Гайдаренко Алиса Терентьевна

Они все стали для меня родными

Так дирижёр народного академического хора Алиса Гайдаренко говорит об участниках коллектива, которым руководит многие годы. На большом празднике в честь 90-летия городского Дворца культуры Алиса Терентьевна была награждена званием «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан».

Гайдаренко Алиса Терентьевна

– Первым делом спрашиваю, сколько лет она на сцене?

– О-о-о-! — протягивает дирижёр. — С 1958 года я стала петь в хоре, когда поступила в музыкальное училище.

Алиса Терентьевна вспоминает, что за годы творческой деятельности ей довелось руководить разными хорами: мужскими, смешанными, детскими.

– Работать сложно со всеми коллективами, – рассказывает она. – Понимаете, это такая специфика самодеятельности. Мы же имеем дело не с профессиональными певцами… Тех, кто приходит к нам в хор, надо прежде всего научить петь, причем петь ансамблем, то есть чувствовать, слышать рядом стоящих.

Двадцать шесть лет Алиса Гайдаренко руководит народным академическим хором Дворца культуры. Вы, конечно, видели эту милую женщину на всевозможных концертах. Помню, как блистательно академический хор выступил на одном из празднований Дня Победы. «Споемте, друзья, ведь завтра в поход…» – разносилось по площади Металлургов. Дирижер неожиданно поворачивается к публике и взмахами рук предлагает всем присоединиться к пению. И вот уже вся площадь превращается в большой хор: «Прощай, любимый город, уходим завтра в море…»

В репертуаре академического хора более двухсот песен! И большей частью – это песни советских и русских композиторов. Важно, что все они исполняются в академической манере. Но есть и духовные произведения. Правда, Алиса Терентьевна говорит, что петь их сложно: в хоре мало мужчин и нет баса-октависта.

– Мне приятно работать со всеми участниками, — говорит дирижёр.

Она называет имена ветеранов. Это Рафис Ясовеев, Юлия Кирюхина, Лидия Булатова, Лариса Шабанова, Татьяна Воробьёва, Мария Малинина, Амир Ахметзянов…

– Можно ли научить человека петь? — спрашиваю её.

– Можно, – отвечает она. – Главное, чтобы у него было чувство ритма… Слух ещё как-то можно развить, а чувство ритма — никогда.

– Вы счастливый человек?

– Да! – уверенно и однозначно отвечает Алиса Терентьевна. – Я живу в своей стихии. В стихии музыки. И рядом со мной моя семья. Что еще нужно для полного счастья?

Вообще, о себе она много говорить не любит:

– Давайте лучше о хоре!

– Что ж, давайте! Белорецкий народный академический хор единственный в республике награжден званием «Заслуженный коллектив народного творчества РФ». Единственный! Эту награду хор получил после успешного выступления на Всероссийском конкурсе в Нижнем Новгороде в 2015 году.

– Нас тогда похвалили за исполнение очень сложного произведения Родиона Щедрина о войне. Оно было обязательным, – рассказывает Алиса Терентьевна.

Сама Алиса Гайдаренко считает, что академическая музыка в нашей стране находится в некотором упадке. Но скажу от себя, что белорецкий народный академический всегда собирает полный зал. Потому что давно стал своеобразной визитной карточкой города.

Чего стоят только тематические концерты! Сама идея замечательная и имеет огромное просветительское значение: хор исполняет произведения на определенную тематику. Например, один концерт посвящался творчеству Пахмутовой, другой – русскому романсу, третий – духовной музыке. Вела эти вечера Залифа Аглямова, в прошлом начальник управления культуры района, оставшаяся человеком, всецело преданным культуре Белоречья. Позволю себе сказать от лица многих белоречан, что традиция тематических концертов не должна прекращаться.

– О чём вы мечтаете?

Она начинает смеяться и зачем-то вспоминает о возрасте, а потом добавляет:

– Хочу ещё работать и работать… В нашем хоре очень хорошие люди, которые давно стали для меня по-настоящему родными. И те, кто пришел буквально вчера, и те, для кого академический хор уже является неотъемлемой частью жизни.

Я очень рада награде. Моей маме, Александре Фёдоровне Климовцевой, тоже когда-то присвоили это звание, кстати, получила она его самой первой в Белорецке.

Очередное выступление народного академического хора состоится в мае следующего года. Это произойдет в рамках межрегионального фестиваля «Звёзды Белоречья». Творческий коллектив городского Дворца культуры будет защищать звание одного из лучших хоров страны.

Гайдаренко Алиса Терентьевна

Источник:
Гайдаренко, А. Т. Они все стали для меня родными! : [руководителю народного академического хора А. Т. Гайдаренко было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РБ». Беседа / записал И. Калугин] / А. Т. Гайдаренко. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 3 декабря. – С. 4.

Жизнь моя – музыка

В День рождения комсомола, 29 октября, свой юбилей празднует Алиса Терентьевна Гайдаренко – руководитель заслуженного коллектива народного творчества Российской Федерации, народного академического хора и народного вокального квартета «Элегия». Этому событию будет посвящен концерт «Жизнь моя — музыка», который пройдет в городском Дворце культуры.

Гайдаренко Алиса Терентьевна

В семье пели все

Музыка для Алисы Терентьевны и есть жизнь. Это не просто громкие слова или преувеличение: музыкой наполнен каждый её день, начиная с самого детства.

– В нашей семье всегда пели, – вспоминает Алиса Терентьевна. – Да и не только в нашей: тогда пели все. Народные песни сплачивали, их знали и ценили, и это шло из сердца, поэтому люди и любили свою родину. Правильно говорят: «Музыка – душа народа».

В двадцатых годах, когда в стране был голод, в Белорецк из Ленинграда привезли детей-сирот. Моя бабушка работала тогда в одном из детских домов, куда кто-то из ленинградцев привез большой сборник песен. Бабушка, обладая великолепной памятью и хорошим слухом, выучила наизусть все произведения. Так в нашей семье появился новый репертуар, в том числе и романсы.

Отец героини публикации, Терентий Дмитриевич Климовцев, фронтовик, после войны был председателем завкома комбината. Мама, Александра Фёдоровна, – педагог, работала в библиотеке Дворца СПКП, где проводились тематические вечера, интересные встречи. Немаловажный факт: Александре Фёдоровне первой в Белорецке было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Башкирской АССР».

– Папа играл на балалайке, у мамы был прекрасный слух, а брат Евгений был намного музыкальнее меня, – продолжает Алиса Терентьевна. – Он взял в руки аккордеон, когда ему было восемь, мог сыграть по памяти любую мелодию. Позже, в духовом оркестре Евгений быстро учил любую партию и выходил на сцену. У него были уникальные способности, но брат их не развивал, к сожалению. А мог бы стать профессиональным музыкантом. У меня был хороший голос, так что вместе мы могли составить партию, выступать на большой сцене. Но не сложилось…

Всё ближе к музыке

Окончив десятый класс, Алиса решила стать преподавателем истории или библиотекарем, как мама. Однако Александра Фёдоровна предложила дочери другой вариант.

– Вышло случайно: вместе мы поехали в Магнитогорск по каким-то делам, проходили мимо музыкального училища, и мама сказала: «Почему бы тебе не попробовать сюда поступить?» – вспоминает Алиса Терентьевна. – Там меня встретил и прослушал Генрих Любовицкий, который тут же вынес вердикт: «Поступаешь на вокальное отделение!»

Училище – это подарок судьбы. У нас были прекрасные педагоги: Владислав Чернушенко, Герхард Цес, Семён Эдинов, Виталий Васильев. Они прививали любовь к музыке, учили работать, делились опытом. В течение трёх лет вокал и учёбу на дирижёрско-хоровом направлении мне удавалось совмещать с пением в капелле училища. Экзамены сдавали досрочно и ездили с концертами по стране. Этот опыт можно назвать бесценным.

Получив диплом, Алиса с подругой поехали поступать в Казанскую государственную консерваторию. С честью выдержали вступительные экзамены и стали студентами высшего музыкального учебного заведения. Учиться оказалось непросто: весь день, начиная с раннего утра, был поминутно расписан, вечерами –
самостоятельные занятия или практика. Но девушки не жаловались, ведь они оттачивали своё мастерство под руководством сильнейших преподавателей.

Творческая деятельность

После окончания консерватории, будучи уже замужем, Алиса Терентьевна уехала в Белоруссию, в Бобруйск, на место распределения супруга, который был военным. Там она руководила капеллой учителей города. После переезда в Минск заняла должность руководителя детского хора во Дворце культуры текстильщиков.

– Тогда в Белоруссии начали открываться общеобразовательные школы с музыкальным уклоном, и меня пригласили на должность музыкального руководителя в одну из них, – продолжает Алиса Терентьевна. – Мы не только занимались музыкой непосредственно в школе, но и выступали с концертами в Белоруссии, Украине, России. В восьмидесятых годах были и в Белорецке, жили на «Арском камне», помню, у ребят осталась масса впечатлений от этой поездки. Со своими воспитанниками поддерживаю связь и сегодня, знаю, что любовь к музыке они пронесли через всю жизнь и привили её своим детям.

В начале девяностых годов педагог Алисы Терентьевны по музыкальному училищу Владислав Чернушенко, художественный руководитель Ленинградской хоровой капеллы имени Глинки, пригласил её работать в Санкт-Петербург, и некоторое время А. Т. Гайдаренко трудилась там. Потом по ряду причин вернулась на малую родину, в Белорецк.

Руководитель двух коллективов

Первое время Алиса Терентьевна преподавала в музыкальной школе, а потом заступила на должность руководителя народного академического хора, сменив на этом посту Сергея Михайлова.

– Николай Александрович Лобков создал замечательный коллектив, а под руководством Сергея Борисовича Михайлова исполнительское мастерство его участников выросло настолько, что хор получил всесоюзное признание, – говорит Алиса Терентьевна. – Когда я пришла в коллектив, была удивлена тем, насколько его участники, многие не имеющие музыкального образования, преданы музыке.

Анастасия Субботина, Ахнав Закиров, Амир Ахметзянов, Рафис Ясавеев, Флюра Хасанова, Лидия Булатова, Юлия Кирюхина, Лариса Шабанова – это энтузиасты своего дела, внёсшие большой вклад в развитие хора и поющие в нём до сих пор.

Рассказывая о хоре, Алиса Терентьевна умалчивает о главном: работать с самодеятельным коллективом совсем непросто. Ведь для того, чтобы заниматься академическим пением, нужно знать ноты или иметь очень тонкий слух, постоянно прислушиваться к формированию звука, научиться правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, верно держать корпус. Это целая наука, которой участники хора овладевают под руководством своего руководителя, благодаря её терпению, умению, мастерству преуспевают: народный академический хор является неоднократным обладателем Гран- при фестиваля «Звёзды Белоречья», лауреатом Всероссийского фестиваля хоровых коллективов, а в 2015 году ему было присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации».

– В октябре к нам приезжала государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан, было очень приятно услышать в её исполнении произведения, которые есть и в репертуаре нашего хора, – отмечает Алиса Терентьевна. – Конечно, участники капеллы делают это более профессионально, но мы справляемся, и это просто замечательно!

Алиса Гайдаренко возглавляет ещё один коллектив – народный вокальный квартет «Элегия», который появился в 2000 году благодаря умению руководителя соединять голоса. Лариса Шабанова, Татьяна Воробьёва, Юлия Кирюхина и Елена Гневнова неустанно дарят своё искусство слушателям, их выступления отличаются яркостью, глубиной, виртуозным исполнением сольных партий и высокой духовностью. «Элегия» – неоднократный победитель республиканских и межрегиональных конкурсов и фестивалей, каждый концерт квартета – значимое событие в культурной жизни Белоречья.

Юбилей отметим концертом

– Подбирать репертуар для коллективов непросто, – вздыхает Алиса Терентьевна. – Это происходит потому, что сегодняшний зритель не подготовлен к серьёзной музыке. К сожалению, ушло то время, когда любовь к ней детям прививали в школе. А ведь музыка – это, прежде всего, воспитание и развитие. В других странах классика звучит на улице, концертные залы переполнены людьми, которые понимают музыку. Увы, в нашей стране всё по-другому. Именно поэтому я стараюсь выбирать произведения, которые будут близки белоречанам, возможно, навеют какие-то приятные ассоциации. Вот и в концерте «Жизнь моя – музыка» прозвучат самые разные произведения. Не буду перечислять, скажу лишь, что это будет своеобразное путешествие по времени, где каждому десятилетию соответствуют определённые песни. Конечно, не обойдётся без сюрпризов, которые, надеемся, придутся зрителям по душе. По крайней мере, мы для этого сделаем всё возможное.

Источник:
Гайдаренко, А. Т. Жизнь моя – музыка : [беседа с руководителем заслуженного коллектива народного творчества РФ, народного академического хора и народного вокального квартета «Элегия» А. Т. Гайдарен