Скворцовы. Династия. БМК

Железная закалка

Общий трудовой стаж династии Скворцовых составляет более 150 лет. Глава династии, его брат и супруга трудятся в железнодорожном цехе БМК.
Все началось с прадеда братьев Скворцовых Ефима Ивановича, чьими руками были построены многие метры железнодорожных путей узкой колеи. По стопам отца пошли Виктор и Андрей, также посвятившие свою жизнь железной дороге.

– Наш отец Геннадий Викторович и его братья продолжили трудовой путь своих предков, – рассказывает глава династии Евгений Скворцов, машинист тепловоза ЖДЦ. – Папа за время работы освоил множество профессий: был составителем, кондуктором, дежурным по станции, начальником станции, а заканчивал ревизором. Его братья тоже не остались равнодушны к железной дороге. Вполне логично, что наше с братом детство прошло под звуки гудков паровоза, в бесконечных поездках по «узкоколейке».

Когда пришло время выбирать свой путь, Евгений Геннадьевич, как и многие его сверстники, освоил тонкости обработки металла давлением и даже некоторое время трудился волочильщиком проволоки. Однако после прохождения службы в рядах Советской Армии понял, что металлургия — не для него: сердце тянется к полюбившейся с детских лет железной дороге.

– Устроился в цех учеником помощника машиниста, через три года отучился на машиниста в Челябинске, – продолжает он. – Вот уже 34 года не схожу с этой стези и ни разу не пожалел о своём выборе: как говорится, надёжно прирос – дорога не отпускает.

Машинист постоянно в контакте с техникой, людьми, всегда в движении, и это делает жизнь яркой, насыщенной. Разумеется, есть и свои сложности: управлять тепловозом приходится и в палящий зной, и в мороз, но со временем к этому привыкаешь.

Младший брат Андрей Геннадьевич железнодорожной романтикой проникся с детства.

– Самое яркое воспоминание – первая, почти самостоятельная поездка на паровозе, – вспоминает Андрей Скворцов, заместитель начальника ЖДЦ. – Мне было, наверное, лет семь: дядя посадил на колени, и я сам управлял составом. Никогда не забуду восхищённые взгляды друзей-мальчишек: как они мне тогда завидовали! Да я и сам поверить не мог своему счастью. Так и зародилась в душе любовь к железной дороге. После армии, в 1989 году, я пришёл в ЖДЦ водителем на нарядчиковую машину, затем стал учеником помощника машиниста, потом поднялся на ступеньку выше, освоил все тонкости управления железнодорожной техникой.

Далее трудился в службе подвижного состава, был «вагонником». Долгое время руководил этой службой, а полгода назад получил новое назначение – стал заместителем начальника цеха.

У отца я научился трудолюбию, усвоил важные жизненные уроки. Он учил меня оставаться верным выбранному пути, твёрдыми и уверенными шагами идти к своей цели и не бояться трудностей. «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», — часто повторял он.

В техникуме большое влияние на мою судьбу, становление характера оказал Вячеслав Александрович Черепенькин. «Шеф» сделал из меня человека. Под его руководством я проехал всю страну, не раз становился победителем соревнований различного уровня. К сожалению, травма не позволила дальше заниматься спортом.

Железная дорога — это особый мир, со своими законами и правилами, системой обозначений и профессиональными словечками. В кабине тепловоза постоянно работает рация, откуда доносятся голоса, дающие различные указания локомотивной бригаде.

– Машинист работает, можно сказать, вслепую, – объясняет Андрей Геннадьевич. – Все команды он получает от составителя, руководителя манёвров или помощника машиниста, которые указывают, на какое расстояние двигаться. Если дается команда «назад на вагон», это значит, что нужно отъехать назад на 13,5-14 метров. Кроме «вагона» есть такая мера как «тележка». Понять это могут только посвящённые в железнодорожное дело.

Это сейчас все указания передаются по рации – раньше команды отдавались с помощью жестов, флажков и фонарей в тёмное время суток.

Труд железнодорожника лёгким не назовёшь. Он требует большой самоотдачи, хорошей физической подготовки. Например, на узкой колее вагоны были маленькие, низкие, и часто автосцепки приходилось расцеплять с двух сторон: расцепляешь с одной стороны, а потом повторяешь операцию с другой. Но дело это интересное. У каждого тепловоза свой характер, свой сигнал, да и машинисты дают свистки по-разному. С годами учишься определять по сигналу, какой локомотив в работе и кто из машинистов им управляет.

Спутницы жизни

Надёжный тыл, пылающий очаг – важная составляющая жизни любого мужчины, без которой ему трудно добиваться высоких профессиональных высот. Супруги братьев Скворцовых не понаслышке знают о нелегком пути своих избранников, но во всех решениях изо дня в день, из года в год поддерживают мужей.

Супруга главы династии Ирина Мартова уже 24 года трудится в ЖДЦ.

– На железную дорогу я пришла не сразу, – рассказывает Ирина Леонидовна. – Училась в Магнитогорске, получила специальность «Лаборант химического анализа» и некоторое время работала по профессии. Потом судьба привела меня в Белорецк, где я устроилась в ЖДЦ. Сначала трудилась на узкой колее приёмосдатчиком, затем старшим приёмосдатчиком. Позже меня перевели на Пугачёвский карьер, где я исполняла обязанности весовщика, потом предложили должность дежурного по станции Нура, которую я занимаю уже шесть лет.

Работа моя заключается в приёме и отправлении поездов, также я отвечаю за безопасность людей, перевозимого груза, маневровую и коммерческую работу.

Железная дорога играет большую роль в моей жизни. Именно здесь мы познакомились с мужем. И сегодня наши профессиональные пути пересекаются. Сигнал его тепловоза я не спутаю ни с каким другим. Оба мы люди сильные, волевые, да и как может быть иначе: железная дорога закаляет, характер здесь крепчает. Но в семейной жизни стараемся находить компромисс, уступать друг другу. А как иначе?

Судьба Татьяны Скворцовой, супруги Андрея Геннадьевича, также прочными нитями связана с комбинатом.

– На БМК я устроилась в 1991 году, – говорит Татьяна Владимировна. – Первым местом работы стал цех № 18, где я поначалу трудилась трафаретчиком, затем секретарём табельщиком. Далее работала в КЦ №3, в АТЦ, а восемь лет назад меня перевели в цех отгрузки готовой продукции. Как приёмосдатчик груза и багажа я занимаюсь учётом, приёмкой готовой продукции, оформлением необходимой документации. Это требует внимательности, знания ассортимента продукции, производимой комбинатом, и, несомненно, ответственного и серьёзного подхода. Когда я только пришла в цех, некоторое время осваивалась, вникала, ведь работа была совсем новая. По образованию я товаровед, и частично мне мои знания помогали, но всё же многое было в диковинку. Большую помощь оказали мои коллеги, которые приняли меня в коллектив и посвятили во все тонкости профессии.

Племя младое

В династии Скворцовых почти все представители молодого поколения нашли своё призвание и определились с профессией.

Сын главы династии Геннадий, названный в честь деда, трудится в СПЦ №4 калильщиком. И, хотя не стал железнодорожником, является достойным продолжателем трудовой династии. Трудолюбивый, квалифицированный, ответственный работник – так отзываются о нём коллеги.

– После окончания училища № 25 недолго работал в цехе № 1 термистом, – вспоминает Геннадий. – Затем меня призвали в армию. Вернувшись, устроился калильщиком в цех легированной проволоки, а через три года перевёлся в цех №4, где и тружусь сегодня. Калильщик — одна из основных профессий на комбинате: без нас не смогут работать ни волочильщики, ни канатчики. Работа физически сложная, но мне моё дело нравится. Главное здесь – стремление, терпение и желание, а умение и опыт приходят со временем.

Что касается железной дороги, то поначалу я рассматривал этот вариант, но отец посоветовал мне наработать горячий стаж, а потом уже решать, что делать дальше. Поэтому не исключено, что мой трудовой путь однажды сольётся с железнодорожными путями: династию надо продолжать.

Супруга Геннадия Анастасия работает сортировщиком-сдатчиком металла в цехе холодного проката ленты. Сейчас, правда, она занята ещё более ответственным делом: находится в декретном отпуске — в её надёжных руках будущее династии. Сестра Геннадия Ирина Паздникова нашла себя в цехе отгрузки готовой продукции: сначала трудилась приёмосдатчиком груза и багажа, а не так давно получила должность экономиста. Муж Ирины Максим работает калильщиком в 1СПКЦ.

Дети Андрея и Татьяны Скворцовых обосновались в Магнитогорске. Старшая дочь — учитель высшей категории: она преподает математику в одной из городских школ. Сын – студент четвертого курса.

– Сын учится на программиста, и, куда приведет его судьба, пока неизвестно, – говорит Андрей. – Если захочет пойти по нашим стопам, каким-то образом связать свою деятельность с железной дорогой, мы будем только рады и поддержим его во всех начинаниях. Дочь выбрала для себя педагогическую сферу и преуспевает в своей работе. Однако от судьбы ей уйти не удалось: замуж она вышла за железнодорожника. Мы с супругой шутим: в лесу и леса не нашла!

Семья сильна традициями

Династия Скворцовых – большая, дружная и крепкая семья. И глава династии, и его брат – люди с прекрасным чувством юмора: они любят подшучивать друг над другом, супругами, детьми, но чувствуется, что каждая шутка, каждая фраза пронизана теплотой и неподдельной родственной любовью.

Частенько всей семьёй они выезжают на лоно природы, чтобы отдохнуть большой честной компанией. Праздники, знаменательные даты, дни рождения проводятся за семейным столом, где звучат искренние поздравления и расцветают солнечные улыбки.

Совсем недавно, 15 июля, семейство Скворцовых отмечало 27-ю годовщину свадьбы Андрея и Татьяны. А 5 августа они непременно соберутся вновь, чтобы поздравить друг друга с важным профессиональным праздником – Днём железнодорожника.

Источник:
Матвеева, А. Железная закалка [Текст] : [общий трудовой стаж династии Скворцовых составляет более 150 лет. Глава династии, его брат и супруга трудятся в железнодорожном цехе БМК] / А. Матвеева // Металлург. – 2017. – № 30. – С. 1, 4.

Стаж длиной в 153 года

Скворцовы. Династия. БМК

Столько лет трудится на Белорецком металлургическом комбинате семья Скворцовых.

В минувшие выходные в Белорецке широко отметили День металлурга. Как иначе, если с комбинатом связана жизнь не одного поколения горожан. 47 рабочих и 16 специалистов БМК получили в этот день заслуженные звания и награды за труд и мастерство, а всего за год их удостоились 129 белорецких металлургов. В том числе и лучшая трудовая династия города – семья Скворцовых, чей общий трудовой стаж на комбинате составляет 153 года.

На самом деле все началось еще раньше – прадед братьев Скворцовых Ефим Иванович принимал участие в строительстве Белорецкой железной дороги, которая создавалась для нужд металлургического комбината. Работать в железнодорожный цех БМК пришли его сыновья Виктор и Андрей, примеру отца последовал сын Виктора, Геннадий, который начинал кондуктором, дежурным по станции, а дослужился до начальника станции и ревизора. По линии Андрея тоже все пошли за главой семьи. Так что история города, комбината и жизнь семьи Скворцовых слились в единое целое, и протяженность династии может посоревноваться с длиной одной из веток дороги.

Сегодня братья Евгений и Андрей Геннадьевичи говорят, что не могли себе представить другого пути. Засыпая вечером и просыпаясь по утрам от тогда еще паровозных гудков и переговоров диспетчеров по громкой связи, впервые проехав с отцом на локомотиве и вдохнув свежий ветер дороги, мальчишки мечтали отправиться в свою первую самостоятельную поездку. Если уж быть точными, то вначале попробовали они и другие профессии на комбинате, но дорога уже не отпускала от себя, они вернулись к своим истокам. И вот Евгений более 30 лет работает машинистом тепловоза, и Андрей трудится 27 лет на железной дороге комбината, сейчас в должности заместителя начальника цеха. Много было непростого в их работе, но больше – хорошего. Да, работа сложная, а в нашей горной местности и вовсе порой опасная, но оттого, может, и дающая особое удовлетворение от результатов своего труда. Евгений и Андрей вспоминают сложное направление на Тукан, где крутые подъёмы чередовались с уклонами, где нитка была протянута по склону горы, а сбоку глубокий обрыв. Тут и пассажирам страшновато. А машинист ведь не только за себя отвечает, за весь состав. Или «Веселая поляна» по дороге с Елани на Ишлю, где напрямую семь километров, а дорога из-за рельефа местности вьётся и петляет причудливой змеей. Как шутят железнодорожники, «на одной прямой семь кривых». В пути приходится надеяться только на себя, тут помощи со стороны ждать не приходится. Все тонкости профессии освоили Скворцовы. Так складывалась семейная династия.

Трудятся на комбинате и вторые половинки братьев. Жена Евгения, Ирина, – непосредственно в ЖДЦ дежурной по станции, а Татьяна – приёмосдатчиком груза и багажа в цехе отгрузки готовой продукции. В этом же цехе экономистом работает дочь главы династии Ирина Паздникова, а ее муж в цехе № 1 – калильщиком. В цехе № 4 профессию калильщика освоил и сын Евгения Геннадий.

Скворцовы. Династия. БМК
Евгений (слева) и Андрей Скворцовы с женами Ириной и Татьяной

Пока только дочка Андрея Дарья выбрала иную стезю. Она – учитель высшей категории, преподает математику в одной из сильнейших школ Магнитогорска. Но и тут судьба подкинула очередную шутку. С будущим мужем она встретилась в Магнитке, и оказалось, что работает ее любимый человек тоже на железной дороге. В семье Скворцовых видят в этом особый знак. И пока сын Александр учится в университете и окончательный выбор не сделал, но семья-то надеется, что у династии есть будущее.

На вопрос о том, почему в семье связывают свою жизнь с комбинатом, братья дружно отвечают:

«Предприятие живет и развивается. Здесь есть уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность».

В этой семье крепки не только трудовые традиции, но и семейные. Обязательно здесь справляют вместе дни рождения, собираются по праздникам, и, конечно, застольные разговоры от поздравлений и пожеланий плавно перетекают к производственным темам.

Источник:
Николаева, Т. Стаж длиной в 153 года. Столько лет трудится на Белорецком металлургическом комбинате семья Скворцовых [Текст] / Т. Николаева // Единая Россия – Башкортостан. – 2017. – № 28. – С. 4.