Ее жизненные университеты (создатель и первый директор Белорецкой музыкальной школы Л. А. Бакиева)
Ранним августовским утром 1951 года моя сестра возвращалась из Уфы. С собой она привезла симпатичную девушку. Её неожиданное появление в нашем доме сестра объяснила просто: приехав в наш город впервые, куда пойти – не знает, поэтому пока остановится у нас. Звали девушку Ляля Утякаева, при ней, согласно пословице «Все мое ношу с собой», были чемодан и свернутая тюком постель. Самое главное ее достояние – диплом об окончании дирижерско-хорового отделения Уфимского музыкального училища и направление на работу. В этом документе было сказано, что Ляля Ахметовна Утякаева направляется для открытия первой в Белорецке музыкальной школы.
– Вот вам и первая ученица! – воскликнула моя мама, указывая на меня.
– Нет! – строго возразила Ляля, – мы имеем право принимать детей только от 8 до 10 лет.
А мне уже в то время было тринадцать. Забегая вперед, скажу, что очень скоро юный директор школы поняла, что жизнь нельзя уместить в прокрустово ложе инструкций. Желающих и имеющих возможность – все-таки обучение было платным! – было тогда в городе не так уж и много. И поэтому моя музыкальная судьба, сделав два «зигзага» в виде частной учительницы и музыкального кружка, все же привела меня в школу.
Моя семья стремилась всячески помочь молодому специалисту. Дядя, С. М. Рождественский, содействовал ей в получении места в женском общежитии, бывшем, по тогдашним меркам, «элитным».
И вот по улицам Белорецка зашагали дети с нотными папками в руках. Учеба потихоньку налаживалась, но школу лихорадило от текучки кадров. В то время их явно не хватало, так как музыкальные школы начали множиться как грибы после дождя. Но приезжие мало стремились пускать житейские корни в Белорецке. К счастью, Ляля Ахметовна вышла замуж за инженера металлургического завода Шамиля Ахмадеевича Бакиева и вскоре уже воспитывала двух сыновей.
Её твердым убеждением было мнение о том, что пока школа не обзаведется постоянными преподавателями, работать будет трудно. Я, поступив в школу, стала мечтать о профессии учителя музыки. Путь к осуществлению этого желания был труден и долог, но все эти годы мне помогали преподаватели Майсара Сальмановна Даутова и, конечно же, Ляля Ахметовна Бакиева.
Я вернулась преподавателем в родную школу в 1965 году после окончания Уфимского института искусств. Ляля Ахметовна в это время вела занятия по музыкальной грамоте, сольфеджио и фортепиано в младших классах. Она всегда трепетно относилась к самым юным учащимся. Прекрасное это было время: середина шестидесятых – начало семидесятых годов! Наш педагогический коллектив, в котором было около трех десятков человек, жил одной творческой семьей. Мы и отдыхали часто все вместе. Все это запечатлено на фотографиях тех лет. Муж Ляли Ахметовны, заводила и шутник, никогда не отставал от нас, преподавателей, и везде был душой компании.
Быстро летели дни, складываясь в года. И вот настал тот из них, когда Ляля Ахметовна вышла на пенсию. Вскоре скончался и ее муж — Шамиль Ахмадеевич. Дети к этому времени выросли. И Ляля Ахметовна уехала в Казань, к родственникам. Но её, по собственному признанию, всегда тянет в Белорецк – к сыновьям, друзьям, наконец, в созданную ею школу. Недавно она отметила свое семидесятилетие.
В свой недавний приезд в Белорецк я встретилась с Лялей Ахметовной, и она рассказала мне подробно о том, как она состоялась как музыкант, педагог, директор.
Для меня было открытием узнать многие факты из её жизни. Вот что она рассказала:
– Родилась я в Чекмагушевском районе, в деревне Новокутово. С ранних лет воспитывалась у дедушки с бабушкой. С детства ощущала стремление к лицедейству: сама придумывала сценки и разыгрывала их в местном доме культуры. Но больше всего односельчанам нравилось, как я пою. Училась я очень прилежно, правда, трудновато было с русским языком – ведь я в основном общалась на родном татарском.
По совету педагогов осенью 1946 года поступила на вокальное отделение Уфимского музыкального училища. Мой преподаватель Римма Лазаревна Фишер кроме профессиональных навыков старалась привить нам и любовь к музыке. Отсюда наши постоянные вылазки в оперный театр.
На каникулы домой, за 120 километров, приходилось чаще всего добираться пешком. Однажды во время такого перехода я простудилась и, потеряв голос, вынуждена была перевестись на дирижерско-хоровое отделение. При выпуске мне предложили на выбор три города — Кумертау, Ишимбай, Белорецк. Тогда один из ответственных работников отдела искусств при Совмине республики и посоветовал мне выбрать Белорецк.
Отсутствие кого-либо из знакомых в далеком городе пугало. Но мой дядя сказал, что в Белорецке есть выпускница музучилища Майсара Сальмановна Даутова, вот на неё и надо опираться.
Для школы купили два пианино, поставили их в Доме пионеров (где сейчас экскурсионное бюро), нашли на полставки счетовода. На следующий год приехал баянист Николай Артемьевич Казачков. И дело закрутилось. Чуть позже открыли скрипичный класс — его вел А. В. Шахов. А в 1958 году на основе самоокупаемости появилась вечерняя школа.
Работала я и во Дворце культуры сталепроволочников в вокальном кружке. Из него вышли прекрасные голоса – Лена Мухаметшина, например, окончила затем Уральскую консерваторию. А потом было замужество, рождение сыновей. Школа переезжала с места на место, росла, вместе с этим множились и хозяйственные заботы. Во многом помогал муж, но он всегда говорил, что ему нужна жена, а не директор.
Вскоре в город приехал молодой энергичный баянист А. Г. Ишмаев. Сразу создал и оркестр баянистов. Возникла идея передать директорство ему. Так после 11 лет я передала руководство новому человеку, – так закончила свой рассказ Ляля Ахметовна Бакиева, создатель и первый директор Белорецкой музыкальной школы.
Это учебное заведение в 2001 году отметит свой полувековой юбилей. И непременно среди почетных гостей праздника будет этот энергичный, многими любимый человек.
Н. АФИНОГЕНОВА,
выпускница первого выпуска, бывший преподаватель Белорецкой детской музыкальной школы, заслуженный работник культуры БАССР.
Источник:
Бакиева, Л. А. Ее жизненные университеты : [беседа с создателем и первым директором Белорецкой музыкальной школы Л. А. Бакиевой / записала Н. Афиногенова] / Л. А. Бакиева. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2000. – 11 апреля. – С. 4.