Яшка, медведь, шайтан и Баба-яга
Белорецкий район пос. Тирлян. И. П. Кузнецов
Пришел Яшка со службы в свою деревню, стал хулиганить: то окошко разобьет, то кого-нибудь напугает. Ребята Малые стали ему подражать. Чего-нибудь натворят, а думают, это Яшка. Долго терпел народ, а потом сходку устроили и порешили выселить Яшку.
Взял Яшка балалайку, топор да и пошел из деревни. А навстречу медведь.
– Куда, Мишка, идешь?
– Скрываюсь. Чего ни случится: корова ли сдохнет, овца ли пропадет – все медведь стащил.
– Ну, пойдем вместе.
Идут-идут. Шайтан навстречу.
– Далеко, шайтан, идешь?
– Да вот скрываться приходится. Что ни случится: человек ли утонул, с пути ли кто собьется – все черти утащили.
– Ну, пошли вместе.
Долго они ходили там, да надоело. Решили дом строить. Выбрали место около озера, черт бревен напилил, медведь их стащил, а Яшка сруб поставил. Все хорошо, только выпить нечего. Шайтан и придумал: Идет из Персии караван. Меда, хмеля и сахару полные погреба. Ограбили караван, свалили все это в озеро и спать улеглись. А утром встают – озеро пенится, попробовали – хорошо пиво!
Через несколько дней убыло озеро на четверть. Украли пиво. Порешили друзья каждую ночь за озером следить. Стали копаться. Медведю выпала очередь первому идти.
Пришел он вечером на озеро, сидит, ждет. Тут Баба-яга едет в ступе. Подъезжает к озеру и пьет. Медведь на нее кинулся, но Баба-яга так его отколотила, что медведь ни сесть, ни встать не может. Настало утро, идет он в дом, говорит:
– Никого не было.
– Чего хромаешь?
– Да так, захворал.
На другую ночь пришла очередь шайтану идти. Тоже его Баба-яга избила и то же не говорит, пусть и Яшка сходит, пусть и его Баба-яга побьет.
На третью ночь Яшка пошел. Взял балалайку, топор, сел на пенек и играет. Смотрит, Баба-яга едет и сразу к озеру – пиво пить. Только она наклонится, а Яшка и ударит по струнам. Баба-яга остановится, голову поднимет. Увидела Баба-яга Яшку и спрашивает:
– Чего сидишь?
– Со службы иду.
– Сыграй-ка.
– Это можно.
– А ну научи.
– У тебя пальцы больно кривые. Давай распрямлю.
Расщепил Яшка пенек и говорит:
– Суй пальцы.
Баба-яга и сунула. А Яшка тут ее и убил. Напился пива и идет утром домой. А медведь с шайтаном как увидела, что Яшка не битый идет, завидно им стало. Они и порешили дом разделить. Как же разделить? Нельзя. Решили так: кто выгонит из дома своих спутников, тот там и останется. Первую ночь медведь стал пугать. Да не страшно. Не испугал. Вторую ночь – шайтан. Тряс он дом, пинал его, а все равно не испугал. На третью ночь – Яшкина очередь. Он и думает, как бы ему перехитрить шайтана и медведя. И придумал. Взял палку, надел на нее голову Бабы-Ягы и сунул в окошко. Только увидели ее медведь с шайтаном — и ну бежать.
А Яшка в доме жить остался.