Мосин Геннадий Егорович

В ответе за энергохозяйство

Мосин Геннадий Егорович

В июле ветерану трудового фронта, железнодорожнику Геннадию Мосину исполнилось 90 лет.

Геннадий Егорович стоял у истоков становления энергоучастка ЖДЦ, первым начал заниматься электрооборудованием важнейших станций белорецкой железной дороги и железнодорожного хозяйства комбината.

Трудное время пережил в детстве герой публикации. В многодетной семье, которая до войны жила в деревне Краснояр Пермской области, родилось 15 детей, из которых 8 умерли в младенчестве. Семья жила бедно, скудная земля редко давала хорошие урожаи, поэтому с ранних лет Геннадий Егорович узнал, что такое голод и тяжёлая работа.

– Ещё до войны вместе со сверстниками полол лён, на сенокосе ворошил траву, возил копны, стоговал сено, – вспоминает ветеран. – В 1941 году нас, подростков, «запрягли» по-настоящему: мы боронили землю, косили траву, работали на вспашке. Норма – 0,8 гектара за день была немыслима, да и земля была суглинистой, жёсткой. Помню, в первый рабочий день допахался до такой степени, что лошади от усталости не могли тянуть плуг, легли в борозду и не встают. Кручусь вокруг них, пытаюсь поднять кнутом, а они не шелохнутся. В изнеможении я и сам лёг в борозду и от обиды заплакал. Спасибо, бригадир подоспел вовремя, успокоил меня, лошадей поднял, перепряг их, настроил плуг, объяснил, как дальше работать. Так дело потихоньку и пошло.

В 1944 году после окончания седьмого класса Геннадий Егорович поступил в Уральский политехникум и, получив специальность техника-строителя, был направлен в Белорецк – ОКС металлургического комбината. Работал помощником мастера, мастером строительного двора, основного производства. В селе Тирлян возводил жилые дома, в Каге восстанавливал разрушенную плотину, строил отстойники стана 800, пешеходный мост и лестницу напротив заводоуправления.

– В 1951 году военкомат направил меня в Ивановское военное училище, – продолжает Геннадий Егорович. – Там я впервые за свои 22 года оказался сыт, одет, обут. В 1954 году в звании техника-лейтенанта был направлен на службу в город Видное, а в 1958 году вернулся в Белорецк и был принят на энергоучасток железной дороги.

Одним из самых сложных участков в то время была станция Запрудовка, где проходила перегрузка грузов для комбината и его продукции на железную дорогу нормальной колеи. Энергохозяйство станции состояло из двух стареньких, – еле работающих дизельных электростанций мощностью 900 и 800 лошадиных сил. Потребителей электроэнергии было много: мостовой кран, краны на железнодорожном ходу, промышленные и служебные предприятия, помещения станции, дома Запрудовки. Из-за сложности ремонта старых дизелей было принято решение о переводе станции на электроснабжение от Катав-Ивановского цементного завода. Этой задачей пришлось заняться мне. Разработал проект перевода, который был согласован с «Челябэнерго», а затем энергетики Запрудовского узла выполнили работу по монтажу электролинии. Таким образом была ликвидирована большая проблема в работе энергетиков ЖДЦ.

Следующим моим проектом и этапом в улучшении электроснабжения БЖД был перевод Тирлянского железнодорожного узла на электроснабжение от Тирлянского листопрокатного завода. Особую сложность представляло приобретение высоковольтного оборудования, поставляемого строго по разнарядкам Министерства чёрной металлургии. Но нам удалось получить это оборудование. Практически все станции железной дороги к 1970 году были электрифицированы и оборудованы современными дизельными агрегатами, а до этого часть из них освещалась керосиновыми светильниками. К этому времени в эксплуатации у нас находилось порядка десяти дизельных электростанций.

Следующей важной задачей, которой занялся Геннадий Егорович, было освещение железнодорожных станций и мест погрузки и выгрузки грузов на территории комбината. Впервые не только на ЖДЦ, но и на комбинате, на станции Металлургической, были смонтированы мощные ксеноновые светильники.

– Большую работу провёл коллектив ЖДЦ по исследованию электрооборудования тепловозов узкой и широкой колеи, которые постепенно обновляли локомотивный парк цеха, – рассказывает ветеран. – Пришлось практически на ходу изучать электрическую часть тепловозов, учить машинистов и помощников тепловозов. И с этой задачей мы справились своевременно.

Какой бы срочной и сложной ни была работа, Геннадий Егорович находил время для семьи и своего любимого занятия – садоводства. Своими руками возвёл на садовом участке дом, теплицы, постройки, высадил саженцы и вместе с женой и дочками проводил здесь практически все лето.

За время работы в ЖДЦ герой публикации внёс более 20 рационализаторских предложений, был награждён пятью медалями и многочисленными почётными грамотами.

– Рад, что мой труд, вклад в развитие ЖДЦ и комбината оценены высоко, и горжусь, что трудился в одном из самых больших коллективов нашего предприятия, – отметил ветеран в завершение разговора.

Источник:
Воробьев, А. В ответе за энергохозяйство : [в июле ветерану трудового фронта, железнодорожнику Геннадию Егоровичу Мосину исполнилось 90 лет] / А. Воробьев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2019. – № 30. – С. 10.