Человек, который мечтает воскресить Ромео и Джульетту
В нашем городе начала работать киношкола «Акбузат», ее официальное открытие состоялось буквально на днях. Руководит школой выпускник ВГИКа Салават Вахитов.
В его студии шикарная аппаратура. Кроме самых современных компьютеров с лицензионной программой видеомонтажа, есть кинокамера с разрешением 6 К. Вот, оказывается, какой техникой снимается кино. Мне всегда это было интересно.
Перед встречей я посмотрел его картину «История заблудшей овцы». Фильм – глубоко христианский. Мне показалось, что во многом он является исповедальным для самого режиссёра. Видя мою заинтересованность, Салават Вахитов уточняет технические детали:
– Этот фильм я снимал на другую камеру, которую мне дали друзья совершенно бесплатно. Они глубоко верующие православные люди – Дима Дюжев и Виктор Пискунов… Я принял православие после трагедии, когда умер мой близкий друг. Перед смертью он подарил мне крестик, хотя сам был мусульманином…
Салават говорит о перипетиях своего пути к Вере, и все это так искренне, как будто мы знакомы сто лет. Я отмечаю про себя, что не рискнул бы первому встречному так глубоко открывать душу. Это умеют делать лишь дети, которые еще не научились врать.
– Фильм о заблудшей овце – это часть большой картины, которую я задумал давно. Она называется «Воскресение». Это вечная тема Ромео и Джульетты.
В чём их трагедия? – неожиданно спрашивает он, имея в виду главных героев пьесы Шекспира.
Вопрос озадачивает. Я молча смотрю на собеседника.
– Взрослый мир одичал и живёт во грехе. Чистая любовь стала просто невозможной, поэтому они умирают… Когда-то меня поразил фильм Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Всегда хотел спасти их, хотелось, чтобы главные герои продолжали жить…
Взрослый мир, по мнению режиссера, – это мир корысти, сребролюбия и небывалой жестокости. Ему противостоит мир детей. Причём дети – понятие не возрастное. Детский взгляд на мир – это постоянная радость познания истины. Стихийный и всегда творческий порыв в попытке вырваться из оков пошлой обыденности. Я успеваю понять, что сам Салават, несмотря на свои седины, активный житель мира детей.
Тут же вспоминаю одну из версий гибели Пушкина. Её высказал один исследователь. Версия странная, если не сказать – страшная и даже мистическая. Никто, кроме Пушкина, не обладал таким божественным даром! Ему было тесно в этом мире. Кто-то из современников сказал о нём: «Овцы стадятся, а львы ходят по одиночке». Поэт сумел дожить до 37 лет, и этот срок являлся определяющим. Неважно, как он ушел! Если бы его не убили на дуэли, он умер бы от чахотки или от апоплексического удара. Но он должен был умереть именно в этом возрасте! Это некий предел, до которого общество того времени готово было терпеть Поэта. Свет чистого гения ослепляет мучительно. По этой версии в наши дни Пушкин дожил бы от силы до пяти лет. Или вообще не родился бы. Современный мир просто не заслуживает нового Пушкина, он не способен его переварить.
Христос дожил до 33 лет, и тот мир фарисейства едва его выдержал…
Я отвлёкся.
– Кто у вас Ромео и кто Джульетта, которых вы решили спасти? – спрашиваю режиссера, имея в виду сценарий фильма «Воскресение».
Режиссер с какой-то детской радостью рассказывает сюжет будущей картины. Я слушаю и понимаю, насколько сложно мне будет передать эту историю. Во-первых, она преисполнена мистицизма, во-вторых… Впрочем, судите сами.
Глава чикагской мафии отходит от дел и переезжает в Россию, в небольшой Южно-Уральский горный городок (Белорецк). Он даже не переезжает, а прячется здесь от итальянской Коза ностра, которая охотится на него, желая отомстить за какие-то прошлые дела… Натурные съемки в Италии Салават уже выбрал, когда путешествовал в поисках мест, где, по его замыслу, должно проистекать действо фильма. Режиссёр утверждает, что неожиданно находил уголки, тщательно и в подробностях описанные им в сценарии еще до поездок. Например, в Париже он наткнулся на лавочку с рядом растущим деревом и понял, что он здесь уже был: вот излучина Сены, а неподалеку собор Нотр-Дам-де-Пари… Эта картинка в точности совпала с той, которую он нарисовал в своем воображении!
– По Вернадскому, есть некое информационное поле, где хранятся прообразы, – увлеченно рассказывает Салават. – Мы просто черпаем из этого хранилища…
А ещё режиссер Вахитов побывал в Грузии и нашёл горный монастырь, со съемок которого будет начинаться фильм. Монастырь он тоже в точности описал в своём сценарии задолго до посещения.
Но вернемся к сюжету. Итак, Коза ностра охотится за бывшим американским мафиози. Вернее, за его внучкой, ведь её потеря для Роберта (так величают мафиози) будет самым мучительным испытанием. Внучку зовут Катей. У нее завязывается роман с охранником, которого зовут Александром.
Вот они — современные Ромео и Джульетта, которых режиссёр обязательно оставит в живых в конце фильма!
Александр старше Кати на 20 лет, он бывший спецназовец, прошел горячие точки. Именно он предлагает Роберту скрыться в Белорецке, потому что сам отсюда родом.
– В Белорецке Александр живет с мамой на самой окраине, и я уже выбрал натурные съёмки.
Он показывает фото одного из районов Белорецка. Ба! Да это же Мокрая поляна, где люди живут в бараках. Каков, однако, диапазон замысла: Чикаго, Париж, Италия и… Мокрая поляна!
Я смотрю на режиссера и уже не прячу ёрнический блеск в глазах. Он, судя по всему, привык к такой реакции.
– Сверхидея проста: у каждого из нас есть свой ангел-хранитель.
Он поясняет, что в его будущем фильме ангел – это отдельный персонаж. Кстати, играть его будет Кирилл Козаков, сын Михаила Козакова.
Салават называет других персонажей: монах, профессор, мулла, нищий бродяга, рыбак в Венеции…
Он протягивает сюжетную линию, вторгаясь в подробности и характеры, и я перестаю что-либо понимать. Передо мной сидит взрослый человек, закончивший ВГИК и снявший несколько картин. Он цитирует Плутарха и Исаака Сирина, прекрасно владеет камерой и искусством монтажа, но… Я чувствую, как ему одиноко в этом мире. Он, как ребенок, который в поисках магазина игрушек, ошибочно заходит в пивнушку. Он теряется среди пьяных и равнодушных посетителей, с удивлением смотрит на красные лица. Там звучит шансон, и он пытается перекричать хриплый голос из динамиков. Одинокий человек плачет, но никто не обращает на него внимания с высоты своих пивных стоек.
…На дворе двадцать первый век, а он собрался спасать Ромео и Джульетту!
– Катя впадает в кому, её душа посещает кинотеатр, где идет показ фильма о заблудшей овце, – вдохновенно продолжает Салават. – Я уже говорил, что это часть общего замысла.
– Кинотеатр какой? Наш «Металлург»?
– Конечно! Семьдесят процентов всех съемок будут проходить в Белорецке.
– А какие еще известные актеры, кроме Кирилла Козакова, будут задействованы в фильме?
– Ну, например, Мария Шукшина… На днях, кстати, звонил ей. Она будет играть маму Кати…
Я еще не теряю надежду постичь сюжет.
– Как складывается судьба Ромео? То есть Александра с Мокрой поляны?
– Киллер подходит близко к Кате, у него в руке пистолет с глушителем, а Саша бежит к ней изо всех сил! И закрывает девушку от пуль… Он погибает (так все думают), но затем чудесно оживает…
Всё! Мой диктофон нагревается от напряжения. Уже не стесняясь, я говорю в лоб:
– Перед встречей почитал о вас в интернете. Знаете, как вас называют товарищи по цеху? Блаженный!
– Я даже счастлив от таких характеристик, – спокойно парирует он.
И тоже в лоб:
– Что такое искусство? – я молчу, не хочу оскорблять его расхожими штампами. – Средство познания истины. И только для этого оно необходимо.
Салават опять включает Вернадского, говоря, что все образы художник черпает из космоса. Любой автор по этой логике – лишь проводник информации…
– А как же элемент тщеславия? – спрашиваю я. – Без него не обходится никакое творчество.
Пытаюсь пояснить эту мысль: если всё приходит извне, то как быть с тем щемящим и сладостным чувством, которое овладевает каждым автором, сотворившем что-то стоящее? Трудно признавать себя лишь проводником, когда в твою честь звучат литавры.
Начинается дискуссия. И я уже забываю, зачем пришел сюда.
– А чем заканчивается фильм? – спрашиваю режиссера, чтобы вернуться к теме.
– Это будет в Париже, – отвечает Салават.
И поясняет, что спасённые им Ромео и Джульетта счастливо присядут на ту самую лавочку, которую он изыскал возле Нотр-Дам-де-Пари.
Мы говорим о любимых картинах.
– Главный фильм для меня – это «Цвет граната» Параджанова, – рассказывает режиссер. – А ещё люблю «Аталанту» Жана Виго, люблю все фильмы Чарли Чаплина и всего Тарковского… Одним словом, я люблю авторские картины.
Делюсь с режиссёром своими открытиями. Я люблю Шукшина. Рассказываю, как мне видится главная идея «Калины красной». Главный герой Егор Прокудин, вор-рецидивист, который ищет праздник в жизни. Это образ потерянной в историческом пространстве Руси. Егор с бритой тюремной головой мучительно стесняется прийти к своей матери. Русь тоже чуждается своих истоков, в основе которых всегда была Вера. Русь забыла свою самобытность, свои традиции, свой уникальный жизненный уклад, вместо которого фольклорный суррогат с фальшивыми сарафанами. Егор пытается изжить из себя блатной фарс, который прикипел к нему, как налет от чефира к стенкам алюминиевой кружки. Русь тоже давно и напрочь погрязла в блатном угаре.
Я как-то спросил одного паренька: «Ты знаешь, кто у нас в городе смотрящий?» – «Конечно!» – гордо ответил он.
«А кто такой Аркадий Гайдар, памятник которому стоит на территории твоей школы?» – паренёк пожал плечами…
Салават слушает с интересом. И я чувствую, что мне очень легко с ним.
Итак, он переехал в Белорецк, чтобы снимать фильм, параллельно открыл киношколу. Оба начинания никак не мешают друг другу. Тем более что Ромео с Джульеттой могут подождать своего воскресения. Интересуюсь у Салавата: почему для открытия киношколы он выбрал Белорецк? Он отвечает, что наш город уже имеет кинематографический опыт: здесь в свое время проходили съемки нескольких известных картин.
Спрашиваю о белорецком характере.
– Белоречане – интроверты, – отвечает он.
– В смысле своей угрюмости?
– Скорее, это не угрюмость, а практичность. А ещё у вас много красивых женщин. Удивительно много!
Киношколу Салавату Вахитову помог открыть глава района Андрей Иванюта.
– Представляете, дети совершенно не знали Тарковского! – с изумлением делится Салават Вахитов, говоря о своих воспитанниках. – Они не знали Дзеффирелли, им совершенно незнакомы многие имена мирового кинематографа… Впрочем, это даже хорошо, – философски резюмирует режиссер. – Они совершают открытия, и я вижу, как это их преображает.
Киношкола работает первый год, а его воспитанники уже пишут сценарии и снимают фильмы. На теоретической части занятий дети смотрят хорошее кино, спорят, обсуждают…
Недавно посмотрел коротенький фильм, снятый студийцами. Он длится лишь минуту. Знаете, я был слегка потрясен. Нет, не съёмками и не мастерством монтажа, а самой идеей.
Вот линия сюжета: девочка играет на глухом пианино, которое уже давно не выдает звуки. Она слышит музыку в душе. И неважно, на какие клавиши она нажимает. Ее спрашивают: зачем ты это делаешь, ведь мелодию не слышно? Она отвечает: зато нет ошибок… Каково?
Сценарий написал воспитанник киношколы Саша Щеглов. Фильм снимали всей студией, радостно и быстро. Вообще, в мире детей, по теории Салавата Вахитова, всегда царит радость. Главное, не растратить ее с годами. На мой взгляд, у режиссёра это получилось: пусть он ПОКА (ключевое слово) не снял мировой киношедевр, но зато остается жителем мира детей, где солнечные фантазии не омрачаются грустной реальностью, а надежды не рушатся под спудом наносных проблем.
– Почему появился Диснейленд? – спрашивает он.
Я уже привык к его неожиданным вопросам и просто жду дальнейшей развязки. Вахитов вдохновенно рассказывает, что американцы после съёмок каждого фильма сохраняли декорации для парка развлечений.
– Давайте создадим в Белорецке свой Диснейленд! – предлагает он и смотрит на меня, как смотрят дети, приглашая друг друга наряжать новогоднюю ёлку.
Я из мира взрослых, поэтому грустно молчу.
– Только мы придумаем другое название нашему белорецкому Диснейленду! – продолжает он, не обращая внимания на мой молчаливый скепсис.
Я очень хочу съязвить, дескать, давайте откроем Диснейленд на… Мокрой поляне, где бараки с удобствами на улице. Но не решаюсь обидеть художника. Ему и так несладко в мире взрослых.
Источник:
Вахитов, С. Человек, который мечтает воскресить Ромео и Джульетту : [беседа с режиссером, руководителем киношколы «Акбузат» С. Вахитовым / записал И. Калугин] / С. Вахитов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2021. – 2 апреля. – С. 8.