Бывших педагогов не бывает (о династии учителей Тирлянской средней школы И. С. Листухиной (Кондручиной) и Л. П. Яковчиковой)
«…Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель» – этими словами Льва Толстого обычно характеризуют тех, кто связал свою жизнь с могучим по своей сути словом «педагогика». И сегодня мне хочется рассказать о представителях этой прекрасной и благородной профессии, выучивших не одно поколение.
Моя бабушка Инна Степановна Кондручина (после замужества Листухина), уроженка Белебеевского уезда, приехала в Тирлянскую среднюю школу по распределению учителем биологии и химии. Да так там и осталась, встретив свою судьбу. Когда была маленькой, бабушка уже была на пенсии, но я всегда её представляла молодой: невысокого роста, худенькая, с гладко зачесанными и собранными в пучок волосами, в строгом сером костюме и белой блузке. Она рассказывала много интересного о своей работе и жизни. Любила бабушка преподавать химию, особенно «органику», и говорила: «Как начнешь писать, порой всю доску формулами испишешь…». А еще запомнился стишок, который придумали её ученики: «Сапоги мои того, пропускают Н20». А однажды знание анатомии спасло бабушку от операции по удалению аппендицита, она смогла доказать врачам, что у неё другое заболевание.
Учась в школе, я долго жила у бабушки, и она стала моим домашним преподавателем химии. Всегда добрая и заботливая, два раза в неделю она становилась строгим педагогом, и мне приходилось забывать о телепередачах или чтении любимых книг. Помню, готовилась к контрольной по химии и очень ждала помощи от бабушки, но та приболела… Нужно было рассчитывать на себя, а бабушка (то ли заметила тревогу в моих глазах, то ли педагогическая интуиция подсказала ей) нашла в себе силы и помогла мне подготовиться. Контрольную я, конечно, написала хорошо. И таких случаев было множество, но помню все мгновения, проведенные с ней, хотя её давно уже нет с нами. И до сих пор я удивляюсь её педагогическому такту и терпению.
У моей мамы Ларисы Петровны Яковчиковой судьба сложилась так же, как и у бабушки. Окончив Магнитогорский педагогический институт и пройдя практику в Катав-Ивановске, она приехала в родной поселок учителем литературы и русского языка.
Десять лет мы были с ней вместе в одной школе: она учила, а я училась. И у меня было какое-то двойственное чувство: с одной стороны, хорошо, когда рядом близкий человек, с другой – очень ответственно. И все же по каждому пустяку я бегала в её кабинет литературы № 9, ставший мне просто родным. А когда мама преподавала в нашем классе, заменяя основного учителя, у меня было чувство, что не она, а я выступаю перед всем классом.
Кстати, о литературе. Мама просто жила этим предметом, а уроки были похожи на мини-спектакли. Подруга до сих пор вспоминает: «…и вдруг появилась Снежная Королева… Помнишь, как Лариса Петровна в 4-м классе про сказку Андерсена рассказывала?». Если честно, то не помню. Кроме уроков мама вела кружковую работу, которую продолжила будучи на пенсии. И всегда школьники с удовольствием исполняли предложенные роли. Отлично выступали ребята и на смотрах художественной самодеятельности, к которым готовились с мамой. Жизнь без учеников она представить не могла, ведь люди того поколения молоды душой и ныне.
Сейчас я понимаю, насколько верно выражение «бывших педагогов не бывает». Моя мама давно не преподает, но ведет активную просветительскую деятельность. Маме и её подругам (тоже в прошлом педагогам) скучать некогда. Зимой и летом они ходят в лес, интересно отмечают любимые праздники, а главное всегда приходят на выручку друг другу.
И хочется пожелать маме с подругами и всем-всем педагогам здоровья и долгих лет жизни. Такие люди, излучающие свет и тепло, нам всем просто необходимы. И пусть не рвется связующая нить поколений.
Источник:
Яковчикова, С. Бывших педагогов не бывает : [о династии учителей Тирлянской средней школы И. С. Листухиной (Кондручиной) и Л. П. Яковчиковой] / С. Яковчикова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2014. – 26 ноября.