О пугачевском лагере под Белорецком и о Морзаголе, его дочерях Шарбостан и Колбостан

Пугачев во своим войском шел из Авзяно-Петровского завода на Белорецкий завод не прямым путем. Между деревнями Серменево и Азикеево (на тракте, по которому теперь автобусы ходят) есть крутой подъем – Этменген. Не дойдя до него, пугачевцы свернули налево, прошли мимо деревни Кадыш, пересекли дорогу, что ведет из Азикеево в Азналкино через речку Кадыш, и неподалеку от того места, где теперь дорожный мост, расположились на левом берегу лагерем: решил Пугачев дать отдых войску, а тем временем разведать, чем живет Белорецк. Кругом, леса, горы. Кто догадается, что в такой глуши стан пугачевский?

На другой день услышал Пугачев бычий рев на противоположном берегу речки и послал туда, где покрытая лесом гора возвышалась, отряд казаков. Поднялись они на эту гору и заметили в густых зарослях стадо быков и хозяина. Это был Морзагол – житель деревни Кадыш. Узнав о приближении к деревне войска, он угнал свой скот подальше в горный лес и взял с собой дочерей Шарбостан и Колбостан.

Когда казаки обнаружили его убежище, велел Морзагол дочерям спрятаться на дне горного озера, взяв в рот длинные камышевые тростники, а сам с вершины стал стрелять в казаков из лука. Казаки отстреливались из ружей. Несколько человек убил он и сам погиб от казацкой пули.

Когда казаки угнали быков, девушки вышли из озера и обложили тело убитого отца камнями – получилась могила, подобная русской печке.

С тех пор гору башкиры стали называть Морзагол тауы, озеро на ее вершине – Шарбостан и Колбостан куле, а то место, где находился лагерь Пугачева – Казарма һаҙы, или Казарма болотная.

Записано в деревне Азикеево Белорецкого района от колхозника-пенсионера Хубетдинова Х. А., 1980 г. рожд., С. Баймухаметовой в феврале 1970 г. Ср. предания «Гора Морзагол» в кн. «Народные сказки, легенды, предания и были Башкирии» (Баш. кн. изд-во, Уфа, с. 101-102, № 32) и «Морзагол» в сборнике М. Х. Мигажетдинова и А. Н. Киреева «Башкорт легендалары» (Баш. ГУ, Уфа, 1969, с. 80-83, № 33 и 34). В предании «Гора Морзагол» и в тексте № 33 сборника Мигажетдинова и Киреева, а также в других вариантах этого предания, записанных в Азикеево и в соседней деревне Кадыш студенткой С. А. Баймухаметовой и цитируемых ею к дипломной работе «Оронимические, гидронимические и собственно топонимические предания Белорецкого района» (Баш, ГУ, 1970), повествуется о том, как Морзагол, активный участник Пугачевского восстания, укрывался в горном лесу со своими дочерьми Шаробстан и Колбостан, но был выдан ревом быка, окружен солдатами карательного отряда и убит в перестрелке с ними. В тексте № 34 сборника Мингажетдинова и Киреева Морзагол – повстанец, участник событий 1707-1712 гг. Традиционной трактовке образа Морзагола как героя народного восстания, данной в многочисленных вариантах местного предания (записи на русском и башкирском языках студентов Башгосуниверситета), противостоит публикуемый нами редкий, своеобразный вариант. Возможно, что данное в нем переосмысление традиционного сюжета о Морзаголе и его дочерях первоначально имело реакционную социальную направленность: переложить вину в гибели Морзагола с царских карателей на пугачевцев. В процессе своей активной творческой жизни местные предания и легенды по-разному использовались в классовой борьбе.

Гора Морзагол находится в 12 километрах западней Белорецка и в 3-4 километрах от деревень Кадыш и Азикеево, высота не более 700 м. (над ур. моря), на пологом западном склоне горы, у самой вершины, находится старинная могила, в которой будто бы покоится батыр Морзагол. Озеро Шарбостан-Колбостан на вершине горы давно высохло. Во всех вариантах предания развиваются следующие фольклорные мотивы: рев быков выдает скрывающегося в лесу героя; девушки-сестры прячутся на дне озера и дышат там через тростинки; герой, стрелок из лука, сражается с целым отрядом преследователей и, оставшись без стрел, погибает. Сюжет о Морзаголе в известных нам записях контаминируется с разными сюжетами, – чаще всего о том, как купец обманным путем приобрел и башкир землю для Белорецкого завода («Хитрость Дидоны» – АТ 2000*) и башкиры были насильственно переселены на новые места, где построили накануне Пугачевского восстания деревни Азикеево, Кадыш и Азналкино. В публикуемом тексте другая вступительная часть – о пугачевском лагере под Белорецком, представляющая интерес как устный уникальный исторический источник. Письменных документальных данных об этом лагере нет.