Киношкола Акбузат. Киноклуб Большой экран
Встреча у большого экрана (Белорецкий рабочий)
Многие ли школы в нашей республике могут похвастаться тем, что растят будущих кинематографистов? А в Белорецке – могут, ведь у нас всегда уделялось много внимания разностороннему развитию подрастающего поколения.
Несколько лет назад на базе Детской музыкальной школы открыли класс кинорежиссуры «Первый шаг», и мальчишки и девчонки стали постигать азы киноискусства. Их первые работы уже увидели свет, получили положительные отзывы, поучаствовали в конкурсах.
Доброй традицией стало и сотрудничество «Первого шага» с коллективом кинотеатра «Металлург». Там проходят встречи киноклуба «Большой экран», на которых ребята представляют зрителям свои работы, обсуждают их, делятся планами на будущее.
Очередная встреча клуба стала подведением итогов прошлого года. Каким он стал для белорецких начинающих кинематографистов, мы попросили рассказать руководителя класса кинорежиссуры Евгения Калугина.
– Год был для нас очень плодотворным, мы с ребятами провели большую работу. Получилось, что некоторые материалы даже пришлось отложить, – поделился Евгений Викторович. – Ко Дню Победы сняли два потрясающих фильма – «Мой герой» (Камиллы Яхиной) и «Своих не бросаем» (Эльвиры Яубасаровой). Напомню, что это был совместный проект учащихся класса кинорежиссуры ДМШ и Белорецкого историко-краеведческого музея.
Коллектив музея выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив по направлению «Герои Донбасса – Герои России» и стал инициатором съёмок одного из этих документальных фильмов. Первый показ состоялся в мае, затем – в сентябре, в День солидарности в борьбе с терроризмом. В октябре и ноябре в кинотеатре «Металлург» в формате школьного абонемента прошёл кинолекторий «Лица подвига», в ходе которого были показаны фильмы, которые дополнила выставка из фондов музея, посвящённая белоречанам, погибшим во время проведения СВО. Пользуясь «Пушкинской картой», его посмотрели ученики почти всех школ города и студенты колледжей. Радует, что ребята не остались равнодушными. Таким образом мы вносим свой вклад в патриотическое воспитание молодёжи.
Можно сказать, что прошлый год для нас был годом зрителя. Несколько авторских работ учеников класса кинорежиссуры приняли участие в различных фестивалях и получили свои первые награды. Кстати, Эльвира и Камилла уже завершили обучение в нашем классе, – отметил руководитель киношколы.
– Евгений Викторович, на встрече киноклуба вы презентуете новые работы. Чем порадовали зрителей в этот раз?
– Несмотря на загруженность, мы успели снять 4 работы. И по традиции представили их зрителям в Международный день кино. Ребята постарались: Яна представила обзорный фильм-репортаж «Кинолекторий», Аскар – свой первый телерепортаж «Взрывной Новый год». Ева предпочла интервью в формате «Взгляд снизу» на тему «А Дед Мороз настоящий?». Поясню, что в этом случае дети обсуждают какую-то тему, высказывают своё мнение. При подготовке материала нам очень помогли и коллектив, и воспитанники детского сада № 23 (их родители дали своё согласие на участие малышей в съёмке). Отмечу, что они всегда идут нам навстречу, как и сотрудники краеведческого музея.
Вновь показали мы и фильмы прошлого года «Полочка» и «Подарок». Ещё одна наша интересная работа – социальный ролик «Терра инкогнита» о жизни в приюте для бездомных животных. Над идеей работала вся команда класса кинорежиссуры. Благодарим за помощь и поддержку волонтёров приюта, которые не сразу поверили в успех этого проекта. Мы постарались учесть все пожелания, а воплотил идею в жизнь, отснял весь материал наш оператор Вадим Биргалин.
– А что в планах?
– Планов и идей много. Во-первых, ещё больше работать. Мы рады, что есть ребята, желающие постигать азы этого непростого вида искусства. Есть и хорошо оборудованный класс, техника. Только, к сожалению, не хватает времени, актёров для игровых фильмов. Не хватает и партнёров, которые поддержали бы ребят. В общем, нюансы есть. Но мы не унываем!
Пришлось отложить работу над фильмом, приуроченным к Году педагога и наставника, теперь нужно её завершить. Ещё одна актуальная тема, по которой решили снять короткометражку, – мошенничество. Драматичная и поучительная история на злобу дня.
Нынешний год в республике объявлен Годом заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья, поэтому постараемся снять социальный ролик на эту тему. Надеемся, что успеем сделать работу к 9 Мая.
В конце учебного года планируем провести ещё одну встречу киноклуба «Большой экран», где выпускники нашего класса представят свои дипломные работы.
– А есть ли большие мечты?
– Снимать хорошие, качественные, нужные, правильные фильмы. Примеры – «Своих не бросаем», «Мой герой», «Водонапорная башня». Они уже известны, две работы были показаны на российских конкурсах. Хочется, чтобы молодёжь приходила к нам на просмотры по «Пушкинской карте». Всегда говорю ученикам, что тема фильма должна быть актуальной, обсуждаемой. В ней должна быть обозначена проблема, которую надо попробовать решить с помощью кино. Дети, которые занимаются в студии, это понимают, — похвалил ребят Евгений Калугин.
Работы учеников класса кинорежиссуры Детской музыкальной школы можно увидеть в социальной сети «ВКонтакте» в группе — Класс кинорежиссуры «Первый шаг».
Сегодня в классе кинорежиссуры «Первый шаг» Детской музыкальной школы занимаются чуть больше десяти человек. После новогодних каникул состоялась их первая встреча, на которой ребята с удовольствием поделились своими впечатлениями от занятий.
Аскар Мулдахасов занимается два года:
– Выбрал это направление потому, что мне очень нравится кино. Вообще, пришёл записаться в музыкальную школу, но свободных мест не оказалось, предложили попробовать позаниматься в классе кинорежиссуры. И меня так это увлекло, что я ни разу не пожалел о сделанном выборе. Точно могу сказать, что мы здесь не тратим время впустую. Свой первый репортаж «Взрывной Новый год» полностью придумывал сам. Евгений Викторович поддержал, и мы постарались раскрыть тему неправильного использования пиротехники в праздники. Думаю, для первого раза получилось неплохо.
Рамиль Ильясов уже представлял свой авторский фильм «Подарок»:
– В киношколе «Первый шаг» я с 2022 года, и «Подарок» был моим дебютным фильмом. Однажды на уроке Евгений Викторович дал нам задание сделать визуализацию, то есть создать из карточек с картинками сюжет. Работал над заданием дома, так родилась идея с подарком. Ещё в прошлом году я снял два репортажа – про бал маленьких принцев и принцесс и про мероприятие, организованное творческим коллективом «Творцы чудес» в городском парке. Для меня режиссура – это отдельный яркий вид творчества. Своими работами хочу донести мысли, идеи, переживания, раскрыть те или иные проблемы.
Елена Ефимова поделилась планами:
– В классе кинорежиссуры занимаюсь два года. Пришла сюда, чтобы научиться чему-то новому. В этом году планирую выпустить к весеннему киноклубу фильм о детях с ограниченными возможностями здоровья, тем более этот год глава нашей республики объявил Годом заботы с людях с ограниченными возможностями здоровья.
Яна Калугина готовится к защите нового проекта:
– В конце прошлого года я представила свой обзорный репортаж на тему кинолектория. Впереди – другие работы, возможно, авторский фильм. Занятия в этом классе дают мне знания в сфере кинематографии и режиссуры, которые пригодятся при поступлении в вуз. Это дополнительные возможности. Самое главное, что мне это очень интересно!
Источник:
Встреча у большого экрана : [итоги работы киноклуба «Большой экран» и класса кинорежиссуры «Первый шаг» в 2023 году и планы на будущее] / Е. В. Калугин, А. Мулдахасов, Р. Ильясов [и др.]. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2024. – 19 января. – С. 5.
Новые фильмы белорецких авторов
Наши постоянные читатели уже знают, что в Детской музыкальной школе Белорецка работает киношкола «Первый шаг». Её воспитанники представляли к юбилею родного города свои короткометражные фильмы. А накануне Нового года в кинотеатре «Металлург» состоялась очередная встреча киноклуба «Большой экран».
Мероприятие начал руководитель проекта Евгений Калугин.
– Нашу встречу мы приурочили к Международному дню кино. Сегодня представляем вам новые работы. Вы увидите документальный фильм на башкирском языке, а также философскую и игровые картины.
Наша киношкола довольно молодая, но у нас уже есть первые победы.
Летом Аня Кузнецова и Эльвира Яубасарова вместе с другими ребятами сняли свои первые фильмы. Это были проекты «Аллея Героев» и «Водонапорная башня». Думаю, многие уже их видели. Мы подавали заявки на участие в разных фестивалях, побывали в Челябинске, где было представлено больше ста фильмов, участвовали в конкурсе наравне с профессионалами. Это был хороший опыт. Удача улыбнулась нам на фестивале в Казани, оба наших фильма стали лауреатами первой степени. Такой же награды киноленты были удостоены на фестивале «Чёрно-белая радуга» в Тольятти.
Все ученики нашей киношколы талантливые ребята. И для нынешнего показа пришлось выбирать самые интересные работы. Но это не значит, что остальные идеи будут забыты, мы продолжим работать над ними, – сказал руководитель киношколы.
Итак, на суд зрителей было представлено пять короткометражных фильмов на разные темы, но в каждую работу ребята постарались вложить глубокий смысл. Казалось бы, легко узнаваемые сюжеты, только подростки увидели эти истории по-своему. После просмотра прошло обсуждение. Надо отметить, в зале не осталось равнодушных зрителей, все хотели отметить и поддержать учеников киношколы.
Вот что рассказали начинающие режиссёры и сценаристы о своих фильмах.
Вадим Биргалин показал фильм «Шежере»:
– Мой фильм на башкирском языке, на экране идут субтитры на русском. Шежере переводится как родословная. Снимал я его в рамках межрегионального цифрового образовательного проекта «Слово Земли», созданного киношколой Булата Юсупова при поддержке Союза кинематографистов Башкортостана и Президентского фонда культурных инициатив. Это моя первая работа, которую я снял в качестве режиссёра после прохождения обучения на проекте. Получился 15-минутный фильм. В основу картины легла родословная семьи из села Шигаево.
Я давно был знаком с Сагирой Сабирьяновной, теперь вот представилась возможность увидеть родословное древо семьи Галиуллиных. Шежере — это часть культуры нашего народа. Признаюсь, я был поражён масштабом и богатой историей этой семьи. Только в этом древе записано более 1200 имён, а в ближайшее время Галиуллины планируют вписать туда ещё порядка 200 новых имён. Одним из немаловажных фактов, которым они очень гордятся, является то, что среди предков есть имя Шагали Шакмана.
Александра Зарипова представила фильм «Потом»:
– Я люблю со стороны наблюдать за людьми, часто черпаю идеи из других фильмов. К сожалению, поймала себя на мысли, что люди как-то небрежно стали относиться друг к другу, к своим родным и близким, даже к родителям. Согласитесь, сегодня много технических возможностей, чтобы найти пару минут, взять в руки, к примеру, телефон, набрать номер родного человека и узнать, как дела. А мы всё откладываем. Всё потом, потом, потом… А ведь «потом» может и не наступить…
На мой взгляд, в работе над фильмом самое сложное написать сценарий, где важен каждый момент, нужно прописывать каждую сцену, каждую деталь. К тому же я не была знакома с актёрами и не знала, где именно мы будем снимать. И это тоже заставляло поволноваться. Пришлось прямо на месте что-то переделывать, пересматривать, переснимать. С подбором актёров – семьёй Хафизовых – мне помог Евгений Викторович. С ними было легко работать, ведь они талантливые и творческие люди. Суперская семья! С монтажом особых проблем не возникло, всё было понятно и просто, хотя Евгений Викторович мне немного помогал.
В наступившем году желаю всем счастья, здоровья, любви, не забывать своих родителей и не оставлять на потом важные дела!
Рамиль Ильясов представил зрителям фильм «Подарок»:
– Сегодня состоялась премьера моего первого фильма на большом экране. Для меня это значимое событие. Не скрою, очень волновался, переживал, слушая разные мнения про свою работу. Когда я представил её Евгению Викторовичу, ему понравилась моя задумка. Потом было очень приятно работать с семьёй Дмитриевых, тем более у них есть богатый актёрский опыт. Но я всё равно волновался. Чтобы передать зрителю мою идею и раскрыть её смысл, понадобилось 12 минут фильма. Надеюсь, всем понравился мой «Подарок».
Лиана Файзуллина выбрала для своей работы репортаж:
– Мне всегда нравилось всё, что связано с кинематографом, и я решила связать свою жизнь с творчеством. Люблю играть в театре, мне нравится сниматься. Чувствую, что это моё.
Когда я познакомилась с Евгением Викторовичем Калугиным и узнала, что он будет преподавать у нас в музыкальной школе, не раздумывая, записалась в его класс. Была уверена, что мне это нужно! Теперь у нас есть ещё один преподаватель – Вадим Биргалин. У них многому можно научиться. Для сегодняшнего показа я выбрала репортаж о фестивале для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы можем всё». Съёмки проходили очень быстро, возможно, не всё попало в кадр. Надеюсь, что получилось неплохо, по крайней мере, я старалась. Результатом довольна, хотя есть ещё чему учиться. Поэтому ждите мои новые работы.
Родион Утикаев показал короткометражку «Полочка»:
– Мне всегда хотелось узнать, как делается настоящее кино. В будущем хочу стать режиссёром, поэтому занятия в киношколе мне просто необходимы. Здесь я получаю не только знания, но и заряд энергии и мощную мотивацию. У меня замечательные одноклассники и учителя! Это мой второй показ на большом экране, летом я представлял репортаж к Дню города.
Сюжет «Полочки» мне очень близок. В фильме я рассуждаю о том, как меняется человек на протяжении всей жизни. Захотелось поделиться этим со зрителями, показал людям полочку без главного героя. Его как бы нет, но в то же время он есть. После показа во время общения со зрителями я понял, что многие догадались, правильно поняли мой посыл. Приятно было слышать слова благодарности за мою работу. Желаю всем здоровья и успехов.
Зрители после просмотра желали ребятам и их наставникам новых фильмов и побед на конкурсах и фестивалях. А посмотреть работы учеников киношколы можно в группе «Первый шаг» в социальной сети «ВКонтакте».
Источник:
Новые фильмы белорецких авторов : [ученики киноклуба «Большой экран» представили свои новые работы. Беседа / записала Н. Борисевич] / Е. В. Калугин, А. Кузнецова, Э. Яубасарова [и др.]. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 6 января. – С. 16.
Даёшь белорецкое кино!
В канун Нового года в кинотеатре «Металлург» состоялась очередная встреча киноклуба «Большой экран». Воспитанники киношколы «Первый шаг» представили свои короткометражные фильмы, посвящённые юбилею родного города.
Напомним, киношкола «Первый шаг» работает на базе Детской музыкальной школы. Под руководством Евгения Калугина её ученики создают киноистории.
На суд зрителей было представлено пять короткометражных фильмов на разные темы. Так, главный посыл картины Александры Зариповой «Потом» — ценить близких людей, не откладывая общение с ними. Лиана Файзуллина выбрала для своей работы репортаж о фестивале для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы можем всё». Родион Утикаев показал короткометражку «Полочка» о том, как меняется человек на протяжении всей жизни. Рамиль Ильясов представил зрителям фильм «Подарок», в котором снялась актёрская семья Дмитриевых.
Вадим Биргалин, один из преподавателей киношколы, продемонстрировал фильм «Шежере». Он снят в рамках межрегионального цифрового образовательного проекта «Слово Земли», созданного киношколой Булата Юсупова при поддержке Союза кинематографистов Башкортостана и Президентского фонда культурных инициатив. В основу картины легла родословная семьи Галиуллиных из села Шигаево.
Посмотреть работы учеников киношколы можно в группе «Первый шаг» в социальной сети «ВКонтакте».
Источник:
Даёшь белорецкое кино! : [воспитанники киноклуба «Большой экран» представили свои короткометражные фильмы, посвященные юбилею родного города]. – Текст: непосредственный // Металлург. – 2023. – № 2. – С. 7.
В кадрах – отражение души
Класс кинорежиссуры «Первый шаг», который был организован два года назад на базе Детской музыкальной школы, продолжает свою работу. Преподаватель, режиссёр Евгений Калугин, рассказал о буднях и достижениях своих учеников.
Класс кинорежиссуры – это своего рода эксперимент: и для города, и для меня лично, – говорит Евгений Викторович. – Но, считаю, эксперимент удачный. Во многом благодаря тому, что сюда приходят ребята, которые действительно влюблены в кино.
Заметил, что современные дети часто смешивают этот вид искусства со съёмкой контента для блогов. Безусловно, здесь есть точки пересечения, но в целом это кардинально разные направления. Блогер вещает здесь и сейчас, кино же вне времени, и в этом его сила. А задача режиссёра – сделать именно такую работу.
Именно поэтому много уроков посвящено теории. Мы начинаем с истории кинематографа и постепенно переходим к изучению драматической схемы и её вариаций. Это – основы, без которых стать хорошим режиссёром невозможно. Дети получают базовые знания по целому ряду профессий: сценарист, режиссёр, оператор, Мастер монтажа. Мы не ставим оценок – их поставит зритель, который увидит практический результат. Но нужно быть готовым к любой его реакции: от слёз или восторга до равнодушия или непринятия.
Курс рассчитан на три года. Параллельно с освоением азов ребята потихоньку прикасаются к процессу съёмок, затем пытаются самостоятельно снять репортаж и только потом переходят на следующий уровень — создание фильма. Главное – продумать идею. Она должна быть актуальной, но не однодневной. Не менее важно суметь донести её до зрителей. Каждый делает это по-своему – таким образом формируется собственный язык режиссёра.
Первые наши работы были ориентированы на юбилей города. С Анной Кузнецовой мы сняли документальный репортаж про Аллею Героев, Эльвира Яубасарова рассказала о водонапорной башне. Оба ролика набрали колоссальное количество просмотров и получили множество откликов. Представив их, авторы стали победителями на фестивалях в Казани и Тольятти, а работа Эльвиры ещё и лауреатом в Новосибирске и Челябинске. Другие ребята также затронули темы, касающиеся истории и жизни Белорецка. Сюжеты были замечательным подарком к его 260-летию.
Большой показ в киноклубе, встречи которого проводятся в кинотеатре «Металлург», состоялся в преддверии Нового года. Юные режиссёры представили игровое кино, затронув в нём совсем не детские вопросы. Так, фильм «Потом» Александры Зариповой напомнил о том, что любовь и внимание к близким во сто крат важнее той суеты, которая ежедневно затягивает нас в свой круговорот. Рамиль Ильясов в работе «Подарок» раскрыл острую тему разрушения семьи. А Родион Утикаев в двухминутной «Полочке» сумел показать быстротечность человеческой жизни и неизменность вечных ценностей. Многие зрители были удивлены, что наши ученики поднимают такие серьёзные проблемы, но в этом и суть – видеть дальше, понимать глубже. Кто-то был растроган до слёз, у кого-то произошли внутренние перемены. Считаю, что такая реакция – одна из ступеней успеха создателей кино.
– Меня всегда волновали различные социальные темы, в этот раз возникла задумка показать проблему взаимоотношений в семье, – объясняет девятиклассник школы № 20 Рамиль Ильясов. – Я хотел, чтобы родители в очередной раз поняли: растить ребёнка – большая ответственность, и, принимая какие-либо решения, нужно смотреть на мир не только своими глазами, но и глазами своих детей.
В создании двенадцатиминутного кино мне помогал Евгений Викторович, съёмку вёл оператор Вадим Биргалин, тоже наш преподаватель. Свои роли прекрасно сыграли актёры театра-студии «Дефицит» Иван и Екатерина Дмитриевы и их дочь Ульяна. Огромную поддержку я получил от ребят, с которыми вместе учусь в классе кинорежиссуры. Считаю, вместе нам удалось добиться желаемой цели.
Для меня кино не просто творчество, но и один из способов взаимодействия с обществом, возможность показать своё отношение к волнующим проблемам как можно большему количеству зрителей. В дальнейшем мечтаю получить два образования – медицинское и кинематографическое, чтобы нести пользу людям: лечить их тело и душу.
– Меня привлекают два направления – лингвистика и кинематография, с одним из них я хочу связать будущую профессию, – отмечает ученик 9 класса гимназии № 14 Родион Утикаев. – Выбрав обучение в классе Евгения Калугина, ожидал немного другого, но на деле всё оказалось намного интереснее.
«Полочка» – это короткометражка в стиле артхаус. Фильм идёт всего две минуты, но в него вложено достаточно много смысла. Он про то, как меняются поколения, как коротка и бесценна жизнь. О том, что на каждом её витке многое неизменно, и это связывает людей прочными нитями.
Идея долго вынашивалась у меня в подсознании и наконец нашла своё воплощение. Несмотря на то, что главный герой фильма – человек, в кадре нет актёров. Есть только полка как метафора жизни. Но думаю, что мне удалось донести свои мысли.
Я пробовал снимать репортаж, но понял, что не чувствую себя в этом жанре. Игровое кино – совсем другое дело. Самое сложное — выбрать такую тему, которая будет актуальна не только сегодня, но и в будущем. И для того, чтобы её раскрыть, нужно вложить в свою работу всю душу. Лишь тогда фильм получится искренним, и у него будет шанс достучаться до сердец.
– Безусловно, это далеко не всё, чего нам удалось добиться за два года, — подчёркивает Евгений Калугин. – Среди ярких событий хочу отметить совместный проект Эльвиры Яубасаровой и историко-краеведческого музея «Своих не бросаем» и работу Камиллы Яхиной «Мой герой». После их просмотра люди аплодировали стоя – для режиссёра это и есть признание. Вместе с моим документальным фильмом «Безотцовщина» они составят своеобразную патриотическую трилогию, которую мы планируем демонстрировать широкому кругу зрителей, в том числе школьникам и студентам.
Яркие, неординарные, целеустремлённые ученики меня вдохновляют. А я не устаю им повторять, что кино – это титанический труд, это то направление, которому нужно отдаваться целиком, тогда может родиться что-то действительно стоящее. И мы продолжим так же упорно работать в новом учебном году.
Источник:
Калугин, Е. В. В кадрах – отражение души : [будни и достижения учеников класса кинорежиссуры «Первый шаг». Беседа / записала О. Королёва] / Е. В. Калугин, Р. Ильясов, Р. Утикаев. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2023. – № 34 (26.08). – С. 10.
Со слезами на глазах
Завершился праздничный день просмотром дипломных работ выпускников класса кинорежиссуры «Первый шаг».
Премьерный показ прошел на большом экране кинотеатра «Металлург», куда были приглашены все желающие.
Первым показали документальный фильм «Безотцовщина», снятый руководителем юных кинорежиссеров Евгением Калугиным. Фильм вышел в свет к 75-летию Победы и был по достоинству оценен на различных конкурсах, а также удостоен специального приза гильдии кинорежиссёров России на фестивале «Родина в сердце», став участником официального отбора премии «На благо мира».
Кинолента рассказывает о судьбе детей, чьи отцы погибли в Великую Отечественную войну. Пятеро жителей города и района делятся воспоминаниями о том, как мужчины уходили на фронт, как выживали женщины с маленькими детьми в страшные военные годы. Но больше всего в этом документальном повествовании трогают послевоенные воспоминания детей войны, ведь легче семьям, потерявшим кормильца, после Победы не стало. Вернувшихся фронтовиков поддерживали, а безотцовщина оказалась никому не нужной. У этих детей не было ни детства, ни юности, а их матери прожили жизнь в непосильном труде, но всё-таки поставили детей на ноги. Автору удалось передать глубокую трагедию многих тысяч семей, потерявших в горниле войны отцов, мужей, сыновей.
Ученицы класса кинорежиссуры Эльвира Яубасарова и Камилла Яхина представили на суд зрителя свои документальные ленты. Эльвира — самая старшая ученица класса кинорежиссуры, она заканчивает одиннадцатый класс. Работать ей пришлось над очень сложной и эмоционально тяжелой темой, название говорит само за себя: «Своих не бросаем». В фильме члены семей рассказывают о своих родных и любимых, погибших в ходе специальной военной операции.
Инициатором съемок стал коллектив Белорецкого историко-краеведческого музея. Они выиграли грант с проектом «Лица подвига» в конкурсе, который проводил Президентский фонд культурных инициатив, по направлению «Герои Донбасса – Герои России».
Совместная работа сотрудников музея и юного режиссера оказалась плодотворной и очень актуальной. Гордость за своего солдата, до конца исполнившего воинский долг и погибшего с честью, невосполнимая горечь утраты отцов, жён, матерей, бабушек, детей, друзей, одноклассников… Все эти чувства отражены в картине. 40 минут пролетели, как мгновение, лица героев, история их жизни и подвига наверняка останутся в памяти зрителей.
Зал кинотеатра был полон. Во время просмотра слёзы вытирали не только женщины и школьники, но и взрослые мужчины.
Ещё один фильм, который представила Камилла Яхина, называется «Мой герой». Она о военнослужащем контрактной службы, который с самого начала принимает участие в СВО. Материал отсняли в короткие сроки, когда боец приезжал в отпуск после девяти месяцев, проведённых на передовой. Рассказ о солдатских буднях из первых уст, боевой настрой нашего земляка и уверенность в победе – всё это увидели и прочувствовали при просмотре картины зрители. Фильм будут показывать в историко-краеведческом музее при проведении патриотических мероприятий для подрастающего поколения. Для широкого показа эти ленты, пока идет спецоперация, недоступны.
После завершения премьерного показа зрители стоя аплодировали авторам. В зале присутствовали и члены семей погибших бойцов, они принимали участие в съемках. Родные наших героев благодарили Евгения Калугина, оператора Вадима Биргалина, учениц и всех, кто работал над кинолентой, за память о земляках, отдавших жизни за Родину. Благодаря фильму истории их жизни и подвига будут передаваться из поколения в поколение.
Директор музея Елена Миронова дала высокую оценку проделанной работе и вручила всем участникам съемочного процесса букеты цветов. Ребята с поставленной самой жизнью задачей, несмотря на свой юный возраст, справились на отлично.
Источник:
Денисова, Л. Со слезами на глазах : [ученики киноклуба «Большой экран» представили документальные фильмы, посвященные землякам, участвующим в специальной военной операции] / Л. Денисова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2023. – 12 мая. – С. 5.
Дебют будущих кинематографистов
Наши читатели уже знают, что в Детской музыкальной школе Белорецка открылся класс кинорежиссуры «Первый шаг», преподаёт в нём известный белорецкий режиссёр, сценарист и оператор Евгений Калугин. А в начале этого года при поддержке руководства кинотеатра «Металлург» и предпринимателя Даниса Яганшина был открыт киноклуб «Большой экран». На встречах киноклуба учащиеся киношколы и другие зрители смотрели фильмы, обсуждали их, дети отмечали для себя особенности работы режиссёров, сценаристов, операторов, актёров.
На прошлой неделе во время очередной встречи киноклуба были подведены итоги учебного семестра, а юные кинематографисты представили свои дебютные зачётные работы. Это были видеоролики, над которыми ребята работали самостоятельно. В итоге появился документальный фильм, ставший подарком Белорецку к 260-летию. Этот проект назвали «Город, в котором я живу».
Как отметил в приветственном слове Евгений Калугин, работы ребят ещё сырые, есть ошибки и недочёты, которые наставник специально не стал исправлять, дав возможность своим ученикам самим увидеть их и досконально проработать.
– Ещё раз благодарю Даниса Яганшина, директора кинотеатра Ксению Андрееву за поддержку, – подчеркнул Евгений Викторович. – Теперь у класса кинорежиссуры есть возможность пройти подготовительный и съёмочный периоды, а в финале показать результат работы на большом экране. А самое главное – у нас есть зритель! Приятно видеть знакомые лица, слышать отзывы, мнения белоречан, – сказал Евгений Викторович. – Рад, что у ребят есть возможность заговорить на своем (пусть пока еще юношеском) киноязыке, проявить себя, снять и показать свои ролики, За это огромное спасибо начальнику управления культуры Иреку Равиловичу Исангужину, директору музыкальной школы Гузалии Флюровне Низамовой. Я рад за наших ребят и готов делиться своим опытом, ведь в моей юности такого не было.
Сегодня мы представляем проект «Город, в котором я живу», состоящий из семи новелл, которые снимали дети. Все они посвящены истории города, Белорецку сегодняшнему, его культурной, спортивной жизни, туризму, жителям и, конечно, главной нашей достопримечательности – водонапорной башне, которой мы уделили особое внимание. Ролик сняла Эльвира Яубасарова, а помогали ей оператор Вадим Биргалин, оператор квадрокоптера Александр Конюхов, ну и я поработал режиссёром монтажа. Отмечу, что Эльвира позже всех пришла в кинокласс, поэтому ей приходится самостоятельно изучать многие темы.
Ролик длится 14 минут, Эльвира сама работала над сценарием, режиссурой, участвовала в монтаже.
Что получилось – увидите сами, а тем, кто не смог присутствовать на нашей встрече, можно посмотреть фильм в группе «Киношкола «Первый шаг» в соцсети «ВКонтакте», – посоветовал Евгений Калугин.
Длился фильм, смонтированный по роликам учеников киношколы, почти час. Но пролетело время очень быстро. А потом впечатлениями поделились зрители и сами будущие кинематографисты. Кстати, к радости участников и родителей, обучение ребят в киношколе после каникул продолжится.
Ирек Исангужин отметил, что еще раз убедился в том, что нет ничего невозможного, что счастлив видеть результаты работы юных режиссеров в этой новой для Белорецка отрасли. А также напомнил, что в Центре детского чтения «Синяя птица» действует анимационная студия, где ребята создают мультфильмы. От души пожелал киношколе развиваться дальше и пообещал, что со стороны управления культуры всегда будет поддержка.
Гузалия Низамова поздравила учеников с премьерой и поблагодарила за такой прекрасный подарок к юбилею города, вручив всем памятные подарки. Она пожелала ребятам успехов в учёбе, процветания классу кинорежиссуры, заверив, что проект будет жить, будут разрабатываться и новые образовательные программы.
Много тёплых слов сказали и родители будущих кинематографистов. А затем ребята вместе с руководителем отправились на чаепитие, где в неформальной обстановке обсудили текущие вопросы.
Впереди у ребят еще половина летних каникул, но они уже думают над новыми сценариями, прорабатывают идеи, чтобы осенью приступить к их воплощению в жизнь.
Эльвира Яубасарова:
– Впереди у меня выпускной одиннадцатый класс, учусь я в 21-й школе. Начала заниматься проектами лет шесть назад, наши видеоролики стали отправлять на различные конкурсы. Было очень интересно, поэтому, увидев объявление о классе кинорежиссуры, решила, что это мой шанс. Спасибо Евгению Викторовичу, который согласился взять меня в киношколу, когда ребята уже учились. А ещё меня поддержала мама, которая сказала, что сделает всё, чтобы моя мечта сбылась. Теперь я точно знаю, что не могу её подвести.
Спасибо всем, кто помогал мне в создании фильма. Вообще, занятия в киношколе дают большой опыт, и мне всё интересно, к тому же хочется узнавать ещё и ещё, постигая азы мастерства. Как и многие выпускники, я уже ломаю голову, выбирая вуз, где хочу учиться. Теперь точно знаю, что мне комфортно в среде, где снимают кино. Значит, надо идти к своей цели, поступать на «Режиссуру кино и телевидения». Знаю, что режиссёр должен быть хорошим организатором и руководителем. Надеюсь, что у меня эти качества есть, и они уже пригодились при съёмках фильма о башне. Вскоре я приступлю к работе над своей выпускной работой, которая пополнит мое портфолио.
Камилла Яхина:
– Я окончила шестой класс школы № 20, также учусь и в киношколе.
Сначала это была студия «Акбузат», потом появился класс кинорежиссуры «Первый шаг». Мне очень нравится! Делать ролик на тему спорта мне было легко, много архивных видеоматериалов можно найти в интернете. Созвонились с Егором Николаевым, договорились об интервью. Интересно было пообщаться с бегуном такого высокого класса.
Занятия в киношколе расширяют кругозор, позволяют знакомиться с разными людьми, проверить свои способности, научиться азам режиссуры и монтажа, написанию сценария. Мне больше нравится монтаж, это очень увлекательно, хотя в некоторых моментах бывает сложно. Но для того мы и учимся, чтобы стремиться к чему-то большему.
Александра Зарипова:
– Мне 14 лет, перешла в девятый класс школы № 1. Меня всегда привлекало творчество, как и многие девочки, мечтала стать актрисой, а потом увидела объявление о наборе в класс кинорежиссуры и решила попробовать. К тому же я часто снимала, монтировала и выкладывала ролики для «Ютуба».
Собираюсь продолжать двигаться в этом направлении. Возможно, буду поступать в кинематографический вуз. Для сегодняшней премьеры считаю самой сложной работу над сценарием. История нашего города большая и богатая, нужно было выделить основные аспекты. Приходилось сокращать, урезать материал. На всё ушло больше месяца. Сначала с оператором Вадимом Биргалиным сняли все части, потом приступили к монтажу. Честно говоря, монтировать мне нравится больше, чем писать сценарии. Результатом я довольна, хотя не все удалось, как задумывалось с самого начала. Можно еще что-то поправить, будем работать и стараться. Мы ведь только учимся. С моего ролика начинался фильм, и это было волнующе. В общем, все было здорово!
Лиана Файзуллина:
– Я перешла в девятый класс гимназии № 14. В этом проекте мне достался блок культуры. Приятно было работать над этой темой, общаться с руководителями, хотя я сначала очень переживала. Нужно было заучивать тексты, договариваться с людьми о встречах, а все собеседники – непростые и очень занятые люди, занимающие высокие должности. Круто, что они оказали мне, простой школьнице, такую честь, нашли время, ответили на вопросы. Работа мне понравилась, хотя задуманное осуществилось только на 50 процентов. Считаю, что ролик получился замечательным, и я однозначно продолжу занятия в киношколе, потому что мы изучаем не только кинематографию, но и затрагиваем вопросы, касающиеся психологии, географии, истории, биологии. А как здорово, что у нас есть практика по актёрскому и операторскому мастерству. Мы записывали друг друга на видео, пели и танцевали. Всё это так интересно! В киношколе дают отличные базовые знания.
Ева Черноусова:
– У меня в фильме был блок про туризм. Большая часть из того, что я задумывала, воплотилась на экране. Сложности возникали чаще во время монтажа, но наши наставники во всём помогли, и мы со всем справились. Думаю, получился хороший подарок к Дню города.
Меня с детства интересовало искусство кино, мечтала стать режиссёром и обрадовалась, когда в Белорецке открылся кинокласс, куда я сразу же записалась. Моя мама — педагог в школе, а Евгений Викторович – в киношколе, оба они профессионалы своего дела. Хотя Евгений Викторович с учениками не так строг, как школьные учителя. Он тоже оценивает, иногда журит, но всегда честен и справедлив. Возможно, я решусь поступать в кинематографический вуз на кинорежиссёра.
Источник:
Калугин, Е. В. Дебют будущих кинематографистов : [ученики киноклуба «Большой экран» к 260-летию г. Белорецка создали документальный фильм «Город, в котором я живу». Беседа с преподавателем киноклуба, белорецким режиссером и сценаристом Е. В. Калугиным и учениками киноклуба Э. Яубасаровой, К. Яхиной, А. Зариповой, Л. Файзуллиной, Е. Черноусовой / записала Н. Борисевич] / Е. В. Калугин, Э. Яубасарова, К. Яхина [и др.]. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 22 июля. – С. 8.
Встреча у большого экрана (Металлург)
21 февраля состоялось открытие киноклуба «Большой экран» – совместного проекта кинотеатра «Металлург» и класса кинорежиссуры «Первый шаг» при Детской музыкальной школе.
Работа клуба рассчитана на широкий круг зрителей, но прежде всего он станет одной из площадок для практических занятий юных режиссёров.
– Обучение в киношколе основано на программах различных университетов, – рассказывает преподаватель, режиссёр Евгений Калугин. – Адаптирую лекции под возраст 12-15 летних ребят, часто провожу занятия в игровой форме, и они улавливают непростую суть изучаемых тем: 14 учеников, без преувеличения, всё схватывают на лету. А я учусь вместе с ними, ведь кино — тот случай, когда учиться нужно всю жизнь.
С первых дней акцентирую внимание на том, что кино – это искусство, и оно не имеет ничего общего с роликами для соцсетей, которые любит снимать молодое поколение. Первый фильм, который мы посмотрели, – «Броненосец «Потёмкин», золотая классика кинематографа.
Естественно, за два года обучения невозможно объять необъятное, но ученики знакомятся с основами ряда кинопрофессий, таких как сценарист, кино- и звукорежиссёр, режиссёр монтажа, оператор и другие. Таким образом, в будущем им будет проще выбрать направление для развития. Но даже если кино не станет делом всей жизни, полученные знания всё равно оставят отпечаток на мировоззрении.
Что касается практических работ, скоро ребята приступят к созданию телерепортажа, затем перейдут к стендапам. Так маленькими шагами они будут продвигаться к итоговому заданию – съёмке настоящего фильма. Все – от написания сценария до постановки, съемок и монтажа — будут делать сами. Осознавая, какой труд их ждёт, дети нацелены идти только вперёд.
Для белоречан это возможность посмотреть качественное кино и поделиться мнениями о нём, для класса кинорежиссуры — одна из форм занятий и потенциальная площадка для показа и обсуждения выпускных работ.
– Настоящее кино нужно смотреть на большом экране, – подчёркивает организатор клуба. – Планируем собираться раз в месяц. Каждый показ будет приурочен к какой-либо значимой дате. Предпочтение будет отдаваться работам отечественного кинематографа, но не исключено, что будут транслироваться и зарубежные фильмы. Сегодня зрители увидят фильм «28 панфиловцев» – о бессмертном подвиге защитников Родины во время Великой Отечественной войны.
Сценарист и режиссёр кино Андрей Шальопа, с которым Евгений Калугин лично знаком, прислал видеообращение для его учеников, пожелав удачи в их начинании.
Для одних просмотр фильма стал экскурсом в историю, для других – практическим пособием. Классу кинорежиссуры было дано несколько заданий, поэтому ребятам предстояло наблюдать не только за сюжетом, но и подмечать различные детали и особенности построения кадров – эти моменты они обсудят на уроках.
– Придя учиться к Евгению Викторовичу, мы увидели совершенно другой мир кино – нечто новое, заманчивое, – говорит восьмиклассница гимназии № 14 Лиана Файзуллина. – Благодаря полученным знаниям мы смотрим на экран под другим углом, это интересно и необычно.
По завершении двухчасовой военной драмы Евгений Калугин приоткрыл завесу в закулисье её съёмок, на одном из этапов которых он присутствовал, а также отметил интересные факты. Любители кино узнали, что изначально «28 панфиловцев» планировался как краудфандинговый проект: в поддержку идеи россияне собрали около 35 миллионов рублей. Затем к финансированию присоединились министерства культуры РФ и Казахстана. Многие удивились, что период от начала написания сценария до выхода фильма на экран составил семь лет. Юным кинорежиссёрам было любопытно послушать об особенностях натурных съёмок и съёмок в павильонах. Судя по отклику, посетители остались довольны мероприятием.
– Мои восьмиклассники эмоционально восприняли фильм, искренне переживая за героев и надеясь на их победу в неравном бою, – делится впечатлениями учитель английского языка гимназии № 14 Лейсан Файзуллина. – Сама смотрела фильм повторно, но, как и впервые, испытала сильные чувства. Посещение нами киноклуба – это не только элемент патриотического и нравственного воспитания (фильм мы обязательно обсудим позже), но и способ сплотить коллектив класса. Думаю, придём сюда ещё.
О дальнейшей работе клуба белоречане могут прочесть в социальной сети «ВКонтакте» в сообществах кинотеатра «Металлург» и киношколы «Первый шаг».
Источник:
Калугин, Е. Встреча у большого экрана : [21 февраля состоялось открытие киноклуба «Большой экран» – совместного проекта кинотеатра «Металлург» и класса кинорежиссуры «Первый шаг» при Детской музыкальной школе. Беседа с преподавателем киноклуба, белорецким режиссером и сценаристом, начальником видеоинформационной службы ГДК Е. Калугиным / записала О. Королева] / Е. Калугин. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2022. – № 9. – С. 5.
Сделали первый шаг к большому экрану
В белорецкой Детской музыкальной школе с прошлого года работает класс кинорежиссуры, в ноябре его руководителем стал режиссёр и сценарист Евгений Калугин. А недавно для поддержки киношколы при кинотеатре «Металлург» открылся киноклуб «Большой экран».
Мы побывали на первой встрече и попросили Евгения подробно рассказать о клубе и школе.
– Учиться в любом учреждении и даже в киношколе – значит сидеть и слушать лекции, писать конспекты. Согласитесь, это довольно скучно, — говорит Евгений Калугин. – А у нас всё-таки кино, и смотреть его лучше на большом экране при полной темн оте и тишине. Поэтому когда мне предложили преподавать в киношколе, сразу родилась идея создания киноклуба. Здесь будут собираться все любители этого жанра, а не только учащиеся нашей школы, чтобы посмотреть хорошие фильмы, а затем обсудить, выделить ключевые моменты, разобрать работу режиссёра, оператора, актёров и так далее. В кинотеатре в будущем планируем показывать и выпускные работы наших ребят, – делится руководитель. – К первому заседанию киноклуба ученики школы «Первый шаг» уже познакомились с жанрами кино, в частности – документального фильма, остановились подробнее на написании сценариев. Сейчас занимаемся операторским мастерством (композиция кадра, кинообраз). На первой встрече киноклуба зрители смотрели фильм, а у ребят киношколы уже были задания: они определяли схему, читали язык режиссёра, отмечали операторские находки и так далее. Применяли на практике всё, чему научились за этот небольшой период. Конечно, эта работа не настолько глубокая, как в специализированных учебных заведениях, хотя мы учимся по университетской программе, в ней, к примеру, есть и ВГИКовские лекции. А для изучения драмы лично мне понравились работы Александра Митты. Постарался всё адаптировать под возраст наших ребят, которые учатся в 6-8 классах. Знаете, дети всё понимают! Поэтому решили, если уж учиться, то серьёзно. Это вам не ролики в ТикТоке снимать. Кино – это искусство. С раннего возраста надо прививать детям понимание того, что оно должно делаться по-настоящему, профессионально. На уроках всегда говорю ребятам, что я такой же, как они. Просто у меня опыта чуть больше, да и лет тоже. Я и сам всю жизнь учусь. Создавая кино, невозможно отказаться от новых знаний.
Сейчас у ребят примерно одинаковый возраст, одинаковое восприятие мира. Эти фильмы будут их первым опытом, взрослея, они снимут другое кино. И это будет уже новый опыт с применением полученных знаний. Я сам через всё это прошёл, теперь экспериментирую и преподаю так, как меня учили, чтобы ничего не было выдумано, чтобы всё было по-настоящему.
Планируем учить в киношколе два года, результатом станет дипломная работа для каждого из 14 человек. Это очень серьёзная заявка! Работу нужно будет не просто снять, но и защитить, чтобы получить диплом. Считаю, что это здорово, что в Белорецке появился такой класс и такой проект. Надеюсь, у нас всё получится! – завершил Евгений Калугин.
На открытии киноклуба участников приветствовал начальник управления культуры Белорецкого района Ирек Исангужин, с напутственным словом к ребятам обратился киноактёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер Андрей Шальопа. Именно его фильм «28 панфиловцев» показали на первой встрече киноклуба «Большой экран». За новостями и встречами в киноклубе можно следить в группе киношколы «Первый шаг» в социальной сети «ВКонтакте».
Источник:
Калугин, Е. Сделали первый шаг к большому экрану : [недавно состоялось открытие киноклуба «Большой экран» – совместного проекта кинотеатра «Металлург» и класса кинорежиссуры «Первый шаг» при Детской музыкальной школе. Беседа с преподавателем киноклуба, белорецким режиссером и сценаристом Е. Калугиным / записала Н. Борисевич] / Е. Калугин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 11 марта. – С. 5.
Первый фильм киношколы «Акбузат»
Ученик детской киношколы «Акбузат» Белорецка Ислам Саитгалин представил зрителям свой первый короткометражный фильм «Фантом». Премьера состоялась в большом зале кинотеатра «Металлург».
Премьера – это, конечно, очень ответственно, ведь ученики режиссера Салавата Вахитова, приступили к изучению искусства кино только в феврале этого года. За несколько месяцев ребята освоили программу целого курса, и представленный фильм – это попытка показать зрителям своё видение мира через призму кинокамеры. Первая самостоятельная работа и сразу – большой экран.
В киношколе сегодня занимаются 15 ребят, Ислам, которому 14 лет, сделал свой фильм первым. Вместе с ним над картиной работали: оператор-постановщик Александр Щеглов (16 лет), монтажёр Егор Карпухин (13 лет).
Перед началом просмотра мы побеседовали с юным режиссёром, который оказался на редкость скромным молодым человеком и очень переживал за свою работу.
– С тех пор, как мы пришли в киношколу, все ребята практически жили там. Проводили по несколько часов на занятиях. Это было очень увлекательно! Салават Анурович много времени уделял практике, через три месяца мы начали снимать. Перед этим каждый написал свой сценарий, но самым сложным оказалось найти актёров, особенно для такой немного мистической темы, как у меня, где одним из главных героев является фантом бабушки. Надеюсь, зрителям мой фильм понравится. Он о том, что нужно доверять детям. На мой взгляд, дети видят больше, чем взрослые.
В будущем я надеюсь связать свою жизнь с кино, снимать полнометражные фильмы, становиться лауреатом всевозможных конкурсов. Мой кумир – Стивен Кинг, — признался юный режиссер.
На первый показ зрителей пригласили немного. В основном это были родные, а также жители города, поддерживающие киношколу, и журналисты.
Фильм повествует о молодой белорецкой семье, где растет маленькая дочка. Они только переехали в купленную квартиру в 12-м микрорайоне. В какой-то момент в зеркалах и окнах девочка начинает видеть призрак бабушки, которая всячески пытается привлечь её внимание. Ребёнку страшно, и она рассказывает обо всём папе, который всё списывает на детские шалости и капризы. Однако ситуация повторяется, и родители решают отвести дочь к психологу. Врач, не найдя отклонений, порекомендовал пообщаться с соседями. Одна из опрошенных отцом соседок рассказала, что в их квартире жила бабушка, которая принимала людей, что-то знала и умела предсказывать и лечить. Похоже, именно её призрак и видела девочка. Глава семейства принимает решение не испытывать судьбу и съехать с квартиры, поверив маленькой дочери. В финальном кадре фантом в пустой квартире празднует победу.
Снять такой фильм — задача не из простых. Работали ребята одной камерой в режиме нон-стоп, и звук писали сразу. Все актёры – обычные жители города, до этого не имевшие отношения к искусству кино. Тем ценнее их вклад в работу, ведь справились с поставленной задачей все просто мастерски.
– Ислам в нашей киношколе был самым шустрым, он всё успел. Ребята решили, что на каникулы мы не пойдём: будем снимать и монтировать, – рассказывает Салават Вахитов. – Я очень рад, что весь фильм – почти 10 минут – снимался полностью детьми. Киношкола существует не так давно, но всё-таки я рискнул и за считанные месяцы прошел с учениками программу целого курса обучения студентов. Результат вы можете оценить сами. Ребята справились! Дальше мы будем работать спокойнее, встречаясь два раза в неделю, а не по 25 часов в сутки. Кроме Ислама Саитгалина, свои фильмы сняли ещё двое ребят, сейчас идёт монтаж. Показ состоится в сентябре. Оставшиеся работы снимать будем осенью. Процесс это непростой, много организационных моментов, поэтому нам всегда нужна помощь, – признался режиссёр.
Для привлечения дополнительных средств Салават Вахитов подал заявку на получение грантовой поддержки российского Фонда культурных инициатив. – Если заявка пройдет конкурсный отбор, то ребята в качестве стажёров смогут принять участие в съёмках моего фильма «Воскресение» и даже получить за это небольшое вознаграждение, – продолжил руководитель киношколы. – Начать снимать фильм я планирую уже в октябре, причём непосредственно в Белорецке. Если всё сложится, мы закупим дополнительную технику, сформируем три съемочные бригады. Ребята будут не только стажерами на профессиональном проекте, но и снимут собственный фильм о фильме. У них будет возможность брать интервью у звёзд кино, видеть, как работают профессионалы. С проектом для получения средств на съёмки фильма «Воскресение» мы участвуем в конкурсе Министерства культуры. Я бы хотел обратиться ко всем неравнодушным жителям города: для обеспечения заявки на участие в получении субсидии от Минкульта необходимо собрать определенную сумму — 65 тысяч рублей. Мы объявили сбор пожертвований. Девять лет я иду к своей цели, чтобы снять эту современную историю Ромео и Джульетты, и сейчас, как никогда, подошёл к ней очень близко.
Уважаемые белоречане! От вашей поддержки зависит, будет ли в нашем городе снят фильм, который объединит Италию, Россию и Башкортостан узами дружбы и совместного творчества. Это международный проект, который вполне осуществим, давайте его сделаем вместе! – призвал режиссёр.
Напомним, что Салават Вахитов выпускник ВГИКа. Когда-то в съемках фильма «История заблудшей овцы» ему помог Андрей Иванюта, в то время бывший министром спорта, поэтому с идеей создания детской киношколы (а в последующем – студии детско-юношеских фильмов) Вахитов обратился именно к главе Белорецкой администрации. Андрей Иванович идею поддержал, и вот уже ученики киношколы презентуют свои первые фильмы. Отметим, что «Историю заблудшей овцы» режиссер в этот день также показал зрителям в кинотеатре. Напомним, этот короткометражный фильм является частью большой картины «Воскресение», которую режиссёр задумал давно. Лично на меня, как на зрителя, эта история о пастухе овец и его внуке, произвела впечатление.
Сегодня хорошее авторское кино со смыслом, когда ждёшь каждого следующего кадра и потом ещё долго думаешь, что хотел сказать автор в том или ином моменте, — большая редкость. Не буду пересказывать содержание картины, фильм можно найти в интернете, его наверняка еще не раз покажет и сам режиссёр. Отмечу: очень радует, что такой человек учит наших детей великому искусству кино. Будем надеяться, что с нашей помощью у него всё получится.
Все, кто хочет оказать помощь, поддержать режиссёра, могут найти всю необходимую информацию на официальной странице «Киношкола/AKBUZAT» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/akbuzatfilmschool?w=wall-204277731_84
Источник:
Вахитов, С. Первый фильм киношколы «Акбузат» : [ученик детской киношколы «Акбузат» И. Саитгалин представил зрителям свой первый короткометражный фильм «Фантом». Беседа с юным режиссером И. Саитгалиным и руководителем киношколы «Акбузат» С. Вахитовым / записала Л. Денисова] С. Вахитов, И. Саитгалин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 10 августа. – С. 5, 7.
Человек, который мечтает воскресить Ромео и Джульетту
В нашем городе начала работать киношкола «Акбузат», ее официальное открытие состоялось буквально на днях. Руководит школой выпускник ВГИКа Салават Вахитов.
В его студии шикарная аппаратура. Кроме самых современных компьютеров с лицензионной программой видеомонтажа, есть кинокамера с разрешением 6К. Вот, оказывается, какой техникой снимается кино. Мне всегда это было интересно.
Перед встречей я посмотрел его картину «История заблудшей овцы». Фильм — глубоко христианский. Мне показалось, что во многом он является исповедальным для самого режиссёра. Видя мою заинтересованность, Салават Вахитов уточняет технические детали:
– Этот фильм я снимал на другую камеру, которую мне дали друзья совершенно бесплатно. Они глубоко верующие православные люди — Дима Дюжев и Виктор Пискунов… Я принял православие после трагедии, когда умер мой близкий друг. Перед смертью он подарил мне крестик, хотя сам был мусульманином…
Салават говорит о перипетиях своего пути к Вере, и все это так искренне, как будто мы знакомы сто лет. Я отмечаю про себя, что не рискнул бы первому встречному так глубоко открывать душу. Это умеют делать лишь дети, которые еще не научились врать.
– Фильм о заблудшей овце – это часть большой картины, которую я задумал давно. Она называется «Воскресение». Это вечная тема Ромео и Джульетты.
В чём их трагедия? – неожиданно спрашивает он, имея в виду главных героев пьесы Шекспира. Вопрос озадачивает. Я молча смотрю на собеседника.
– Взрослый мир одичал и живёт во грехе. Чистая любовь стала просто невозможной, поэтому они умирают… Когда-то меня поразил фильм Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Всегда хотел спасти их, хотелось, чтобы главные герои продолжали жить…
Взрослый мир, по мнению режиссера, – это мир корысти, сребролюбия и небывалой жестокости. Ему противостоит мир детей. Причём дети – понятие не возрастное. Детский взгляд на мир – это постоянная радость познания истины. Стихийный и всегда творческий порыв в попытке вырваться из оков пошлой обыденности. Я успеваю понять, что сам Салават, несмотря на свои седины, активный житель мира детей.
Тут же вспоминаю одну из версий гибели Пушкина. Её высказал один исследователь. Версия странная, если не сказать – страшная и даже мистическая. Никто, кроме Пушкина, не обладал таким божественным даром! Ему было тесно в этом мире. Кто-то из современников сказал о нём: «Овцы стадятся, а львы ходят по одиночке». Поэт сумел дожить до 37 лет, и этот срок являлся определяющим. Неважно, как он ушел! Если бы его не убили на дуэли, он умер бы от чахотки или от апоплексического удара. Но он должен был умереть именно в этом возрасте! Это некий предел, до которого общество того времени готово было терпеть Поэта. Свет чистого гения ослепляет мучительно. По этой версии в наши дни Пушкин дожил бы от силы до пяти лет. Или вообще не родился бы. Современный мир просто не заслуживает нового Пушкина, он не способен его переварить.
Христос дожил до 33 лет, и тот мир фарисейства едва его выдержал…
Я отвлёкся.
– Кто у вас Ромео и кто Джульетта, которых вы решили спасти? – спрашиваю режиссера, имея в виду сценарий фильма «Воскресение».
Режиссер с какой-то детской радостью рассказывает сюжет будущей картины. Я слушаю и понимаю, насколько сложно мне будет передать эту историю. Во-первых, она преисполнена мистицизма, во-вторых… Впрочем, судите сами.
Глава чикагской мафии отходит от дел и переезжает в Россию, в небольшой Южно-Уральский горный городок (Белорецк). Он даже не переезжает, а прячется здесь от итальянской Коза ностра, которая охотится на него, желая отомстить за какие-то прошлые дела… Натурные съемки в Италии Салават уже выбрал, когда путешествовал в поисках мест, где, по его замыслу, должно проистекать действо фильма. Режиссёр утверждает, что неожиданно находил уголки, тщательно и в подробностях описанные им в сценарии еще до поездок. Например, в Париже он наткнулся на лавочку с рядом растущим деревом и понял, что он здесь уже был: вот излучина Сены, а неподалеку собор Нотр-Дам-де-Пари… Эта картинка в точности совпала с той, которую он нарисовал в своем воображении!
– По Вернадскому, есть некое информационное поле, где хранятся прообразы, – увлеченно рассказывает Салават. – Мы просто черпаем из этого хранилища…
А ещё режиссер Вахитов побывал в Грузии и нашёл горный монастырь, со съемок которого будет начинаться фильм. Монастырь он тоже в точности описал в своём сценарии задолго до посещения.
Но вернемся к сюжету. Итак, Коза ностра охотится за бывшим американским мафиози. Вернее, за его внучкой, ведь её потеря для Роберта (так величают мафиози) будет самым мучительным испытанием. Внучку зовут Катей. У нее завязывается роман с охранником, которого зовут Александром.
Вот они — современные Ромео и Джульетта, которых режиссёр обязательно оставит в живых в конце фильма!
Александр старше Кати на 20 лет, он бывший спецназовец, прошел горячие точки. Именно он предлагает Роберту скрыться в Белорецке, потому что сам отсюда родом.
– В Белорецке Александр живет с мамой на самой окраине, и я уже выбрал натурные съёмки.
Он показывает фото одного из районов Белорецка. Ба! Да это же Мокрая поляна, где люди живут в бараках. Каков, однако, диапазон замысла: Чикаго, Париж, Италия и… Мокрая поляна!
Я смотрю на режиссера и уже не прячу ёрнический блеск в глазах. Он, судя по всему, привык к такой реакции.
– Сверхидея проста: у каждого из нас есть свой ангел-хранитель.
Он поясняет, что в его будущем фильме ангел – это отдельный персонаж. Кстати, играть его будет Кирилл Козаков, сын Михаила Козакова.
Салават называет других персонажей: монах, профессор, мулла, нищий бродяга, рыбак в Венеции…
Он протягивает сюжетную линию, вторгаясь в подробности и характеры, и я перестаю что-либо понимать. Передо мной сидит взрослый человек, закончивший ВГИК и снявший несколько картин. Он цитирует Плутарха и Исаака Сирина, прекрасно владеет камерой и искусством монтажа, но… Я чувствую, как ему одиноко в этом мире. Он, как ребенок, который в поисках магазина игрушек, ошибочно заходит в пивнушку. Он теряется среди пьяных и равнодушных посетителей, с удивлением смотрит на красные лица. Там звучит шансон, и он пытается перекричать хриплый голос из динамиков. Одинокий человек плачет, но никто не обращает на него внимания с высоты своих пивных стоек.
…На дворе двадцать первый век, а он собрался спасать Ромео и Джульетту!
– Катя впадает в кому, её душа посещает кинотеатр, где идет показ фильма о заблудшей овце, – вдохновенно продолжает Салават. – Я уже говорил, что это часть общего замысла.
– Кинотеатр какой? Наш «Металлург»?
– Конечно! Семьдесят процентов всех съемок будут проходить в Белорецке.
– А какие еще известные актеры, кроме Кирилла Козакова, будут задействованы в фильме?
– Ну, например, Мария Шукшина… На днях, кстати, звонил ей. Она будет играть маму Кати… Я еще не теряю надежду постичь сюжет.
– Как складывается судьба Ромео? То есть Александра с Мокрой поляны?
– Киллер подходит близко к Кате, у него в руке пистолет с глушителем, а Саша бежит к ней изо всех сил! И закрывает девушку от пуль… Он погибает (так все думают), но затем чудесно оживает…
Всё! Мой диктофон нагревается от напряжения. Уже не стесняясь, я говорю в лоб:
– Перед встречей почитал о вас в интернете. Знаете, как вас называют товарищи по цеху? Блаженный!
– Я даже счастлив от таких характеристик, – спокойно парирует он. И тоже в лоб:
– Что такое искусство? – я молчу, не хочу оскорблять его расхожими штампами. – Средство познания истины. И только для этого оно необходимо.
Салават опять включает Вернадского, говоря, что все образы художник черпает из космоса. Любой автор по этой логике – лишь проводник информации…
– А как же элемент тщеславия? – спрашиваю я. – Без него не обходится никакое творчество.
Пытаюсь пояснить эту мысль: если всё приходит извне, то как быть с тем щемящим и сладостным чувством, которое овладевает каждым автором, сотворившем что-то стоящее? Трудно признавать себя лишь проводником, когда в твою честь звучат литавры.
Начинается дискуссия. И я уже забываю, зачем пришел сюда.
– А чем заканчивается фильм? – спрашиваю режиссера, чтобы вернуться к теме.
– Это будет в Париже, – отвечает Салават.
И поясняет, что спасённые им Ромео и Джульетта счастливо присядут на ту самую лавочку, которую он изыскал возле Нотр-Дам-де-Пари.
Мы говорим о любимых картинах.
– Главный фильм для меня – это «Цвет граната» Параджанова, – рассказывает режиссер. – А ещё люблю «Аталанту» Жана Виго, люблю все фильмы Чарли Чаплина и всего Тарковского… Одним словом, я люблю авторские картины.
Делюсь с режиссёром своими открытиями. Я люблю Шукшина. Рассказываю, как мне видится главная идея «Калины красной». Главный герой Егор Прокудин, вор-рецидивист, который ищет праздник в жизни. Это образ потерянной в историческом пространстве Руси. Егор с бритой тюремной головой мучительно стесняется прийти к своей матери. Русь тоже чуждается своих истоков, в основе которых всегда была Вера. Русь забыла свою самобытность, свои традиции, свой уникальный жизненный уклад, вместо которого фольклорный суррогат с фальшивыми сарафанами. Егор пытается изжить из себя блатной фарс, который прикипел к нему, как налет от чефира к стенкам алюминиевой кружки. Русь тоже давно и напрочь погрязла в блатном угаре.
Я как-то спросил одного паренька: «Ты знаешь, кто у нас в городе смотрящий?» – «Конечно!» – гордо ответил он.
«А кто такой Аркадий Гайдар, памятник которому стоит на территории твоей школы?» – паренёк пожал плечами…
Салават слушает с интересом. И я чувствую, что мне очень легко с ним.
Итак, он переехал в Белорецк, чтобы снимать фильм, параллельно открыл киношколу. Оба начинания никак не мешают друг другу. Тем более что Ромео с Джульеттой могут подождать своего воскресения. Интересуюсь у Салавата: почему для открытия киношколы он выбрал Белорецк? Он отвечает, что наш город уже имеет кинематографический опыт: здесь в свое время проходили съемки нескольких известных картин.
Спрашиваю о белорецком характере.
– Белоречане – интроверты, – отвечает он.
– В смысле своей угрюмости?
– Скорее, это не угрюмость, а практичность. А ещё у вас много красивых женщин. Удивительно много!
Киношколу Салавату Вахитову помог открыть глава района Андрей Иванюта.
– Представляете, дети совершенно не знали Тарковского! – с изумлением делится Салават Вахитов, говоря о своих воспитанниках. – Они не знали Дзеффирелли, им совершенно незнакомы многие имена мирового кинематографа… Впрочем, это даже хорошо, – философски резюмирует режиссер. – Они совершают открытия, и я вижу, как это их преображает.
Киношкола работает первый год, а его воспитанники уже пишут сценарии и снимают фильмы. На теоретической части занятий дети смотрят хорошее кино, спорят, обсуждают…
Недавно посмотрел коротенький фильм, снятый студийцами. Он длится лишь минуту. Знаете, я был слегка потрясен. Нет, не съёмками и не мастерством монтажа, а самой идеей.
Вот линия сюжета: девочка играет на глухом пианино, которое уже давно не выдает звуки. Она слышит музыку в душе. И неважно, на какие клавиши она нажимает. Ее спрашивают: зачем ты это делаешь, ведь мелодию не слышно? Она отвечает: зато нет ошибок… Каково?
Сценарий написал воспитанник киношколы Саша Щеглов. Фильм снимали всей студией, радостно и быстро. Вообще, в мире детей, по теории Салавата Вахитова, всегда царит радость. Главное, не растратить ее с годами. На мой взгляд, у режиссёра это получилось: пусть он ПОКА (ключевое слово) не снял мировой киношедевр, но зато остается жителем мира детей, где солнечные фантазии не омрачаются грустной реальностью, а надежды не рушатся под спудом наносных проблем.
– Почему появился Диснейленд? – спрашивает он.
Я уже привык к его неожиданным вопросам и просто жду дальнейшей развязки. Вахитов вдохновенно рассказывает, что американцы после съёмок каждого фильма сохраняли декорации для парка развлечений.
– Давайте создадим в Белорецке свой Диснейленд! — предлагает он и смотрит на меня, как смотрят дети, приглашая друг друга наряжать новогоднюю ёлку.
Я из мира взрослых, поэтому грустно молчу.
– Только мы придумаем другое название нашему белорецкому Диснейленду! – продолжает он, не обращая внимания на мой молчаливый скепсис.
Я очень хочу съязвить, дескать, давайте откроем Диснейленд на… Мокрой поляне, где бараки с удобствами на улице. Но не решаюсь обидеть художника. Ему и так несладко в мире взрослых.
Источник:
Вахитов, С. Человек, который мечтает воскресить Ромео и Джульетту : [беседа с режиссером, руководителем киношколы «Акбузат» С. Вахитовым / записал И. Калугин] / С. Вахитов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 2 апреля. – С. 8.
Вахитов, С. Человек из мира детства : [беседа с режиссером, руководителем киношколы «Акбузат» С. Вахитовым / записал И. Калугин] / С. Вахитов. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2021. – № 13. – С. 10, 11.
Вахитов, С. Салават – житель мира детей. Живет в Белорецке человек, мечтающий воскресить Ромео и Джульетту : [беседа с режиссером, руководителем киношколы «Акбузат» С. Вахитовым / записал И. Калугин] / С. Вахитов. – Текст : непосредственный // Республика Башкортостан. – 2021. – 15 апреля. – С. 6 – 7.
День рождения киношколы
Одни любят литературу, другие — музыку, а кто-то художественное искусство. Но почти все любят кино. Может, потому что оно объединяет в себе все направления. Вспомните, ведь ещё во времена молодости ваших родителей поход в кино воспринимался как событие. К этому дню готовились, надевали красивые платья и костюмы. Для получения заветного билета, нужно было отстоять немалую очередь, и всё это, чтобы посидеть на неудобных стульях несколько часов. Сейчас многое изменилось, но неизменной осталась наша любовь к кино.
Белоречане по-особому относятся к кинематографу. Бытует мнение, что нет в нашем городе такого человека, родные, друзья или знакомые которого не принимали бы участие в киносъемках, ведь в Белоречье были сняты известные советские фильмы. Возможно, скоро наши земляки смогут не только стать участниками кинематографической массовки, но и создателями самих фильмов.
В музыкальной школе состоялось официальное открытие киношколы, которая была создана кинорежиссером Салаватом Вахитовым при поддержке администрации муниципального района и управления культуры. Занятия в школе начались два месяца назад. Это были уроки режиссуры, поэтому на открытии школы гости смогли увидеть первые работы ребят. Так что официоза на мероприятии было по минимуму, а вот творчества и интересного общения – по максимуму.
Прежде всего Салават Вахитов со своими учениками показал студию для занятий, в которой есть всё необходимое оборудование для создания чуда под названием кино.
– Мечта, которую я вынашивал давно, начала осуществляться, первые шаги сделаны, – начал разговор Салават Айнурович. – Во многом это стало возможным благодаря Андрею Иванюте, главе администрации района, его вере в нас, силе воли. А еще – поддержке Ирека Исангужина, начальника управления культуры, Гузалии Низамовой, директора музыкальной школы. Вместе мы смогли сделать первые шаги в реализации необыкновенного творческого проекта, подобного которому нет в нашей республике.
Было приобретено оборудование, которое дает большие возможности. Это компьютеры, программное обеспечение, монтажный стол, звукозаписывающая аппаратура, профессиональная камера для съемок. Мы собираем установку для создания мультипликационных фильмов. И, конечно, собрался коллектив творческих и заинтересованных ребят. Сейчас дети подошли уже к такому серьезному моменту, как написание режиссерских разработок, а в апреле приступим к первым съемкам.
На данный момент есть и технический, и творческий потенциал не только для создания кинофильмов, но и для их участия в конкурсах и фестивалях. Ребята узнают о тонкостях работы сценариста, оператора, монтажера, актера – всех специальностей, которые нужны для создания фильма, ведь режиссер объединяет в себе все эти умения. А еще они расширяют свои знания в кинематографии и учатся познавать мир и себя через это искусство, а главное – выражать свой взгляд на жизнь и доносить до зрителя. И дети делают это порой намного лучше, чем взрослые, потому что их мировосприятие тоньше и чище. Иногда я сам учусь у них, – признался Салават Айнурович.
Андрей Иванюта рассказал о том, как родился проект киношколы, в который он поверил и поддержал, зная Салавата Вахитова как талантливого режиссера:
– Это действительно новое, очень интересное направление для развития наших детей, которое поможет ребятам из глубинки не просто заниматься интересным делом, но и даст им новые возможности, откроет широкие горизонты.
Ирек Исангужин также говорил, что любое новое направление в искусстве, а особенно такое востребованное, как кино, расширяет культурный потенциал жителей города и района. И выразил надежду на появление полнометражного кино на белорецкой земле, а также появление в городе настоящей школы искусств.
Пожелала доброго пути и больших успехов коллективу и директор музыкальной школы Гузалия Флюровна, внесшая огромный вклад в рождение киношколы, которая на первом этапе стала классом музыкальной школы:
– Зерно посажено, взошло, так пусть вырастет в большое дерево! – поэтично сказала она.
Первая работа ребят показала и техническое мастерство совсем юных операторов, и поразила глубоким философским смыслом, вложенным в сценарий. Обязательно посмотрите в социальных сетях и на «Ютубе» короткий фильм Саши Щеглова «Игра без ошибок». Александр учится в первой школе. Кстати, на уроках он предпочитает отмалчиваться, а вот в его фильме такой глубокий смысл и чувство жизни, которые я (к своему стыду!) не смогла увидеть на уроках литературы. Салавату Айнуровичу на занятиях по режиссуре удалось раскрыть большой потенциал парня.
У всех участников киношколы есть свои сценарии, по которым обязательно будут сняты фильмы. У Нелли Сагитовой получится история о любви, отношениях мужчины и женщины непременно с неожиданными поворотами и счастливым финалом. Самым трудным, по ее мнению, будет постановка автокатастрофы, а все остальное она уже ясно себе представляет. Софья Баракова хочет сделать фильм в стиле фэнтези, но он будет нести важный для обществ посыл – отношение к памяти. Работа Алана Арсланова о Великой Отечественной войне. Об отношениях детей и взрослых в своем фильме говорит Андрей Кабанов, а Камила Яхина — о любви к братьям нашим меньшим, так что скоро может появиться еще одна история о собаке, снятая Камилой.
Ирина Васкова и Ксения Булавина планируют поступать в вуз на факультет режиссуры и уверены, что занятия в киношколе помогут им подготовиться к этому. Ксения признается, что они очень благодарны Салавату Айнуровичу, который дал им такой шанс:
– Каждое наше занятие, как выигрышный лотерейный билет. Нас ждет что-то интересное и неожиданное, перед нами открывается новый мир. И в этом огромная заслуга нашего педагога, необыкновенного, разностороннего и вдохновляющего человека, жизнь которого могла бы стать основой для увлекательного и мудрого фильма, – считает девушка.
Мы очень надеемся, что жизнь нашей киношколы будет насыщенной, плодотворной, привлечет внимание детей разных возрастов. В своих проектах будущие знатоки кино планируют задействовать в съемках и детей, и взрослых. Так что у белоречан снова есть шанс сняться в кино! Похоже, что прижилось оно на белорецкой земле, это уже точно. А о режиссёре, который стал последователем героя фильма «Человек с бульвара Капуцинов», мы расскажем на страницах нашей газеты в следующем номере.
Источник:
Нарушевич, Т. День рождения киношколы : [в музыкальной школе состоялось официальное открытие киношколы, которая была создана кинорежиссером С. Вахитовым] / Т. Нарушевич. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 30 марта. – С. 2.