Врачи старой формации (Андреева Ольга Васильевна)

Она приехала в 1943 году работать заведующей Ишлинской больницей. Но сейчас уже никто не знает о её непростой судьбе. В этой заметке я расскажу читателям газеты, какие в те времена были врачи.

Врачи старой формации (Андреева Ольга Васильевна)
Коллектив Ишлинской больницы.
О. В. Андреева сидит вторая справа

Медицинский институт Ольга Васильевна Андреева закончила в Ленинграде. Ей довелось пережить все ужасы блокадной жизни. Морозы в застывшем без электричества городе тогда достигали 30-32 градусов. В маленьких печках-буржуйках обитатели домов жгли всё подряд, в огне сгорали и мебель, и книги. Работающим тогда выдавалось по 250 г хлеба, детям и старикам – вполовину меньше. Муж Ольги, судовой механик, в первый день войны ушел на работу, больше она его не видела. Осталась она с матерью и шестилетним сыном. У двух её сестер мужья за неделю до войны были мобилизованы в армию. Вскоре от голода умерла одна из них, и Ольга Васильевна берет в семью 14-летнего племянника. Следом уходит из жизни и вторая сестра, оставив Ольге 10-летнюю дочь. Похоронить сестру не успели, оставили в квартире, торопясь выехать на эвакопункт. Накануне им пришло извещение, что семья в полном составе эвакуируется по Ладожскому озеру вглубь страны. На двери оставили записку, что в квартире есть труп. Так Ольга Андреева с матерью и тремя детьми – Всеволодом, Ниной и Марком – оказались в Уфе. Отсюда её, дипломированного медика, отправили в Белорецкий район, на станцию Ишля. Она стала главным врачом больницы, где был стационар на 15 коек и амбулатория. Медицинский персонал насчитывал 25 человек. Медучреждение обслуживало местный леспромхоз, работников узкоколейной дороги и людей, живших на станциях в Ишле, Улу-Елге, Елани, Баскане, Багарыште, Гадельшино, Арипкулово, Карталинской Запани, Миньяке, Суране и трёх Манявах.

В шести лесозаготовительных поселках и станциях работали фельдшерские пункты, на которые главврач регулярно выезжала для проверки и личного приема больных. Лаборатории для проведения анализов тогда не было, но и без них Ольга Андреева умело ставила точные диагнозы. При больнице работало подсобное хозяйство, в котором были по три лошади и дойные коровы, молодняк КРС, свиньи. Персонал заготавливал сено и дрова для отопления больницы. Вместе с коллективом Ольга Васильевна занималась организацией хозяйства, сажала картошку.

После войны на два года её направляли на работу в Узянскую больницу, затем она вновь вернулась в Ишлю, где и трудилась до 1965 года. Ольга Васильевна очень не любила какие-либо подарки и подношения. В праздники, когда собирался весь коллектив, могла взять в руки гитару, исполнить несколько цыганских песен, романсы. После этого со слезами уходила домой. После войны многие эвакуированные в наши края блокадники уехали назад, в Ленинград. Другие, съездив в родной город, вернулись на Урал. Ольга Андреева в Ленинград больше не ездила. На вопрос, почему не съездит на родину, отвечала, что такое свидание с прошлым для неё закончится инфарктом.

Шли годы. Дети, приехавшие с ней из Ленинграда, выросли. Всеволод уехал работать со строительным поездом. Окончила строительное училище и Нина, после чего трудилась маляром на стройках Волгограда. Вырос, отслужил в армии и младший Марк. Он также уехал на одну из строек России, где трагически погиб. Вскоре Ольга Васильевна, похоронив престарелую мать, осталась одна. Выйдя на пенсию, она уехала в Магнитогорск, где и прожила последние годы жизни. В наших краях о докторе Андреевой осталась добрая память и благодарность ее пациентов.

Источник:
Точилкин, И. Врачи старой формации : [вспоминая заведующую Ишлинской больницы О. В. Андрееву] / И. Точилкин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2019. – 14 июня. – С. 2.