Корольков Борис Федорович

Рыцарь пятого океана

Корольков Борис Федорович

На минувшей неделе в Белорецк приезжал погостить наш прославленный земляк – заслуженный военный лётчик, доктор военных наук, генерал-полковник Борис Корольков.

Борис Фёдорович освоил 12 типов самолётов, имеет общий налёт более трёх тысяч часов, награждён шестью орденами, многочисленными медалями, именным оружием. Он был знаком с первым космонавтом Юрием Гагариным.

Заслуженный лётчик встретился с кадетами школы № 20 и с учениками школы № 10. Его биография – наглядный пример для подрастающего поколения: молодой парень из провинциального городка, благодаря настойчивости и старательности, сумел от курсанта Магнитогорского аэроклуба подняться до должности заместителя главкома ВВС СССР, командовал практически всей военной авиацией Советского Союза и стран Варшавского договора.

– Недавно я прошёл обследование у врача, и тот сказал, что если бы не понижение остроты зрения, никаких ограничений для полётов нет, – говорит Борис Фёдорович. – А всё потому, что я никогда не курил, не злоупотреблял спиртным и любил спорт.

Как всё начиналось

Детство моё прошло в Белорецке, учился в школе № 10, увлекался шахматами. В 1953 году всей семьёй мы переехали в Магнитогорск, где я продолжил учёбу в школе № 48. Однажды туда пришел летчик-инструктор и пригласил ребят в аэроклуб. Два девятых класса полным составом записались в курсанты. Тем не менее, за два годы учёбы я успел тщательно изучить основы лётного дела и ещё больше захотел стать лётчиком.

В 1955 году Борис Фёдорович поступил в Чкаловское (Оренбургское) лётное училище по профилю «Истребительная авиация». Здесь встретился с Юрием Гагариным: они жили в одной казарме, где разместились четыре эскадрильи, оба были назначены помощниками командиров взводов курсантов.

– Парень он был общительный, весёлый и надёжный, – вспоминает Борис Фёдорович. — Мы с ним часто встречались на различных мероприятиях, в войсковом клубе, но тогда ни я, ни кто-то другой и не предполагал, что скоро Гагарин станет известен всему миру как первый космонавт.

На службе нет отговорок

Корольков Борис Федорович
Б. Корольков (в центре) с боевыми товарищами

После окончания училища Борис Корольков получил назначение в истребительный авиационный полк под Саратовом, а в 1960 году — приказ о переводе в 24-ю воздушную армию в группу советских войск в Германии.

– Особо запомнился Карибский кризис в 1962 году, когда мир находился в шаге от ядерной войны, – продолжает Борис Федорович. – Мы тогда день и ночь в боевой готовности дежурили в самолётах, вооружённых бомбами. Каждый знал свою цель, и в случае приказа незамедлительно в воздух взлетели бы сотни самолётов. Даже еду нам подвозили в специальных термосах прямо к истребителям. Обстановка была тяжёлой, а Германия в случае войны стала бы одним из центров боевых действий. Правителям стран хватило здравого смысла договориться, и угроза миновала.

В 1965 году был случай, когда наша разведка узнала, что в западном Берлине в бундестаге собираются профашистские деятели. Нам был отдан приказ сорвать это заседание. В то время на аэродромах Восточной Германии базировалось более 470 наших самолётов. Представляете, каким было тесным небо, когда начинались полёты? Мы подняли в воздух самолёты и на небольшой высоте полетели над улицей, не нарушая при этом разграничения между восточным и западным секторами города. Шум стоял такой оглушительный, что о заседании не могло быть и речи. Так мы выполнили приказ, сорвав мероприятие.

В то время я осваивал новый самолёт МиГ-19, а затем и МиГ-21, разгонялся на нём до 2200 километров в час и поднимался более чем на 19 километров, практически на границу с космосом, где нет голубого неба (там оно тёмно-фиолетовое). Чувствовал я себя несколько неуютно: и самолёт летит на своём пределе, и высота совсем неподходящая для полётов.

По карьерной лестнице

В 1965 году капитан Корольков успешно поступил в Военно-воздушную академию в Монино. Отбор был жёстким: из семи лётчиков-истребителей прошёл лишь один — Борис Фёдорович. За три года учёбы он участвовал в шести парадах на Красной площади.
Спустя четыре года майор Корольков в должности командира авиационной эскадрильи был направлен на аэродром Кокайты Туркестанского военного округа.

– Организовать службу и лётную подготовку 60 лётчиков авиационного полка – дело непростое, но в армии приказы не обсуждают: назначили, значит, надо работать, – объясняет Борис Фёдорович. – Сам старался чаще садиться в кабину истребителя. Шесть лет я пролетал на самолёте МиГ-21 над Каракумами.

За высокие результаты на военных учениях в Туркмении командир 115-го гвардейского истребительного авиационного полка был награждён именным оружием и досрочно получил звание полковника. После встречи с главнокомандующим ВВС он получил назначение на должность командира 16-й авиационной дивизии в городе Дамгартен в Германии.

– У меня было три боевых полка, основная задача которых – не допустить нарушения воздушных границ СССР, – отмечает Борис Фёдорович. – На учениях однажды побывала комиссия во главе с главнокомандующим ВВС. Я пилотировал МиГ-23, и мне захотелось показать, что может этот самолёт. Набрав скорость, перевёл его в горизонтальный полёт и, перевернувшись вниз кабиной, пролетел над комиссией. Главнокомандующий похвалил меня и порекомендовал поступить в военную академию, отметив, что стране нужны не только опытные лётчики, но и командиры. Конечно, я тогда немного похулиганил в воздухе, но как ещё продемонстрировать способности новой техники?

В 1977 году Борису Королькову было присвоено звание генерал-майора авиации, а на следующий год он поступил в Военную академию генерального штаба ВС СССР, после окончания которой получил назначение на должность командующего ВВС южной группы войск в Венгрии. Через два года ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, и он был назначен командующим 14- й воздушной армией Прикарпатского военного округа.

У Бориса Федоровича много правительственных наград, но самой ценной он считает орден Красного знамени. Эту боевую награду ему вручили за успешное планирование воздушных операций в боевом небе Афганистана, где в составе 115-го гвардейского истребительного авиационного полка он воевал три года.

Небо не всегда бывает ясным

Корольков Борис Федорович
Б. Ф. Корольков с сыном и И. Н. Кожедубом

– Был случай, когда я хотел уйти в отставку, – признаётся Борис Фёдорович. – В начале 1985 года меня назначили первым заместителем главкома Военно-воздушных сил страны, через год присвоили звание генерал-полковника. В то время меня готовили на назначение главнокомандующим ВВС страны. В 1988 году когда я исполнял обязанности главкома ВВС, в Ейском лётном училище случилась катастрофа. На самолёте АН-12, на борту которого находился 71 человек, при заходе на посадку встали все четыре двигателя. Это очень редкое явление.

Позже выяснилось, что в топливо попала вода. Самолёт не дотянул до полосы, и при жёсткой посадке погибло 24 курсанта. Мой доклад о катастрофе вызвал ярость и гнев министра обороны Дмитрия Язова. Я вступился за военных лётчиков. Состоялся разговор на высоких тонах, и я написал рапорт об увольнении. Тогда в моей жизни была чёрная полоса: умерла жена, погибла дочь… Через некоторое время мне позвонили из ЦК КПСС и предложили должность начальника академии, которую я когда-то окончил.

Знания, помноженные на опыт

Корольков Борис Федорович

В 1988 году генерал-полковник авиации Корольков назначается на должность начальника Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина.

Позже Борис Фёдорович стал кандидатом военных наук, выполнил работу на соискание учёной степени доктора военных наук. С 1996 года он трудился профессором кафедры, руководил Советом докторов академии, занимался подготовкой научных кадров для Военно-воздушных сил. Он и сейчас выступает с лекциями перед студентами в Московском авиационном институте, в Бауманском университете, в различных военных академиях, школах и кадетских корпусах. За значительный вклад в развитие Военно- воздушных сил России ему присуждена премия Правительства РФ.

– На малую родину приезжал редко: всё время занимала служба, – признаётся Борис Фёдорович. – Сейчас задумываюсь вернуться в Узян, где жили мои предки, возвести дом. Меня поддерживает внук, пятикурсник Университета дружбы народов, который просто рвётся из шумной Москвы. Как знать, может он вернётся сюда первым?

Всем белоречанам, мечтающим связать свою жизнь с военной авиацией, я желаю успехов, и замечу что для осуществления этой мечты в первую очередь необходимы здоровье, знания, дисциплина и огромное желание!

Источник:
Корольков, Б. Ф. Рыцарь пятого океана : [в Белорецк приезжал погостить наш прославленный земляк — заслуженный военный лётчик, доктор военных наук, генерал-полковник Б. Ф. Корольков. Беседа / записал А. Воробьев] / Б. Ф. Корольков. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2018. – № 37. – С. 11.