Театр – это жизнь
27 марта, во Всемирный день театра, в театре-студии «Дефицит» состоялся традиционный «капустник», в котором наряду с основным составом приняли участие воспитанники младшей и старшей групп «Надежды Д».
Двумя неделями ранее состоялась премьера спектакля Second Life («Вторая жизнь»), где все роли сыграли начинающие актёры.В постановке, режиссёром которой стала Юлия Жерякова, главные действующие лица — забытые, покинутые, ненужные вещи в одном из секонд-хендов. Необычные герои — Ремень, Туфли, Свитер, Жилетка, Шляпа, Пижама, Зажигалка и Капюшон — поднимают вопросы, знакомые и как никогда актуальные. Они рассуждают об одиночестве, страстном желании и необходимости быть нужным для кого-то, которые порой доводят до отчаяния и потери себя, о важности настоящих человеческих отношений, о дружбе и любви — проблемах, с которыми сталкиваются и дети, и взрослые, живущие в современном мире.
Премьера прошла на «ура»: зрители не только оценили оригинальность сюжета, но и отметили искреннюю игру юных дарований, занимающихся в детской студии.
О секретах успеха коллектива «Надежда Дефицита» мы расспросили его бессменного руководителя Юлию Жерякову.
– Наша студия возникла в 1998 году, – рассказывает Юлия Геннадьевна. – Тогда нашей главной целью было обучить азам театрального искусства: была составлена учебная программа, согласно которой ребята постигали актёрское мастерство, работали над сценической речью и сценическим движением.
Ежегодно мы участвовали в различных городских мероприятиях, ставили новогоднюю сказку на площади Металлургов.
Жаль было, что постановка жила всего несколько дней, поэтому было решено проводить новогодние спектакли на стационарной площадке, в «Дефиците».
Со временем наш репертуар расширился, мы стали ставить более сложные произведения. Сегодня у нас в работе пять спектаклей — даже для профессиональных театров и коллективов это достаточно богатый репертуарный лист. При этом мы стараемся сделать наши постановки семейными, привлечь в качестве зрителей детей и их родителей, которые также смогут почерпнуть что-то полезное. Отмечу, что спектакли рассчитаны на детей разного возраста. Так, малыши могут начать знакомство с миром театра с «Бэмби» – доброй сказки со счастливым финалом, разбитой на два 30-минутных действия. Дети немного постарше с удовольствием окунутся в новогоднее волшебство, а немного позже найдут для себя что-то новое и полезное в спектакле «День рождения». А подростки и старшие школьники проникнутся проблемами персонажей «Второй жизни» и «Танцев +».
На данный момент в студии занимается порядка 40 человек: школьники с третьего по одиннадцатый классы. Со временем некоторые ребята нас покидают: кто-то не выдерживает темпа, нагрузки, кто-то переезжает в другой город. Те, кто остаётся, привыкают работать над собой, своим внутренним миром, начинают понимать, насколько важны партнёры и что театр – это коллективный труд. Когда к учебной деятельности добавляются репетиции, времени не хватает, поэтому некоторые в перерывах делают домашние задания, спят и даже назначают свидания. Вот такие жертвы приходится приносить искусству, но результат – новые интересные роли, внутренняя трансформация, признание зрителей – того стоит.
«Дефицит» – это большая семья. За годы существования театра здесь сложились целые актёрские династии. В «Надежде Д» свои первые шаги на театральном поприще делают внуки и внучки, дочери и сыновья действующих актёров. Некоторые молодые таланты приходят в студию, руководствуясь примером старших братьев или сестёр, некоторые — вслед за друзьями, а некоторые – по велению сердца.
Однако чтобы стать частью коллектива одних семейных связей недостаточно. Попасть в состав – задачка не из простых: сначала нужно пройти серьёзный отбор или, как называют его актёры, кастинг.
– Моя мама играет в театре с 13 лет, мы с братом пошли по её стопам, – говорит Елизавета Воронцова. – Впервые вышла на сцену, когда мне было четыре года: принимала участие в одном из «капустников». Позже, лет в 7, пришла на отбор, но мне сказали, что я ещё мала. Вернулась два года спустя, прошла вступительные испытания и стала частью большой семьи.
– С театром познакомилась в раннем детстве, – добавляет Татьяна Евстигнеева. – Оставить меня было не с кем, и бабушка брала меня в «Дефицит». Помню, как сидела в зрительном зале, наблюдала, как взрослые актёры учат гекзаметр, репетируют спектакли. Года в четыре в первый раз сама оказалась на сцене. Потом, став старше, решила стать частью коллектива. Очень волновалась, пришла к бабушке с просьбой подготовить меня к отбору. Вся тряслась, но она меня успокоила, и у меня в итоге всё получилось.
– Меня участвовать в кастинге заставила старшая сестра, – признаётся Тимирьян Яганшин. – Мне, если честно, совсем не хотелось, стихотворение учил в последний день спустя рукава. Зашёл в зал, а там – никого, только в первом ряду сидят Юлия Геннадьевна и Андрей Васильевич. Тут и стало страшно. Стихи кое-как рассказ, потом меня попросили выполнить несколько заданий. Думал, что всё провалил, а потом с удивлением узнал, что меня взяли в группу. Ходил на занятия, но настоящая любовь к театру появилась после роли в «Бэмби».
– В гимназии № 17 год занималась в театральной студии «Ровесники», – рассказывает Екатерина Клеянкина. – Из-за учёбы пришлось занятия забросить. Однажды бабушка увидела объявление о кастинге в «Надежду Д» и уговорила меня попробовать. Пошли вместе с подругой: одной-то страшно! Отбор успешно прошла, стала заниматься. Подруга через некоторое время ушла, а я осталась: поняла, что это – моё.
На занятиях ребята уделяют большое внимание сценической речи, учатся актерскому мастерству и упорно работают над сценическим движением, ведь тело — это инструмент актёра. Они выполняют сложные и замысловатые поддержки, делают различные кувырки, «крутят колесо», делают сальто, жонглируют и фехтуют. В ходе такой работы они учатся не только управлять своим телом, но и доверять своему партнёру, ведь если доверия нет, то ничего не получится. Здесь юные актёры становятся ответственнее, трепетно относятся к своим обязанностям, понимают, что такое настоящий коллектив.
В одном из спектаклей под моей ответственностью был реквизит – картина, – улыбается Дмитрий Лысенков. – Я так боялся, что с ней что-то случится, что то и дело проверял, на месте ли она, ощупывал, всё ли с ней в порядке.
– Ты учишься преодолевать себя, забывать про лень, отыскивать возможности, – говорит Катя. – Помню: мы ставили «Танцы +», и моя напарница из другого состава по какой-то причине не могла играть спектакль. А у меня уроки во вторую смену. Что было делать, пришлось пожертвовать физикой. Приходится идти на такие жертвы, ведь зрителю не важно, какие у тебя проблемы: ты должен выйти на сцену и, забыв обо всём, играть роль, жить жизнью своего персонажа.
Для юных актёров театр – это не просто хобби или кружок.
– «Дефицит» – это жизнь, общение, семья, а Андрей Васильевич и Юлия Геннадьевна – наши вторые родители и одни из самых близких людей, – утверждают ребята.
Мы поздравляем всех работников театральной сферы с профессиональным праздником, желаем интересных постановок, неравнодушных зрителей и аншлагов!
Источник:
Матвеева, А. Театр – это жизнь : [молодежный состав театра-студии «Дефицит» «Надежда Д»] / А. Матвеева. – Текст : непосредственный // Металлург. – 2019. – № 12. – С. 9.