Фильм «Вечный зов» («Автограф Петра Вельяминова»; «Свет далеких звезд»; «Наш вклад в «Вечный зов»»; «Кино в Белорецке»; «Съемки фильма – целая жизнь»)
Автограф Петра Вельяминова
Мы продолжаем публикацию материалов о съёмках кинофильма «Вечный зов» в нашем городе.
Оператор компрессорной установки № 2 газового цеха Марина Шумлянская поделилась яркими впечатлениями своего детства, передала для будущего музея открытку с автографом актёра Петра Вельяминова и, как человек творческий, посвятила легендарной киноленте стихотворение. Предоставляем ей слово.
Вечный зов земли моей
Мне часто снится тот же сон:
Снимают в городе кино
Про землю нашу – «Вечный зов»,
Но это было так давно…
Как в лабиринте там брожу
Девчонкой в памяти своей;
Артисты, роли, суета
И неизбежность летних дней.
Там съёмки, съёмки; шум, народ
Вдруг кто-то скажет: «Дубль два…»
Я вижу слёзы и любовь,
Всё это правда, не игра.
А жизнь, как быстрая река,
Уносит годы — не вернёшь.
Лишь тихо светится слеза,
И ты, конечно, все поймёшь:
Они для нас всех на разрыв
Отсняли лучшее кино.
Нет, не забуду никогда!
Но это было так давно…
В душе своей всегда храню
За всё судьбу благодарю,
Тот вечный зов земли моей!
«Это были мои самые любимые каникулы. Всё было приготовлено к приезду столичных артистов и съёмкам нескольких фильмов – «Вечный зов», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка». Наш провинциальный городок гудел, как улей, повсюду были слышны разговоры только о кино и о том, кто будет в нём сниматься. Мне казалось, что чуть ли не все жители Белорецка были втянуты в этот творческий процесс. Одним посчастливилось сыграть в эпизодах, другим – в массовках, третьи наблюдали со стороны.
Не отставала от взрослых и ребятня. Я с подружками тоже оказалась в гуще событий, поскольку во дворе нашего дома по улице 5 Июля, в здании старого педучилища, расположилась киностудия имени М. Горького. Там была костюмерная, хранился реквизит, прямо во дворе под натянутым тентом работали гримёры. Нам разрешали подержать краски, что-то подать, мы наблюдали весь процесс гримирования актера. Также мы видели, как проводился монтаж фильмов. За территорией двора была, как в шутку называли, фронтовая полоса – там шли съёмки и всегда толпился народ.
Помню, как многие эпизоды фильма «Вечный зов» снимались в районе Гавани, в доме старой прокуратуры, около директорских домов…
Мы каждый день видели артистов, со многими общались, так как они проживали в гостинице возле Дворца и проходили по нашим улицам на съёмки.
Это Пётр Вельяминов, Владимир Борисов, Альбина Матвеева, Владлен Бирюков, Елена Драпеко. Из киноленты «Пропавшая экспедиция» запомнились Николай Олялин, Евгения Симонова, Александр Абдулов и Александр Кайдановский.
Вместе с московскими актёрами снимались и белоречане, например, мамина подруга Галина Лоскутова-Прасолова. Все помнят, какие разные и интересные были у неё роли: любопытная деревенская девушка в красном платке, разносившая слухи о Федьке и Анфисе, повариха, которая кормит Фёдора Савельева в поле обедом возле вагончика. Рядом с ней были Ада Роговцева, Римма Маркова, Валентина Березуцкая, Николай Иванов, Вадим Спиридонов, Андрей Мартынов, Фёдор Валиков, сыгравший весёлого деда Евсея.
В те дни мы очень сдружились с Петром Сергеевичем Вельяминовым. Это удивительно добрый, скромный и интеллигентный человек, проживший сложную жизнь и не утративший веры в то светлое и доброе, что есть на свете. В свободное от съёмок время он любил прогуливаться по городу, мы показали ему наш парк. Всегда улыбчивый Пётр Сергеевич разговаривал с нами, детворой, на равных. Я попросила его подписать на память открытку. Прощаясь с нами в конце лета, он пожелал всем хорошей учёбы, а мне – поступить в театральный институт. Но я знала, что труд артиста не из лёгких: съёмки в разных городах, частые переезды, каждый мелкий эпизод оттачивается до совершенства. Мы видели, какими уставшими возвращались актёры со съёмок, но всегда выходили из автобуса с улыбкой на лице, шутили и смеялись.
Прошли годы. Актрисой я не стала, но нисколько об этом не жалею. Творчество – музыка, поэзия – есть в моей жизни.
Каждый раз всё чаще и чаще мысленно возвращаюсь в то время, в те летние каникулы, в которые мне уже никогда не вернуться… И вот, перебирая в памяти детские воспоминания, я написала стихотворные строки и дарю их всем жителям Белорецка».
Источник:
Шумлянская, М. Автограф Петра Вельяминова : [воспоминания М. Шумлянской о съемках фильма «Вечный зов». Беседа / записала Л. Богданова] / М. Шумлянская. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2022. – № 19. – С. 9.
Свет далеких звезд
Мы продолжаем публикацию материалов о съёмках в Белорецке фильма «Вечный зов», начатую в прошлом году.
Сегодня вниманию читателей «Металлурга» представлены воспоминания ветерана труда, члена Союза писателей и Союза журналистов Республики Башкортостан, лауреата премии имени Яныбая Хамматова Гульсум Мустафиной.
«Когда создавался многосерийный фильм «Вечный зов», в Белорецке вместе сосуществовали и городские, и районные организации. Город жил своей жизнью, район – своей. Первый давал стране металл, проволоку, второй – сельхозпродукты. И в этой извечной работе-заботе мы жили довольно спокойно, удовлетворяясь тем, что посылали различные дирекции: фильмы и концерты, книги и журналы. Столичных жителей и деятелей культуры видели лишь во время очередных выборов в Верховный Совет или на открытии значимых для страны объектов металлургического комбината. Да и то издалека, с трибун, сцены Дворца культуры или кинотеатра «Металлург». Так что приезд съёмочной группы и происходившая на глазах зевак работа режиссёров и актёров стали настоящим событием. В съёмках приняли участие и хорошие знакомые – брат мамы Мухаррам Салимов и работница райкома ВЛКСМ Надида Валиуллина. Поэтому разговоров было много.
В те годы я работала в райкоме партии, и по тому, как к «киношникам» относилось руководство, нам считалось зазорно бывать в толпе любопытных обывателей, ходить на съёмки. Как дисциплинированный работник, я ни разу не посетила столь интересное зрелище. Менталитет сельского жителя, райкомовского работника, видимо, срабатывал чётко.
Слухов о скандалах в гостинице, связанных с разгульной жизнью участников съёмок, по городу ходило много. Люди рассказывали, что артисты стрелялись, что-то натворили, гостиница заполнена работниками милиции. В это я не верила, поскольку муж, трудившийся участковым инспектором, был в курсе дел и говорил, что на каждый роток не накинешь платок.
Тихий и светлый день августа. С утра я готовила выступление, и мне понадобилась какая-то брошюра. Библиотекарь был в отпуске, и я отправилась в книжный магазин на площади Металлургов, чтобы к вечеру дописать и сдать доклад в отдел пропаганды.
Когда шла по улице Точисского, моё внимание привлекла идущая впереди троица – пожилая женщина и двое молодых людей. Сразу видно — не белоречане. Наверное, приехали в гости, вышли прогуляться, познакомиться с городом.
Они свернули направо, в магазин, и там, оказавшись с ними рядом, я вдруг поняла: это актёры из «Вечного зова» – Римма Маркова, Вадим Спиридонов и Андрей Мартынов. Боже мой, какие красивые люди! Куда делось глуповатое лицо Мартынова в роли Кирьяна, жёсткое выражение Спиридонова – Федьки? Как вообще режиссёры увидели в этих серьёзных молодых людях распутного и циничного Федьку, жалкого Кирьяна, которого обманывали жена и друг? Этим двоим лишь юношей из интеллигентных семей играть – такие они славные, чудесные в своей чистоте люди… А Римма Маркова? Похоже на то, что молодые актёры видят в ней и родственницу, и учителя, и наставника. Вот как почтительно обращаются, советуются, делятся впечатлениями о свежем номере «Иностранной литературы». Значит, читают, в курсе новинок не только советской печати…
Почему же народ не видит их такими? Выходит, судим о том, чего не знаем, не понимаем? Или таковы наши культура и воспитание?
Для меня эта встреча осталась светлым воспоминанием, таким значимым, будто удалось увидеть свет далеких звезд. Хотелось узнать об этих людях и их дальнейшей творческой жизни, сравнить впечатления от встречи с их ролями в новых фильмах.
Уверена, что многосерийная кинолента, родившаяся в том числе и на нашей земле, создана настоящими художниками, мастерами искусства перевоплощения. И интерес к ней будет вечен. Как «Вечный зов». Само название фильма говорит о том, что ценности нетленны, как и след великих людей»…
Источник:
Мустафина, Г. Свет далеких звезд : [воспоминания Г. Мустафиной о съемках фильма «Вечный зов» / подготовила Л. Богданова] / Г. Мустафина. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2022. – № 11. – С. 9.
Наш вклад в «Вечный зов»
В семидесятых годах в Белорецке и Белорецком районе снимался легендарный фильм «Вечный зов». В преддверии юбилея начала съемок супруги Лариса и Владимир Богдановы решили собрать информацию у участников и свидетелей этого события, чтобы создать целостную картину происходившего и сохранить ее для последующих поколений.
Одним из участников съёмок стал мастер прокатного цеха Игорь Глушков, сыгравший в «Вечном зове» роль Андрейки Савельева.
– Фильм начали снимать в Белорецке в 1974 году, я тогда первый класс окончил, – вспоминает он. – Мы жили на улице Ленина, возле гостиницы. Однажды поехали с другом на велосипедах за мороженым в угловой магазин, где сегодня располагается «Самовар». Меня увидела администратор фильма Лебединская. Бежала за нами, хотела поговорить, но мы от неё укатили. Потом встретила меня во дворе, пришла к родителям, объяснила, что я подхожу для съёмок в фильме. Мы с мамой пошли на просмотр в гостиницу. По-моему, из режиссёров был только Валерий Усков, а ещё актёры Вадим Спиридонов и Ада Роговцева, которые по фильму должны были стать моими родителями. Они долго советовались, решали, похож я на них или нет.
Первую сцену – она в фильм не вошла – снимали в одном из домов, расположенном за так называемыми директорскими домами. Мы стояли с Вадимом Спиридоновым возле умывальника в большом дворе, и он поливал меня водой. Сделали восемнадцать дублей, потому что я постоянно смотрел в камеру: понятное дело, всё казалось интересным.
В Белорецке съёмки шли в летнее время. Продолжились они в Москве, куда пригласили и героя публикации.
– Был поражён, увидев павильон «Мосфильма», занимающий несколько этажей, – продолжает рассказ Игорь Глушков. – Это громадный цех! Ходили кран-балки, собирали любые декорации, какие хочешь здания.
Там я познакомился с Сашей Ефремовым, который играл моего брата, Диму. В перерывах между съёмками играл с ребятами, катался на лифте. Мы на «Мосфильме» всё осмотрели, нам не до кино было, мы же дети.
Хорошо помню, как снимали сцену, где семья Савельевых сидит за столом. Мы ели борщ раз шесть – столько дублей было снято. Режиссёры фильма, Валерий Усков и Владимир Краснопольский, требовали подлинность во всём, поэтому блюдо было настоящим – свежим, горячим. На всю жизнь я тогда борща наелся!
Ещё была сцена, где я приношу домой сома. Хвалюсь маме, Аде Роговцевой, удачным уловом, а она о начале войны только что узнала по радио, ей не до рыбы… Так вот, для съёмок купили живого сома! Где они его глухой осенью в центре Москвы нашли, не знаю.
Многие думают, что сниматься в кино просто, однако это далеко не так. Например, сцена, когда Ганка сидит, а я вбегаю с деревянным автоматом. Мне нужно остановиться в строго определённом месте, а я или не дойду, или дальше забегу, в результате камера меня не видит. В конце концов к полу прибили деревяшку — вот здесь останавливайся! Грим – отдельная история. Наносят его долго, ощущения неприятные, потом ещё и от прожекторов тепло идёт, грим плывёт, его поправляют… В общем, не всё так легко, как кажется.
Правда, было много интересных знакомств. Одно из них – с режиссёром Киргизской киностудии Болотбеком Шамшиевым, который снял фильм «Белый пароход». Мы с ним в холле гостиницы разговаривали.
На «Мосфильме» параллельно тогда много фильмов снималось, там, можно сказать, целая фабрика была. Названий, конечно, не вспомню сейчас.
Позже съёмки фильма продолжились в Белорецке, и Игорь снова принимал в них участие.
– Массовки было очень много, – рассказывает он. – Во Дворце культуры была гримёрка, всех одели по-военному. Здание, где находится редакция «Металлурга», было обшито досками, его видно в кадре. Холодно было, жгли костры, возле них и грелись.
Зимой были съёмки на станции Нура. Помню, взад-вперёд ездили вагоны с солдатами – целый батальон там работал. Вагоны старые, деревянные – тогда такие в тирлянском и туканском направлениях ходили. Меня там быстро сняли – наверное, в пару дублей уложились.
В Ломовке, на строящемся заводе, просидели почти шесть часов: ждали, когда приедет Владимир Борисов, игравший Семёна Савельева – самолёт задерживался.
Хорошо я общался с Иваном Лапиковым, он вообще был простым человеком, постоянно что-то мастерил. Подарил мне фонарик, жаль, не сохранился…
С актёрами, которые по фильму были моими родителями, отношения сложились по-разному. У Ады Роговцевой был сын, наверное, поэтому она меня всегда обнимала по-настоящему, искренне. Вадим Спиридонов был не очень-то общительным – всегда строгий, молчаливый. Он и по роли такой, и в жизни.
Конечно, нам интересно, как отреагировали одноклассники Игоря, когда узнали, что он стал артистом.
– В сентябре в класс пришёл, обступили, – улыбается он. – Популярность возросла, каждый спрашивал, как и что. Сначала рассказывал, потом надоело. Когда съёмки были на кирпичном заводе, в школьный двор приехал автобус с актёрами, меня прямо с уроков забрали. Был ажиотаж, конечно, ребята все окна облепили, выглядывали.
Моим лучшим другом был Алексей Яцкевич – это с ним мы на великах гоняли, когда меня для кино приметили. Перед тем, как в Москву отправляться, я заявил, что без него не поеду. Но его всё равно не взяли.
Фильм потом показывали во Дворце, нас пригласили на просмотр. Почему-то на экране я себя не увидел…
Спустя время Усков и Краснопольский приступили к съёмкам второй части легендарной эпопеи. С «Мосфильма» Игорю пришло приглашение, однако он уже не подходил по возрасту.
– Больше ни к чему подобному я не стремился, – отмечает герой публикации. – По своему складу я больше технарь. Меня и на «Мосфильме» больше интересовало, как при помощи крана идёт монтаж декораций, а не что-то другое. Окончил металлургический техникум, прошёл три прокатных стана. А съёмки в «Вечном зове» – просто особые воспоминания из детства.
Источник:
Глушков, И. Наш вклад в «Вечный зов» : [мастер прокатного цеха Игорь Глушков сыграл в «Вечном зове» роль Андрейки Савельева. Беседа / записала Л. Богданова] / И. Глушков. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. – № 37. – С. 9.
Кино в Белорецке
Белорецкий район по праву считается одним из самых живописных в республике, что всегда привлекало внимание отечественных кинематографистов.
В 1970-е гг. Белорецк и его окрестности стали местом съёмок сразу нескольких художественных фильмов. Здесь над своими приключенческими лентами «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка» работал режиссёр-постановщик Вениамин Дорман.
В начале лета 1974 года в Белорецк нагрянула съёмочная группа одной из самых эпохальных кинолент советского кино – «Вечный зов». Более двадцати серий было отснято Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым в наших краях.
Так, например, символ города – Водонапорная башня – появляется в сцене объявления войны 22 июня 1945 года: именно это здание проходит Анна Савельева в этот памятный день.
На улице Кирова снимался эпизод организации субботника в Шантаре, а первый дом, появляющийся в кадре, известный краеведам как «дом Кундо», частично сохранился и сегодня.
Съёмки «Вечного зова» стали одним из самых запоминающихся событий в истории Белорецка: многие горожане были задействованы в массовых сценах, а уж возможность увидеть знакомые с детства места на экране телевизора стало настоящим удовольствием для многих поколений белоречан.
Источник:
Кино в Белорецке : [символ города – Водонапорная башня – появляется в сцене объявления войны в фильме «Вечный зов»]. – Текст :непосредственный // Металлург. – 2016. – № 28. – С. 11.
Съемки фильма – целая жизнь
Телесериал «Вечный зов» в нашей стране знают и любят, но для жителей Белорецка это не просто художественное произведение, а, как сейчас модно говорить, один из факторов узнаваемости территории, своего рода бренд.
Одна из участниц тех съемок, администратор городского Дворца культуры Алевтина Куприева напомнила, что в 1974 году в Белорецке работали сразу две киносъемочные группы. Киностудия имени Горького снимала фильмы «Золотая речка» и «Пропавшая экспедиция». В то же лето приехал и «Мосфильм» для съёмок многосерийного фильма «Вечный зов».
– Базировались они у нас во Дворце культуры, – рассказывает Алевтина Николаевна. – Здесь у артистов были гримёрки, в танцевальном зале располагались костюмерные. Одежды было всяких размеров – тысячи костюмов! В нашей мастерской делали многие элементы декораций. А мне тогда было двадцать два года. Я играла в народном театре и, конечно, всех актёров Дворца пригласили участвовать в съёмках. По ходу работы мне пришлось сниматься в полутора десятках эпизодов. Помнится, на Укшуке были развернуты декорации строительства завода. Мы стояли под репродуктором и слушали сводку Информбюро. Моя бабушка, не дождавшаяся мужа с фронта, очень естественно выглядела потом на экране. В поле, возле Сосновки мы снимались в эпизоде жатвы пшеницы, там же вязали снопы. На скале, в начале улицы Кирова я в одном из сюжетов была почтальонкой. В Юрюзани при пожаре бежала с детской люлькой в руках – проводницей в вагоне нашей узкоколейки была. Всему нас там научили! – улыбается Куприева. – А уж зрителей собиралось на съёмках целые толпы. Всем было интересно, как делают кино. Людям в массовке платили по три рубля за съемочный день, а мне, как актрисе первого плана – семь пятьдесят. Как–то приезжали уфимские корреспонденты. Спрашивали, куда деньги дела, – смеется Алевтина Николаевна. – Ну, куда могла деть! Покупала книги, пластинки, почтовые марки…
И на следующий год съемочная группа «Вечного зова» ещё раз приезжала. Лето тогда выдалось жарким. А уж сколько воспоминаний после съёмок осталось! Я могу эти фильмы пересматривать бесконечно – всё там такое родное и знакомое… Для нас же все актёры фильма стали вроде родственников. Вадим Спиридонов, сыгравший Фёдора, по окончании съемок «Вечного зова» сказал: «Прошла жизнь». К слову, после этого фильма он прожил всего шесть лет, хотя было ему только 45…
Три года назад к нам приезжала исследовательская группа из международной организации ЮНЕСКО, подготовившая телепрограмму к 40-летию фильма. Вместе с ними я ездила по многим местам съёмок, проводила экскурсию.
К сожалению, современное кино делают совсем по другим правилам, – сказала в заключение Алевтина Николаевна. – Надеюсь, наши молодые режиссеры Евгений Калугин и Гайнет Кирстен с успехом продолжат кинематографическую славу Белорецка.
Источник:
Куприева, А. Н. Съемки фильма – целая жизнь : [воспоминания А. Н. Куприевой об участии в съемках многосерийного фильма «Вечный зов» / записала А. Казанцева] / А. Н. Куприева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2016. – 9 ноября. – С. 8.