Фотокор – он как вор
Фотографируют сейчас все: ребятишки в детском саду друг друга, бабушки свой приготовленный борщ или выращенный урожай. Спортсмены, министры, студенты, рабочие… Снимают все и всё. Интернет ежедневно пополняется просто неимоверным количеством отснятого (в основном – телефонами) материала. Фотографирую и я. Уже давно и почти всегда. По будням и в выходные, в рабочее время и в отпуске. Работа у меня такая. Фотокор называется. Уже 20 лет я фотокорреспондент газеты «Белорецкий рабочий», а до этого ещё десять работал в газете «Урал». Бывает, снимаю в удовольствие, бывает – что не хочу, но нужно. Как и в любом деле и в профессии.
Как оказалось, к моей будущей профессии я начал идти ещё в школьные годы. Тогда, в 80-х, фотография тоже была популярна. Многие снимали своими «Сменами», «ФЭДами», «Зенитами» и прочими аппаратами, выпущенными в Советском Союзе миллионными партиями, печатали по ночам в ванных комнатах или в кладовках своих хрущёвок. Вот и мы с друзьями фоткали друг друга, пробегающих мимо собак да кошек, а также прочие столбы и заборы. Потом был фотокружок, который для нашей компании вёл мой отец – Николай Митрофанович Панченко – в фотолаборатории редакции газеты «Урал».
Кстати, отец до того, как стал фотокором «Урала», в своей жизни успел поработать маляром, кровельщиком, разливщиком в мартене. Но больше всего его знают и помнят именно как фотокорреспондента районных газет «Урал» и «Белорецкий рабочий». Так получилось, что после службы в армии и я пошёл по его стопам, тоже стал фотокором.
А тогда, в девяностых, получив в 25-м лицее металлургов профессию термиста на печах и ваннах, я отправился служить. Но и в армии продолжил фотографировать. За что, кстати, лишился почти всех своих негативов. Всё потому, что снимки, сделанные стареньким, но очень надёжным отцовским «Киевом» на территории нашей военной части и обнаруженные комбатом в караульном помещении, «представляли серьёзную военную и государственную тайну». Правда, за полгода до того, как я всё это сфотографировал, там были американцы, которые отсняли на видеокамеру то, что их заинтересовало. Но им было можно, а я из-за этих фотографий в качестве наказания поехал домой в последнюю отправку вместе со всеми залётчиками, у которых были нарушения по службе. Как выразился наш командир на плацу перед всем батальоном: ты вообще должен за это поехать в «Бутырку». А потом взял и сжёг все мои фотографии и негативы… Но свой дембельский альбом я всё-таки сделал. Ну как солдату ехать домой без дембельского альбома?
Фотокор газеты
Отслужил, вернулся домой и через неделю уже работал в газете «Урал». Но фотокор в то время из меня, честно говоря, был слабенький. Одно дело – фотографировать природу, друзей или родных тебе людей, совсем другое – газетное фото или съёмка репортажа. Но постепенно я втянулся. Работать стало интересно: всевозможные новости, поездки по району, разные события, общение с людьми — от простых работяг до самых больших начальников. Снимал всё. Работая в «Урале», заочно учился, получил диплом журналиста. Потом перешёл в «Белорецкий рабочий».
За 30 лет работы фотокором насмотрелся я много чего. Узнал разных людей, по крышам и подвалам полазил, на производствах был, летал на самолётах-вертолётах и много чего другого испробовал. Но в отличие от отца, который делал очень хорошие портреты, мне ближе оказалась репортажная фотография. Мне интересно поймать момент, естественные эмоции человека. А вот студийные портреты меня не привлекают. Да, это красивые фотографии, чёткие и яркие. Есть даже выдающиеся, не спорю. Но мало. Даже ничтожно мало. В основном они такие: улыбается человек (пусть даже не по-настоящему, а как-то искусственно), принимает пять, семь или двенадцать стандартных поз перед объективом фотографа, только всё равно остаётся скованным, деревянным, что ли…
Другое дело, когда кто-то занят делом, а не позирует. В этот момент человек ведёт себя естественно, не подчиняется команде фотографа: «Внимание: улыбка!» Вот тогда есть шанс, что получится снимок.
А самое страшное и неблагодарное, на мой взгляд, мероприятие для съёмки – это официальное собрание или совещание. Там все сидят и откровенно скучают. А уж фотокору каково? Хотя можно и в таком случае сделать интересный снимок (правда, он не будет иллюстрировать это самое мероприятие).
Хороший кадр можно сделать всегда, надо просто головой вращать во все стороны и наблюдать за людьми и происходящими вокруг тебя событиями. Бывает, подойдешь и спросишь: «Вы не против, если я вас сфотографирую?» Но чаще всего снимать фотокору приходится без подготовки, выхватив аппарат из кофра, пока кадр не ушёл. Здесь, как у вора: увидел добычу – ХВАТАЙ!
А ещё газетный снимок должен содержать в себе информацию, ведь порой он рассказывает больше, чем тысяча слов. Вот тогда его хоть на выставку! Но такую фотографию нужно суметь сделать. Профессионалы считают, что если фотографировать каждый день, то раз в два-три месяца можно сделать хороший (в смысле – выставочный) кадр. Если повезёт. Тогда фотографию эту будет интересно рассматривать.
Перспектива
Современная тенденция такова, что нет её (этой перспективы) у фотокоров. Пока ещё, конечно, существует профессия такая, но скоро, её, наверное, не станет. Сейчас, к примеру, я единственный фотокорреспондент на всё Зауралье (остальных оптимизировали).
Профессия моя на нашем провинциальном уровне малооплачиваемая, зато ОЧЕНЬ интересная, ведь можно везде бывать и многое увидеть. Не сидеть на месте, а ходить, ездить и смотреть по сторонам. И чем больше – тем лучше.
И если профессия эта станет ненужной, пойду я работать кем-нибудь ещё. Хорошо, что отец научил многому, а не только фотографировать. Могу траву косить, дрова колоть, срубы рубить или яблони прививать. В конце концов, я термист третьего разряда. Могу быть и фермером, наверное. Или начальником широкого профиля. Да хоть сторожем. Может быть, кем-нибудь ещё. Жизнь покажет.
Источник:
Панченко, И. Фотокор – он как вор : [фотокорреспондент газеты «Белорецкий рабочий» И. Панченко о своей работе] / И. Панченко. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2024. – 5 июля. – С. 12.