Как флейта подружилась с тромбоном (о преподавателях ДМШ по классу духовых инструментов Р. А. и А. С. Румянцевых)

Давно хотел написать о молодых педагогах музыкальной школы, активных, ярких, талантливых. И вот, случайно проходя мимо, я услышал из приоткрытого окна музыкалки звуки флейты. Хотя, быть может, это была вовсе не флейта. Но я всё равно зашёл.

Сорок с лишним лет назад я тоже изучал сольфеджио и музыкальную грамоту. Что помню из того времени? Лица педагогов, в большинстве своем их уже нет с нами; валенки, которые надо было отряхивать веничком около входа; портреты композиторов «Могучей кучки» на стене. Музыкалка находилась в бывшем купеческом доме… А еще в память навсегда врезались термины: терция, квинта, кварта. Помню свою учительницу Лялю Ахметовну Бакиеву, бесконечно добрую женщину небольшого роста. Она полностью оправдывала своё теплое имя. «Ля-ля-ля», – напевала она, следя за моими неумелыми пальцами, которыми я долбил по клавишам старого пианино «Октава».

Сегодня школа другая. Не в плане простора аудиторий и их современного наполнения, а… Как бы это понятнее выразить? Изменились лица учеников, в них выразилась бурлящая ритмика текущего века. И это, конечно же, касается не только учеников музыкалки, а всех прочих учебных учреждений.

Посмотрите на современных школьников: они не приучены ходить строем и рано проявляют индивидуальность. Они напичканы информацией и не боятся иметь свое мнение. Они напрочь практичны и внутренне свободны. Порой кажется, что осваивать гаджеты они начинают раньше, чем говорить. Пусть советская система образования считается качественно непревзойденной, но, мне думается, советский школьник в сравнении с нынешним выглядит, как неандерталец…

– Дети всегда одинаковы, – тихо возражает Резеда Асгатовна. – Надо просто найти подход к каждому…

Как флейта подружилась с тромбоном (о преподавателях ДМШ по классу духовых инструментов Р. А. и А. С. Румянцевых)
Р. А. Румянцева (справа)

Знакомьтесь: Резеда Румянцева, преподаватель музыкальной школы по классу флейты. Она несколько растеряна: корреспондент газеты явился на ее урок. О флейте я знаю только то, что это совсем не баян. У меня всегда куча дежурных вопросов, но сегодня я не знаю, с чего начать.

– Сыграйте, пожалуйста… – прошу Резеду Асгатовну.

Она изящно берет инструмент (именно изящно!). Звучит мелодия. Тихая, как дыхание лугового ветерка…

– Спасибо, — искренне благодарю исполнителя.

У Резеды Асгатовны лучистые глаза (как у моей Ляли Ахметовны). Она рассказывает, что такое флейта. Признаться, я думал, что этот инструмент, способный воспроизводить столь утонченную нежность звуков, весьма сложный по своей конструкции. Но, оказывается, всё просто: по большому счету флейта отдаленно напоминает курай. Да-да! Принцип тот же: трубка служит резонатором, клавиши определяют тональность звучания.

– Кстати, есть кураисты, которые могут играть на уровне звучания флейты, – говорит Резеда Асгатовна, – главное, быть одним целым со своим инструментом.

Спрашиваю ее о целях, которые она ставит перед собой. Странно, но педагог не поднимает в своей работе известную планку, когда дети должны непременно побеждать в конкурсах. Не в этом ее критерий! Главное – научить детей чувствовать музыку. Хотя кто-то из учеников уже может изрядно удивить искушенных музыкантов и простых слушателей.

В класс заходят ученица и концертмейстер. Начинается урок. Девушка с чудесным именем Назгуль готовится к очередному конкурсу, который в этом году будет проводиться дистанционно. У нее уже есть победы, но, отвечая на вопрос, собирается ли Назгуль связать свою жизнь с музыкой, юная флейтистка лишь пожимает плечами.

– Она очень старательная, – говорит о своей ученице Резеда Асгатовна, раскладывая ноты.

Звучит удивительно трогательная и проникновенная мелодия Салавата Низамутдинова «Свет очей моих».

Позже к Назгуль присоединяется еще одна ученица – Виталина. Они играют дуэтом: легко, воздушно, грациозно.

В коротком перерыве концертмейстер Лилия Харисовна Хубетдинова рассказывает мне о работе с этим классом:

– Люблю аккомпанировать флейтистам! Флейта звучит так, как будто душа человеческая поёт… Я купила себе блокфлейту, но из-за нагрузки пока не смогла освоить этот инструмент.

Прощаюсь с флейтистами, которым я сегодня несколько сломал занятия своим вторжением.

Музыкальная школа живет полной жизнью: из аудиторий разносятся звуки фортепиано, баяна и других инструментов. В концертном зале проходит урок Александра Сергеевича Румянцева. Это супруг Резеды Асгатовны… Его ученик на сцене старательно выдувает заученную мелодию. Аккомпанирует Нина Вячеславовна Клочкова. Мальчишка явно старается, тем более что в зале появился неожиданный зритель в моем лице. Он так усердствует, что через минуту протягивает:

– Губы устали, Александр Сергеич…

Педагог ведет меня в класс духовых инструментов.

Никогда не держал в руках тромбон! Александр Румянцев рассказывает об этом инструменте.

– Вот это кулиса, – он показывает на подвижную часть тромбона, с её помощью извлекается звук.

Преподаватель тут же исполняет мелодию песни, которая узнается с первых нот. Помните замечательного Георга Отса? «Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою…»

У Александра Румянцева тоже есть талантливые ученики, впрочем, он, как и его супруга, не ставит перед собой победные цели. Помимо тромбона, преподаёт игру на саксофоне и трубе. А еще супруга увлекла его игрой на флейте, так что теперь он тоже ведет класс юных флейтистов. Духовики — народ демократичный: они весело и быстро переходят от одного духового инструмента к другому. Кстати, забыл сказать, что Резеда Асгатовна в процессе своей работы освоила игру на саксофоне, и теперь у нее есть свои ученики-саксофонисты…

Супруги Румянцевы родом из других районов нашей республики, после учебы в Уфе решили связать свою жизнь с белорецкой музыкальной школой.

Александр Сергеевич торопится на урок. Скоро отчётный концерт. В этом году он призван быть очень ярким: музыкальной школе исполняется 70 лет.

В коридоре встречаю завуча, Валерия Владимировича Климчинского, о котором недавно вам рассказывал.

– Румянцевы – очень талантливые педагоги и просто светлые люди, – говорит Валерий Владимирович. – Я думаю, у них большое будущее. Скажу без преувеличения: они – наше главное приобретение последних лет.

Источник:
Калугин, И. Как флейта подружилась с тромбоном. К 70-летию Детской музыкальной школы : [о преподавателях по классу духовых инструментов Резеде Асгатовне и Александре Сергеевиче Румянцевых] / И. Калугин. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 16 февраля. – С. 4.