Котов Михаил Александрович
Когда барабан становится судьбой
С этим музыкантом я всегда на «ты», потому что знаю давно, с тех времён, когда он только переехал в наш город. И вы его, конечно, знаете. Речь пойдёт о Михаиле Котове, точнее – о барабанщике, в военном билете которого значится военно-учётная обязанность № 917 – музыкант военного оркестра.
Вообще-то, он вокалист, аранжировщик и замечательный пианист. Но сегодня я попросил его рассказать о другом. О своём искусстве (именно об искусстве!) игры на барабане. Вы думаете, просто на нём играть? Взял палочки и колоти… Сейчас это расхожее мнение я постараюсь опровергнуть.
Мы сидим в репетиционной комнате духового оркестра городского Дворца культуры.
– Покажи, пожалуйста, как ты барабанишь, – прошу я Мишу.
– Запросто! – отвечает он, садится за ударную установку, и комната тут же наполняется дробью, причем, палочки в Мишиных руках работают так стремительно, что кажется, будто они вовсе не прикасаются к барабану.
– Мой отец тоже был музыкантом и одно время играл на барабане. Так вот, он умел проделывать такую штуку: просил меня прижать советский пятак – помнишь такую монету? – пальцем к стене и начинал бить дробь по монете…
– И в чем фокус? – не совсем понял я.
– Это не фокус, а, как ты говоришь, искусство. Я убирал палец, а монета несколько секунд оставалась висеть на стене: он дробью своих палочек держал её… Представляешь? Я так не умею.
Сам Михаил в армии служил барабанщиком. Хотя поначалу его приписали в железнодорожные войска.
Вот какая история случилась с ним на призывном пункте в Уфе. Сидит новобранец Котов и вместе с другими призывниками ждёт отправки в Хабаровск. И вдруг появляется духовой оркестр. Оказывается, будущих военных железнодорожников решили проводить на Дальний Восток с музыкой. У Михаила ёкнуло сердце! Он крикнул в сторону музыкантов:
– Возьмите меня к себе!
Его услышал статный человек в красивой форме (как потом оказалось, это был дирижёр Идрисов), он подошёл и спросил:
– Вы кто? Музыкант?
Миша без лишних подробностей:
– Дайте мне барабан!..
Уже стоят автобусы, чтобы везти призывников на вокзал.
– Где ваш рюкзак? – обратился к Мише дирижёр. – Собирайтесь, поедете со мной…
Миша ликовал! В воинской части ему дали партитуру:
– Простучи!
– Я не стучу, – ответил Миша. – Я барабанщик!
Дирижёр оркестра удивился такой дерзости, но остался доволен тем, как призывник исполнил партию. И два года срочной службы Михаил Котов был барабанщиком в военном оркестре уфимского вертолётного училища.
– Наверное, это стало моей судьбой, – говорит Миша безо всякого пафоса. – Я даже на сверхсрочную службу ещё на пять лет остался…
Поначалу он играл на маршевом барабане, потом освоил остальные. Кстати, о маршевом барабане. Для непосвященных скажу, что это такая огромная махина, которую барабанщик носит на своем животе и бухает по ней колотушкой. Стоп! Надо быть аккуратнее: Михаил не любит, когда об ударных инструментах говорят столь уничижительно. Сформулирую иначе: маршевый барабан – это ударный басовый инструмент, необходимый для создания определенной ритмики.
– С тех пор у меня изменилась осанка, – рассказывает военный музыкант.
Он имеет в виду, что у любого маршевого барабанщика появляется привычка слегка выпячивать живот.
– Я же ещё в капелле пою, – продолжает Миша. – Так Сергей Борисович Михайлов часто делает замечание: «Миша, встань прямо!» А меня всегда назад куда-то загибает, как будто на мне до сих пор барабан висит…
Дирижёром военного оркестра вертолётного училища был Фарит Идрисов, тот самый, который написал музыку к гимну Башкирии.
Замечательный, кстати, гимн! Имею в виду мелодию, потому что слова в русском переводе оставляют желать много лучшего (но это исключительно моё мнение).
Михаил Котов башкирский гимн считает вторым в мире (первым, разумеется, российский). Прошу его простучать партию гимна республики.
– Я не стучу! – тут же реагирует барабанщик.
Он берет палочки и, напевая мелодию, начинает: тра-та-та, та-та-та-тра!
Я пытаюсь вспомнить слова: «И с песнями пойдем мы сквозь века-а-а!»
– А разве для барабанов тоже бывают партитуры?
Лучше бы не спрашивал! Потому что Миша опять обижается:
– Это музыкальный инструмент! Полноценный инструмент, а не какой-нибудь пионерский барабан!
Миша показывает партитуру для барабана. Я немного музыкально грамотен, поэтому хочу блеснуть знаниями перед Мишей:
– Это нота до! – показываю я на нотный стан.
– Нет, – отвечает барабанщик. – Это обозначение барабана, на котором надо играть в данном отрезке мелодии.
Над нотами расположены какие-то непонятные знаки.
– А это что за иероглифы? — спрашиваю аккуратно, боясь в очередной раз покоробить его чувства. Музыканты — очень ранимый народ.
– Здесь показано, что надо вступать хай-хэтом, – отвечает барабанщик и поясняет, что хай-хэт – это спаренные тарелки.
Миша демонстрирует их звучание: цык-та-та, цык-цык-та-та!
Мне на глаза попадается одна из партитур. Читаю название: «Когда твоя девушка больна». Михаил ловит мой взгляд:
– Это переложение Ирека Исангужина для духового оркестра. Помнишь эту песню Цоя?
– Я не его фанат…
– Тут дело в другом! – продолжает Миша. – Ирек Равилович сумел поднять наш духовой оркестр на небывалый уровень! Мы теперь и джаз, и рок-хиты исполняем, собирая полные залы зрителей.
Ирек Исангужин – руководитель духового оркестра городского Дворца культуры.
Михаил Котов за свою жизнь играл в разных оркестровых коллективах. Даже в цирке! И очень гордится этим фактом. Он настаивает, чтобы я непременно назвал имена его коллег, которые тоже были военными музыкантами. Ребята в разное время играли (или играют по сию пору) в нашем духовом оркестре: Роман Валавин, Марат Мухаметдинов, Рамиль Шамигулов, Александр Румянцев, Вадим Шарипов, Роман Ханипов, Алексей Ракитин; Дамир Хасанов, который работает в Музыкальной школе и является заместителем руководителя капеллы.
– И ещё нужно обязательно вспомнить Раиса Миннигалеевича Шайхисламова. Большой был музыкант! Его уже нет среди нас… Кстати, ты знаешь, какой сегодня день? – неожиданно спрашивает меня Михаил.
– Воскресенье, – отвечаю я.
– 19 февраля – День военно-оркестровой службы!
В последнее время Михаилу Котову приходится выступать в качестве сигналиста-барабанщика, исполняя торжественно-скорбную дробь на похоронах ветеранов Великой Отечественной войны.
Для Миши – это святая обязанность. Ведь с каждыми такими похоронами уходит эпоха. Победная, яркая и великая. А с ней расставаться не хочется. Как будто приходится хоронить очень близких людей, после ухода которых мы начинаем чувствовать себя сиротами.
И еще Михаил Котов отбивает дробь, провожая в последний путь солдат, которые погибли на Украине. Главное – не сбиться с ритма, потому что порой очень хочется плакать… Впрочем, барабанщик не любит говорить на эту тему.
— О чём ты мечтаешь? — спрашиваю Мишу.
– О внуках! – отвечает он, не задумываясь, а после паузы, тихо произносит: – Знаешь, я хочу дожить до того времени, когда все ребята вернутся. И мы будем встречать их с оркестром. Вот тогда я выдам самую радостную в мире дробь!..
Источник:
Котов, М. А. Когда барабан становится судьбой : [беседа с музыкантом, вокалистом, аккомпаниатором-концертмейстером ГДК М. А. Котовым / записал И. Калугин] / М. А. Котов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 24 февраля. – С. 9.