Кадр решает все
Ошибки в названии нет, потому что речь пойдёт совсем не о кадрах. Хотя люди в нашем рассказе являются основным фактором успеха. И мне особенно приятно писать на эту тему, ведь долгие годы я работал с ними на местном телевидении.
Вы наверняка встречаете работников телевидения во время различных празднеств. Помните? Человек у большого пульта неподалеку от сцены, пара-тройка видеооператоров. Первый прямой эфир в Белорецке состоялся два года назад. И теперь трансляции стали на нашем телевидении постоянным явлением. Не хочется говорить дежурные фразы о том, что за этим начинанием стоят огромный труд и творческая инициатива. Хотя всё это именно так. Вообще, местное телевидение изначально развивалось во многом благодаря недюжинной смекалке его сотрудников. Всегда хотелось рассказать об этом подробнее.
Центральной фигурой прямого эфира является видеорежиссер.
На Белорецком телевидении эту функцию выполняет Дмитрий Дейнега, сегодня он начальник технического отдела Белорецкой телекомпании. Дима из числа незаменимых. Прямой эфир – это во многом его детище. Конечно, без поддержки директора и работы всего коллектива ничего бы не случилось, но заправилой, техническим исполнителем, вдохновителем и неистощимым источником идей является именно он.
Дима буквально живёт телевидением. Я уверен, что он знает о технической стороне этого сложного процесса абсолютно всё! Он – русский Левша, который способен разобраться со всякой премудрой техникой, непременно внеся туда что-то своё. Помню, как мы с ним в начале нулевых по ночам монтировали сюжеты. Дима собирал новости в единый блок, и компьютер тут же «зависал». Совершенно вымотавшись, он ложился на свободный стол, под голову клал «Капитал» Карла Маркса (не помню, кто на телевидение принёс этот фундаментальный труд) и просил разбудить его через полчаса. Мне было легче: я успевал вздремнуть днём. А домой с работы мы возвращались под утро.
Ещё лет двадцать назад мы ничего не знали о цифровых технологиях. Телевизионщики работали с тяжеловесными аналоговыми видеокамерами, заряда типовых аккумуляторов хватало от силы на час съёмки, к тому же они быстро выходили из строя. Тогда Дима Дейнега придумал такую штуку: он где-то раздобыл аккумуляторы от мотоциклов, что-то в них переделал, пришпандорил ремни, и мы на съёмки ходили с этими «бомбами», повесив их через плечо. Заряда хватало на сутки! Правда, в редакцию операторы возвращались, едва волоча ноги: этот аппарат был тяжелее увесистой камеры.
Помню случай, когда Дима снарядил меня в дальнюю поездку: повесил на меня «бомбу», выдал камеру в чехле и штатив. На съёмку в дальние уголки нашего района я в ту пору ездил на рейсовых автобусах. Той зимой я отправился в Зигазу. Автобус застрял в 15 километрах от точки назначения. Водитель, ругнувшись в пространство, высадил нас в снежном поле, и я в цепочке с другими пассажирами шёл два часа по узкой, едва проторенной тропе, в одной руке неся камеру, в другой – штатив, а на шее у меня висел огромный баул, принадлежавший одной старушке. Она шла следом и беспрестанно благодарила Аллаха и… мою шею.
В Тукане я слегка передохнул и отправился дальше – до Зигазы. Это ещё два часа по напрочь заснеженной дороге. Помню весёлую девушку Зилю, которая с огромными сумками шла впереди меня. Я попытался ей помочь, но наткнулся на игривый окрик:
– Мы ж деревенские! Свою бандуру не потеряйте!
А моя «бандура», то есть камера, тем временем беспардонно промерзала.
– А вы волков не боитесь? – спросил я Зилю.
Она опять весело:
– А вы своей палкой их отпугнёте!
Под палкой она разумела мой штатив.
В Зигазе я попрощался с девушкой, чмокнув её в красную от мороза щеку. Она смутилась и бодренько пошагала дальше, в свою деревню, до которой было еще километров пять. Тогда я подумал, что наш народ действительно победить невозможно…
Добравшись до Зигазы, я всё-таки успел кое-что снять, но сделал всего лишь один кадр, потому что аккумулятор совсем разрядился от мороза.
И этот кадр я помню: две лошади неслись по сельской дороге среди искристых от солнца снегов… Всего лишь кадр, и камера тут же отключилась! Боже, как было обидно.
Увы, во время празднования юбилея города я не услышал, что работа белорецких телевизионщиков была отмечена с большой сцены. Хотя прямой эфир уже транслировался. Поэтому решил исправить эту ситуацию и назвать всех участников сложного, безумно интересного процесса под названием телевидение.
Итак, журналисты: Ольга Рукавишникова, Сахиба Габитова, Алия Тихомирова и Лира Ишмуратова.
Сахиба Габитова обладает неимоверной (фантастической!) работоспособностью. Мы с ней проехали весь Белорецкий район (и не по одному кругу!) в поисках сюжетов. Благодаря ей наша телекомпания одной из первых стала вещать на башкирском языке. Хотя Сахиба работает на два фронта: и в башкирской, и в русской редакциях.
Свою лепту в развитие национального телевидения вносит и Лира. Тихая, скромная, безупречно обаятельная.
Миловидная Алия Тихомирова журналист (и замечательный журналист!), но в последнее время ей пришлось освоить ещё одну профессию: во время прямого эфира она работает оператором.
Ольга Рукавишникова привнесла в телеэфир неповторимую яркость и профессионализм. Ее сюжеты – это своеобразный бренд современной телекомпании.
Назову и операторов: Владислав Тихомиров, Сергей Андрианов, Руслан Кужаков, Фанис Зайнетдинов. У каждого своя манера съемки. Я запросто могу определить, не глядя на выходные данные, кто снимал сюжет: Серёга или Влад.
А ещё – Андрей Фролов, Елена Евдокимова, Евгения Геринг – это операторы эфира. Марина Фролова, Татьяна Дейнега, Аэлита Горшкова – работники административно-информационного отдела. И, конечно, директор Белорецкой телекомпании Ольга Колесникова. Она обладает потрясающим умением ладить со всеми людьми. В её обстоятельствах это сравнимо подвигу, потому что руководит она коллективом журналистов.
Белорецкая телевещательная компания «Белорецк ТВ-6» создана на основании постановления главы Белорецка от 21 июля 1998 года, а зарегистрирована как юридическое лицо 31 июля 1998 года, то есть ровно через год БТК исполнится 25 лет. За это время там работали интересные и талантливые люди! Долгое время коллектив возглавлял Игорь Михайлович Анищенко, человек требовательный и даже где-то суровый. Он много сделал для развития телевещания. Даже спустя годы, я его называю исключительно по имени отчеству.
Кто ещё вспоминается? Юлия Размадзе, Оксана Боровых, Елена Душина, Людмила Мамыкина, Ангелина Сурина, Сергей Денисов, Ефим Ротин, Юрий Носков, Альбина Сафиуллина, Егор Суханов, Екатерина Кислицина, Людмила Денисова. (Простите, если кого-то забыл назвать.) Ангелина Сурина ушла на Первый канал (она умеет добиваться цели), Екатерина Кислицина долгое время была редактором газеты «Металлург» (красивый, яркий и талантливый человек). Людмилу Денисову вы знаете, теперь она возглавляет наш «Белорецкий рабочий».
А ещё Валентин Бубнов. Незабвенный Валёк! Его уже нет среди нас. Валя был классным оператором и обладал потрясающей творческой энергией. Боже, сколько мы с ним спорили, порой из-за одного единственного кадра! Даже ссорились. А на следующий день, пожимая друг другу руки, кто-нибудь из нас непременно произносил: «Прости, брат». И в ответ слышал: «И ты меня прости». А потом всё начиналось сначала.
Он частенько звонил мне, после того, как я перешёл на другую работу, мы подолгу разговаривали, вспоминая, как колесили по району с «бомбами» на ремне через плечо. Узнав, что Валёк в больнице, я пытался дозвониться до него. Но не смог. Он прислал смс: «Я под капельницей, позвоню позже». А на следующий день Валентина не стало… Как же хочется поговорить с ним сейчас. Поспорить! Он всегда умел прощать, и мы этим пользовались беззастенчиво. Валентина жутко не хватает.
Я разошёлся… Начал с темы прямого эфира и вдруг пустился в воспоминания. Получился этакий прямой эфир, но только в прошлое. Вернёмся к изначальной теме.
– Во время празднования Дня города у нас работало пять камер, – рассказал мне Дмитрий Дейнега. – Кстати, на Сабантуе было шесть. Две из них работали в автоматическом режиме.
Я попросил объяснить популярно, как осуществляется прямой эфир. Объяснить так, чтобы было понятно условной бабе Вале с Мокрой поляны, которая мало что разумеет в цифровых технологиях (кстати, ваш покорный слуга недалеко ушел от неё).
– Ничего сложного! – сказал мне Дмитрий Дейнега. – Пульт, расположенный в центре какого-либо празднования, принимает видеоряд от работающих камер, а затем передает информацию на передающую студию.
От себя добавлю, что здесь основной является работа видеорежиссёра. Как вы уже знаете, им является сам Дмитрий Дейнега. Ему необходимо грамотно сопоставить видеокартинки, чтобы зрителю было комфортно смотреть, а главное – чтобы восприятие было объёмным и зрелищным.
Первый эфир состоялся в разгар пандемии – в конце 2020 года. Теперь он осуществляется каждую неделю из администрации во время брифинга. Большие городские праздники и мероприятия также транслируются в режиме реального времени.
На спортивных мероприятиях белорецким телевизионщикам помогают работники ГИБДД, на их автомобили устанавливают видеокамеры. Подвижную съёмку обеспечивают и сами операторы: они носят передающие устройства в рюкзаках за спиной.
– Прямых эфиров будет больше! Тем более мы перешли на собственное вещание, – сообщил Дмитрий Дейнега.
А потом добавил в свойственной ему манере:
– Учитывая небольшой бюджет, приходится руководствоваться принципом: голь на выдумки хитра…
– Минимальными затратами стараемся обеспечить эфир, – добавила директор Белорецкой телекомпании Ольга Колесникова. – Благодаря профессионализму наших сотрудников это получается.
Конечно, хотелось бы, чтобы профессионализм оценивался достойной зарплатой.
– В любой час можно включить канал БТК и посмотреть, чем живет город, – сообщила мне Ольга Колесникова. – Теперь мы не подключаемся в определённый час к каналу ТНТ или 360, как это было раньше. Наш самостоятельный канал работает круглосуточно. Новости и репортажи идут каждый час. Любой желающий может подать объявление, поздравить кого-то, сообщить что-то важное. К тому же практически весь эфир дублируется в интернете: на официальном сайте Белорецкой телекомпании и в группах соцсетей. Если у вас нет кабельного ТВ, то сигнал можно поймать на простую аналоговую антенну, настроив её на частоту 33 ТВК.
По словам директора, канал постоянно стремится к развитию. Будут новые проекты, программы и иные начинания.
Источник:
Калугин, И. Кадр решает всё : [история Белорецкой телекомпании] / И. Калугин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 29 июля. – С. 8.