел: сегодня у нас поминки. Година прошла с тех пор, как она пропала. И он, подлец, придет сегодня. Про него давно сказывают, что он людоед, да фактов нет.
– Когда все гости съедутся, – говорит Гриша, – скажи, что у тебя прохожий человек есть. Он хочет вам что-то рассказать.
Скоро гости съехались, купцы с женами. Когда сели за стол, хозяин говорит: «У меня прохожий человек есть. Он хочет вам что-то рассказать, кто не поверит ему, тому в глаза плевать станем». На том и порешили.
Вывели Гришу, а купец-людоед и думает: как же он жив остался? А прохожий человек тем временем рассказ начал:
– Я один сын у отца с матерью. Ничего не знал – только по полю скакал. Раз поехал я с дядей лошадей караулить. Подошел к нам богатый купец и в гости меня позвал. Как только мы вошли в ворота, приказал купец затворить их так, чтобы никто не вошел, не вышел.
– Врешь ты все, сукин сын! – закричал купец-людоед.
Тут все ему в глаза плевать стали. А Гриша продолжает:
– Сели мы за стол. Запросил хозяин жаркое. Принесли ему сковороду с кусками человеческого мяса.
– Не верьте ему…
Тут все опять ему в глаза плевать стали. А Гриша продолжает:
– Завел он меня в избушку и запер. И увидел я там много мертвецов в погребе.
– Врешь!!!
Отец девушки не выдержал и закричал:
– Отдавай мою дочь, злодей. Она у него, у него!
Тут кончились поминки. Гости арестовали людоеда на месте. Поехали к его дому. Обыск сделали. Нашли, в избушке много мертвецов. Освободили девушку. Все богатство забрали. А слуг людоеда в доме заперли и подожгли. Гришу и купцову дочь поженили, отдали ему все людоедово богатство: золото, скотину, товары…
Стали они жить-поживать, добра наживать.