Поехали у Кагу хлебать кулагу
В этом старинном селе много необычных вещей. Даже библиотеку здесь назвали библиосанаторием.
– Это наша изюминка! – сказала мне ведущий библиотекарь Антонина Сафронова. Она рассказала мне много интересного. Я узнал, что библиотека в Каге – это не просто место хранения и пользования книгами, это настоящая лечебница. Только здесь лечат души.
Впрочем, не только души: в библиотеке можно приобщиться к настоящей крестьянской жизни.
– Здесь у нас зона теплолечения, – Антонина Николаевна показывает на русскую печь, стоящую в углу. – В Каге бывает много гостей из разных городов, которые приезжают сюда на турбазы. Мы предлагаем им попробовать самостоятельно растопить печь.
Согласитесь, здорово! Многие городские жители настоящую русскую печь видели только в сказках по телевизору. А уж топить её тем более не умеют. А это между тем большое и хитрое искусство! Отец учил меня, как правильно растапливать печь, чтобы дрова разгорались планомерно, ровно и, главное, — быстро.
И не стоит безудержно совать в печь газеты и другую бумагу для растопки. Тем более использовать специальные разжигающие жидкости. Будет много гари, золы и нагара на стенках дымохода. Существуют другие способы растопки, которые традиционно использовались на Руси…
– Иди за дровами! – шутливо прерывает мои мысли наш фотокорреспондент.
Кстати, о дровах. Мой отец умел складывать такие поленницы, которые выглядели, как произведения искусства. Это когда полешко к полешку… И каждое из них он клал так ровно и любовно, будто это какие-нибудь пряники на выставку.
А какой березовый дух исходил от свежей поленницы! Однако, вернемся в библиотеку.
Итак, я в небольшом домике близ церкви, в библиосанатории. Туристы, приезжающие в Кагу, первым делом идут в храм, а потом непременно бывают в местной библиотеке.
Когда-то здесь работала Любовь Петровна Андриянова, которой сегодня уже нет среди нас. Она была человеком неутомимой энергии! Настоящей подвижницей. Любовь Петровна проводила множество мероприятий, чтобы привлечь людей в свою читальню. Благодаря этой женщине Кага, наверное, была самым читающим селом нашего края. Впрочем, таковым остается и в наши дни.
Сегодня работу, начатую Любовью Петровной Андрияновой, продолжают ведущий библиотекарь Антонина Николаевна Сафронова и библиотекарь Евгения Леонидовна Фенапетова. Молодые, активные и творческие.
Евгения родом из Челябинска. Однажды она приехала в Кагу и поняла, что только в этом селе должна жить. Встретила здесь свою любовь, вышла замуж, теперь она по праву считает себя кагинкой.
Антонина Николаевна родилась в Каге.
– А почему вы по-кагински не говорите? – спрашиваю её.
Она, не ожидая такого вопроса, улыбается и пожимает плечами.
Кага – село уникальное в своей самобытности. Это выражается и особенностью местного говора. Нигде вы не встретите такую мягкую и певучую русскую речь, когда слегка растягиваются гласные на концах слов, при этом отдельные согласные меняются на шипящие. Антонина Николаевна умеет говорить по-кагински, но делает это редко, если только просят туристы. Прошу её и я.
– Поехали у Кагу кулагу хлебать! – шутливо демонстрирует она. – За пещкой урыльник, там полотенце.
Кстати, о кулаге… Вы не знаете, что это такое? Оно и понятно: об этом русском традиционном лакомстве помнят только пожилые люди.
Когда-то давно я встретился в Каге с бабой Капой, и она угощала меня настоящей кулагой. Готовила её в печке по традиционному рецепту. Изумительно вкусная штука! Рецепт не помню, но там, кажется, фигурировала ржаная мука и калина.
В одной публикации рассказать обо всех аспектах работы кагинской библиотеки просто невозможно. Коснусь главного.
Меня сразу же привлек уголок краеведения, где выставлены старинные вещи, есть много фотографий и информации о становлении села.
Датой основания Каги считается 1740 год. Вопрос спорный, но местные краеведы настаивают на своей правоте, ссылаясь на архивные источники.
В Каге в старые времена был железоделательный завод, который принадлежал Демидовым, затем перешел в другие руки. На заводе трудился замечательный инженер Иван Татаринов. Он был настоящим подвижником: Иван Асафович построил для рабочих клуб и больницу. Никольский храм в селе тоже возводился под его началом. Татаринов любил башкирский народ и многое сделал для развития башкирских поселений, находящихся рядом. Местные жители платили ему такой же любовью.
Иван Асафович был истинным русским интеллигентом в самом высоком смысле этого понятия!
В библиотеке собрано множество данных о местных природных достопримечательностях и традициях. Не побоюсь сказать, что Кага в плане своей самобытности сияет ярче всех остальных сёл Белоречья. Здесь даже есть свой гимн! Текст значится на одном из стендов библиотеки:
Люблю я рассветы,
рассветы над Кагой
И в спелых колосьях
от солнышка свет.
Живи, моя Кага, красавица-Кага,
Родная моя,
ты для нас лучше всех!
Правда, слова взяты из другой песни и слегка переделаны под кагинскую действительность. В первоначальном варианте речь шла о Праге…
Здесь живет удивительный народ, хранящий свои традиции. Даже под агрессивным и глобальным натиском цивилизации, когда все становятся одинаковыми, когда теряется самобытный образ жизни, национальный уклад, когда сглаженные характеры начинают напоминать европейский ровный подстриженный газон, даже тогда Кага не потеряла своего лица.
Сегодня здесь половина жителей – дачники. Но они тоже со временем становятся кагинцами!
В кагинской библиотеке создаются мультики. И их авторами являются юные читатели. На базе наших сельских библиотек реализуется проект «Анимагия». Автор этого начинания – Центр детского чтения «Синяя птица» Белорецка, где работают удивительные и преданные своему делу люди. Проект реализуется за счет средств гранта президента России.
Для мультика кагинские ребятишки выбрали тему Масленицы, которая в этом селе всегда проходит очень ярко. Дети в библиотеку приходят с удовольствием, чтобы готовить образы будущих героев масленичного гуляния!
Антонина Сафронова подводит меня к одному из стеллажей, где выставлены фигурки персонажей мультфильма: тройка, запряженная в сани, кагинская женщина с подносом блинов, Петрушка, веселящий публику.
Но до Масленицы ещё далеко, а вот Рождество совсем скоро. В Каге, как и повсюду на Руси, в святочные дни проходят колядки. Правда, в этом селе колядовать начинают накануне праздника, а не в само Рождество. Конкретно – с 5-го на 6-е января. В Каге это самое веселое время! Собираются активисты села, наряжаются в костюмы сказочных героев и ходят по дворам, чтобы «закликать Коляду». Определенного мотива в колядках нет, вместо этого – ритмичное и несколько однотонное повторение каждой фразы. Прошу библиотекарей исполнить какую-либо «закликалку», и женщины тут же, без особой подготовки, дружно выводят:
– Коляда, Коляда, ты где была?
– За воротами.
– А где ворота? – Водой снесло!
– А где вода? – Быки выпили.
– А где быки? – Во тростник ушли.
– А где тростник?
– Девки выломали!
– А девки где? – За мужья ушли.
– А где мужья? – Сухари толкут, переталкивают, во печуры кладут, пересушивают!
– Как кагинцы реагируют на ряженых? – спрашиваю напоследок библиотекарей.
– Некоторые даже бегут за нами и обижаются, если мы к их двору не подошли!
Источник:
Сафронова, А. Поехали у Кагу хлебать кулагу : [беседа с ведущим библиотекарем Кагинской модельной библиотеки «Сажелка» А. Сафроновой / записал И. Калугин] / А. Сафронова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 6 января. – С. 12, 14.