Кто ты – барин, купец иль крестьянин?

Примерить на себя роль представителей разных социальных классов общества помогают интерактивные встречи в Белорецком историко-краеведческом музее. Здесь школьники не только знакомятся с бытом российского народа конца XIX – начала XX века, но и учатся использовать предметы обихода того времени.

Кто ты – барин, купец иль крестьянин?

Мы решили посмотреть, как нынешние подростки знают историю своей Родины, и отправились в музей. Первым делом беседуем с директором Еленой Мироновой, выясняем, как родилась идея проведения подобных мероприятий.

– Реалии сегодняшнего дня заставляют нас проводить интерактивные мероприятия, – говорит Елена Александровна. – Все привыкли, что в музеях экспозиции меняются очень редко. Чтобы повысить интерес учащихся к нашей деятельности, мы разработали новый проект с интерактивом.

Отмечу, что такие программы себя очень хорошо зарекомендовали. В прошлом году мы уже проводили мероприятия «Школьные годы чудесные», «Белоречье – край старинный». Ещё продолжается наш проект «Назад в СССР». Теперь запущен новый – «Город былей стародавних». Он посвящён популяризации культурного наследия Белорецка, – продолжает директор.

– Елена Александровна, чем интересен этот проект?

– Участникам предлагается на некоторое время окунуться в прошлое и хотя бы несколько минут пожить в той эпохе. В ходе программы ребята примеряют на себя роли представителей разных сословий, живших в Белорецке. Школьникам нравится выполнять предложенные задания, они с интересом погружаются в ту эпоху.

– Как вы считаете, эффективен ли такой метод знакомства с историей родного края?

– Мы с коллегами заметили, что такой вариант подачи музейного исторического материала довольно эффективен, чем обычные, привычные всем экскурсии. К тому же дети не хотят быть пассивными слушателями и зрителями. Они хотят соучаствовать. И такую возможность дают наши проекты. У нас экспонаты трогать можно.

Мы активно взаимодействуем с педагогическим сообществом. С начала учебного года провели три больших семинара с заместителями директоров школ по воспитательной работе и педагогами. Уже видим обратную связь. Поэтому считаю, что такое сотрудничество на пользу всем.

– Что интересного в планах работы музея?

– Эта интерактивная программа продлится до конца февраля. Затем к нам приедет музей занимательных наук «Интеллектус» из Уфы.

После будет традиционная выставка местных кукольниц-мастериц, формат которой мы также немного изменили. Посетителей музея ждёт не просто просмотр новых экспонатов, но и различные мастер-классы.

Ещё у нас в планах провести интерактивное мероприятие, посвящённое башкирской культуре, – рассказала директор музея.

Поблагодарив за интересный разговор, мы решили посмотреть, как проходит новая программа. В гостях у музейных сотрудников ученики четвёртого класса гимназии № 14. Им предложили разделиться на команды, чтобы выполнить насколько заданий.

Детвора активно включилась в процесс. Одни по портретам называли имена известных русских писателей и поэтов, рассматривали книги из старинной этажерки, изданные много лет назад. Другие будто попали в дом высокого начальника. За сервированным столом учились обращаться со столовыми приборами и красиво сворачивать салфетки.

Пробовали дети играть в шахматы, отгадать названия круп, ухватом поставить чугунок в печь, принести на коромысле воду в вёдрах, порубить тяпкой капусту, отвесить заданное количество фунтов гороха и свернуть бумажный кулёк.

Экскурсовод Любовь Серова представила юным гостям элементы быта горнозаводских крестьян:

– На этом этапе программы мы познакомимся с мужскими и женскими обязанностями, которые они выполняли дома и на работе в старину. Возможно, современным школьникам что-то покажется смешным и нелепым. Но мы видим, как меняются взаимоотношения в семьях. За прошедшее время что-то сохранилось, что-то изменилось. Некоторых предметов сегодня в нашем быту уже нет, а некоторые вполне знакомы. Например, чесалки для льна или шерсти сегодня ассоциируются со щётками для кошек и собак.

Радует, что ученики и даже студенты с любопытством рассматривают старинные предметы, пробуют сами что-то сделать. На самом деле многие ребята не застали даже тех времён, когда рубили капусту всей семьёй, носили воду с помощью коромысла. Тем полезнее наши мероприятия! – уверена сотрудница музея.

Кто ты – барин, купец иль крестьянин?

Музей был наполнен детскими голосами и смехом. Мы решили узнать, что же больше всего запомнилось четвероклассникам.

Дарья и Айлина:

– Очень интересное мероприятие! Мы узнали столько нового. Научились делать кулёк для семечек, растапливать самовар, чтобы нагреть воду. Делали это шишками – вот мы удивились. Впервые увидели, как раньше взвешивали продукты, отмеряли ткани, носили воду в вёдрах с помощью… этой штучки. Вот опять забыли название, – немного смущённо признаются девчата.

Команда Никиты, Артемия и Семёна:

– Пока нам больше всего понравилось читать книги. Мы любим читать, поэтому и писателей почти всех сразу угадали. Интересное мероприятие! Сейчас увидели, как там что-то пересыпают и взвешивают, тоже хотим попробовать. Думаем, что проводить такие мероприятия надо, они для нашего развития полезны. Очень прикольно!

– Вы в музее впервые? – спрашиваю у ребят.

– Нет, приходили на выставку животных, ещё когда-то с лагерем были. Теперь постараемся приходить сюда чаще.

Еще одна тройка мальчишек: Ярослав, Радмир и Марсель:

– Нам запомнилась лавка купца Бисярина, там необычные весы. Попробовали с их помощью взвесить крупу. Не так легко это сделать, да ещё постараться не рассыпать. Понравилось, как мы готовили кашу. Делали это, как в старину. Инструменты разные в русской избе запомнились. Нам рассказали, какой предмет для чего предназначался. Сами ставили горшок в печку ухватом. Оказывается, трудно. Сейчас, конечно, нам легче и проще живётся, много вокруг разной техники. А тем, кто в то время родился, надо было много сил прикладывать и времени тратить на простые вещи.

Кто ты – барин, купец иль крестьянин?

Благодаря таким мероприятиям мы можем прикоснуться к истории родного края. Спасибо работникам музея!

Одноклассницы Милана и Лера первый раз пришли в музей:

– Познавательное мероприятие! Интересно было узнать, как раньше варили супы и каши, кипятили самовар и заваривали чай; увидеть предметы старины. Это незабываемые впечатления. Мы попробовали рубить капусту, теперь это только у бабушки можно увидеть. Научили нас красиво сворачивать салфетки, чтобы стол был нарядным. Самым сложным было свернуть кулёк. Зато нас угостили конфетами, сказали, что такие раньше продавались в лавках у белорецких купцов. Хорошая программа! Ещё придём в музей, когда позовут, – сказали девочки.

Завершили интерактивную программу «Город былей стародавних» старинным танцем «Полька», который дети разучили вместе с наставниками из музея.

И пусть первые шаги танца были слегка неуклюжими, через несколько минут ребята уже весело кружились по залу.

Поблагодарив сотрудниц историко-краеведческого музея за увлекательное мероприятие и полученные знания, гимназисты отправились по домам, чтобы рассказать об увиденном родителям.

Источник:
Миронова, Е. А. Кто ты – барин, купец иль крестьянин? : [примерить на себя роль представителей разных социальных классов общества помогают интерактивные встречи в Белорецком историко-краеведческом музее. Беседа с директором музея Е. А. Мироновой и экскурсоводом Л. В. Серовой / записала Н. Борисевич] / Е. А. Миронова, Л. В. Серова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 10 февраля. – С. 4.