Хазанкин Роман Григорьевич (Заказ на внимание и любовь. Как возродить почти забытую традицию наставничества; Подарок к юбилею; Уроки жизни Хаканкина)

Заказ на внимание и любовь. Как возродить почти забытую традицию наставничества

Несколько десятилетий Советского Союза, как и любой отрезок любого государства, нельзя характеризовать однозначно.

Было такое, что не хочется вспоминать, случалось и то, с чем жаль прощаться. В частности, хоть и вернули в доминанту забот этого года полезные навыки из прошлого, все равно тогдашнего формата наставничества в разных проявлениях уже не будет. Может, и возродится кое-что, но по-другому, согласно новому времени, иным его требованиям.

Пока же можно рассказать о неких положительных сторонах многопланового явления советской жизни, когда, не считая издержек бюрократической обязательности и формальных галочек, прорывались добрые, разумные и долгосрочные проекты, влиявшие на человеческие судьбы. Был, к примеру, такой бригадный «подряд», когда взрослый коллектив воспитывал «сына полка», отбившегося от рук хулигана, состоявшего на учете в милиции, раннего алкоголика, курильщика, воришку и т. д. Учили его специальности, проводили вместе с ним свободные часы, воздействовали на него по-мужски, по-отцовски не только добротой, но и требовательностью, дисциплиной, трудолюбием. Довелось мне пару лет назад прочитать в какой-то газете почти анекдотичную историю одного бизнесмена, который рос без отца старшим сыном у многодетной матери, хулиганил, баловался наркотой, бросил школу и попал в заводскую бригаду металлургов в качестве трудновоспитуемого подростка. Мало того что мужики его вернули к нормальному существованию. Он оказался способным парнем, открыл свое дело и во времена лихие спас своих воспитателей, которые, несмотря на профессионализм, в силу возраста оказались уволенными, и он их взял в свою фирму на работу.

Широко распространилось наставничество индивидуальное, когда делавшего первые шаги после учебы новичка прикрепляли к опытному работнику, и он вводил в курс, помогал освоиться и шефствовал больше года, чтобы тот утвердился и профессионально, и среди коллег.

Особой строкой выделяю наставничество в учительской братии. Тут множество замечательных примеров, что двигали вперед систему образования. До сего дня в памяти такие фамилии, как Шаталов, Амонашвили, Лысенкова – целый список педагогов-новаторов, которые были известны всей стране собственными особыми методами преподавания и воспитания школьников. Их нарасхват приглашали в разные уголки страны, слушали их лекции с интересом, пытались применить такую методику у себя – в школе, в техникуме, в училище. Любопытно, что министерские структуры, а также роно и гороно, стараясь непременно эти новшества распространить, тем не менее не внедряли их в обязательно-приказном порядке, а рекомендовали обратить внимание на то, что больше понравилось, больше подходит и представляется наиболее творческим для учеников.

Такой талантливый учитель, пользующийся популярностью в городах и весях России, ее соседних республиках, был и в Башкортостане – преподаватель математики из Белорецка Роман Хазанкин. В 2000 году брала у него интервью, на тот период он объездил по просьбе руководителей образования на местах более 40 городов. Наблюдала его и на уроках в компьютерной школе, и во время бесед с приезжавшими за опытом педагогами (однажды встретила там своего земляка из Нижнего Новгорода – учителя математики Дмитрия Юрьевича Кузнецова. Он в Белорецкой летней школе пришелся ко двору, мальчишки окрестили его с особым уважением ДЮК) и каждый раз удивлялась их общей заряженности на увлечение той задачей, теоремой или правилом, о которых шла речь. Его бывшая ученица с улыбкой вспоминала, что Роман Григорьевич мог войти в класс, забыв поздороваться, потому что накануне расстался с учениками, когда они вместе тщетно бились над решением задачи, и ему не терпелось узнать, у кого что получилось за ночь…

Роман Хазанкин, как и многие его ровесники, сначала окончил техникум, чтобы зарплатой помочь родителям. По специальности металлург, он получил распределение мастером в ПТУ. С первых же шагов сложились отличные отношения с ребятами. Чуткость и справедливость были ему свойственны как черты характера. В общем, педагогика и наставничество стали линией его жизни, а математика определилась как самый интересный предмет для преподавания. Магнитогорский пединститут подарил ему возможность пройти курс у известного математика Орехова и посещать семинары знаменитого Колмогорова, автора лучшего на все времена школьного учебника. Когда однажды Роману Григорьевичу довелось побывать с делегацией российского министерства образования в Париже, тамошний ученый светило, услышав, что он занимался у самого Колмогорова, встал и поклонился с великим почтением.

Роман Хазанкин никогда не давил на своих выпускников, призывая пойти по его стопам и выбрать математику или информатику в соответствующем вузе. Он понимал, что у кого-то преобладает интерес к истории, у кого-то – к рисованию или музыке, всячески способствовал раскрытию этих склонностей, считая, что математика – тот стимул, который помогает четко мыслить, разумно решать жизненные проблемы, быть рациональным и в то же время умеющим мечтать, отгадывать загадки Вселенной, открывать тайны бытия… И все-таки большинство его учеников не приняли ничего иного, как полюбившийся в школе предмет, притягивавший занимательностью и бесконечной глубиной погружения в еще нераскрытые сложности. Многие из них стали большими учеными – академиками, докторами наук или успешными учителями, создателями в ряде городов авторских математических школ.

Хазанкин Роман Григорьевич (Заказ на внимание и любовь. Как возродить почти забытую традицию наставничества; Подарок к юбилею; Уроки жизни Хаканкина)
Роман Григорьевич Хазанкин

Такие школы, но разных направлений, славились и в Уфе, наделяя учеников не только полезными знаниями и навыками, но прививая в стенах alma-mater патриотизм, порядочность, вкус к искусству, бережное отношение к природе. Здесь нельзя не подчеркнуть главенствующую роль чиновников от образования. Впрочем, тогда этот термин употреблялся редко, да и не очень походили они на сегодняшних менеджеров – были доступны для населения, в кабинетах своих отмечались в основном по приемным дням, чаще посещали школы, а потому знали их плюсы и минусы достаточно подробно. Такую осведомленность посчитали для себя обязательной, имея в задумке распространение лучших учительских наработок для других учебных заведений в виде семинаров, открытых уроков, круглых столов. Заведующий уфимским гороно Семен Шерстобитов, его заместители в разные годы Софья Марусина, Зайтуна Янбарисова – это личности, в педагогике компетентные, преданные своему назначению, чуткие и внимательные к каждому педагогу, кому требовались помощь и участие. Ни один руководитель не назначался тогда только по подходящим анкетным данным: необходимым считался опыт от учительского стола к директорской должности, при этом учитывались такие «мелочи», как любовь к детям и их взаимный отклик.

Со мной как-то делилась литератор из школы № 15 Раиса Сайфуллина своими мыслями о Марусиной в бытность ее директором школы-интерната – какая была требовательная и доброжелательная одновременно, как заступалась за нее, тогда начинающую учительницу, если на педсовете озвучивалось слишком много замечаний: «Представьте себя после окончания вуза, так ли было легко и правильно. Давайте потерпим кое-какие неудачи и поможем, подскажем». О Зайтуне Сайбановне стоит вспомнить особо: она «ходила в замах» у нескольких заведующих, причем сама отказывалась стать первым лицом в гороно, была не тщеславна, зато свой круг обязанностей раздвигала и вширь, и вглубь. Осталось в памяти, как пригласила впервые в школу № 35: «Это будет школьная дискотека под музыку Шаинского. Зрителями станут руководители городских и близлежащих сельских школ». От слова «дискотека» в ту пору в страхе подвергнуться «чуждому влиянию» шарахались и «не пущали». И вдруг – для всех школ… В самом деле эта веселая, с прекрасным аккомпанементом ученическая танцевально-певческая отдыхательная массовка была с таким вкусом организована учителем пения Зинаидой Панчешниковой и замдиректора Любовью Павловой, так зажигала праздничным настроением, что нечто похожее утвердилось и в других школах.

Кстати, в учительской среде кроме на высоком уровне проводившихся методобъединений прижилось индивидуальное наставничество, когда педагоги со стажем опекали начинающих. Знаю, что географ Валентина Колчина на первых порах курировала своего коллегу по школе № 93 Вадима Марушина, который вскоре так необычно, с выдумкой начал строить свои уроки, что сам уже мог наставлять и наставлял студентов, молодых преподавателей. А выпускников, влюбившихся в его предмет, через турпоходы высокой сложности подводил к выбору профессии геолога или географа.

Не раз наблюдала: когда какое-то общественно значимое явление начинает набирать обороты, теряя эффект былой новизны, обрастая как достижениями, так и издержками, оно попадает на острый язычок пересмешника, с газетных страниц просачивается на сцену и в кино. Однажды я как начинающий литератор получила даже социальный заказ на отражение темы наставничества в рассказе. Причем речь должна была идти о молодом парне, вышедшем из тюрьмы. Я написала, и в молодежной газете можно было прочитать, как его школили в цехе автозавода комсомольцы-наставники. Кстати, секретарь горкома в моем родном городе Горьком, что эту просьбу высказал, был не кто иной, как весьма известный в будущем государственный деятель и главный редактор еженедельника «Московские новости» Лен Карпинский. Справедливости ради скажу, что на публикацию он не откликнулся, хотя областную молодежку всегда читал и реагировал – видно, я тему «вымучила». Он, между прочим, когда по телефону эту тему мне развивал, посоветовал: «Ты там любовь закрути…» Не помню 63 года спустя, закрутила ли я, но есть кинокомедия про наставничество, где любовь декларируется начиная с названия – «Влюблен по собственному желанию» с Олегом Янковским и Евгенией Глушенко. Не уверена, появится ли что-то подобное в нынешнем кинематографе после привлечения на государственном уровне внимания к педагогу и наставнику, но хочется надеяться на конкретные результаты.

Источник:
Докучаева, А. Заказ на внимание и любовь. Как возродить почти забытую традицию наставничества : [педагог, отличник просвещения РСФСР (1985), заслуженный учитель РСФСР (1987), лауреат Гос. премии СССР (1990) и премии им. Н. К. Крупской (1985), Почетный гражданин города Белорецка (1997), лауреат Премии Правительства России в области образования (2006) Р. Г. Хазанкин] / А. Докучаева. – Текст : непосредственный // Республика Башкортостан. – 2023. – 28 апреля. – С. 5.

Подарок к юбилею

Хазанкин Роман Григорьевич (Заказ на внимание и любовь. Как возродить почти забытую традицию наставничества; Подарок к юбилею; Уроки жизни Хаканкина)
Роман Григорьевич Хазанкин

3 апреля 1997 года Роману Григорьевичу Хазанкину исполняется 50 лет. В канун его юбилея, с 18 по 23 марта, в нашем городе проходила зональная Российская математическая олимпиада школьников. Местом ее проведения Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации была определена Белорецкая компьютерная школа (БКШ) – составная часть Уральского регионального экспериментального учебно-научного комплекса (УРЭК). На этот форум собрались более ста учащихся 8-11 классов, представляющих 16 территорий центральной зоны России и г. Нижний Новгород.

Непростым оказался для многих делегаций путь в Белорецк. Финансовые трудности повлекли за собой и ряд других проблем – например, транспортных. У некоторых на дорогу ушло двое- трое суток. Однако странное дело: нынешняя, двадцать третья по счету, зональная олимпиада оказалась не только самой представительной по количеству участников, но и самой сильной по составу жюри. Всех их, помимо жажды познаний, чисто спортивного интереса, присущего подобному виду соревнований, влекло еще одно желание — познакомиться с совершенно необычной структурой УРЭК, с одним из ее создателей, а также организатором БКШ, знаменитым учителем Р. Г. Хазанкиным. Ведь он шел к этому событию 30 лет.

Более 20 лет назад в Белорецке впервые появился математический класс. Тогда еще не было модным, как сейчас, просто добавлять различные приставки к слову класс – типа: бизнес-, гимназический, экономический и пр. Идея создания подобного класса в провинции для многих казалась утопической. Боже мой, как они просчитались! Сколько призов на различных республиканских, российских, всесоюзных и международных математических соревнованиях завоевали его ученики! А ведь их всего-то около шести сотен. И математикой увлекались далеко не все. Но повезло им в другом: они участвовали в сотворении нового мира.

Стронуть воз с места да еще с кучей проблем – задача непомерно сложная, а в одиночку тащить его дальше – почти невозможная. Уникальность феномена Романа Григорьевича заключается в его обаянии. Все его начинания поддерживались городскими властями, руководителями крупных промышленных предприятий, прежде всего металлургического комбината, и коллегами «по несчастью». Хазанкин – неудобный, неспокойный человек. Но он будоражит всех. Это, говоря языком математики, — необходимое и достаточное условие прогресса. При чем тут эмоции?

Сегодня повсюду приходится слышать об отставании нашей страны буквально по всем позициям от передовых развитых стран. Истоки этих бед лежат в прошлом. 20 лет назад учитель математики Р. Г. Хазанкин начал и до сих лор продолжает выдавать конкурентоспособную продукцию. Просто он давно работает на совесть. Просто вовремя, когда все в стране начало рушиться, появился его брат с недюжинными организаторскими способностями, Вениамин Григорьевич, четко и понятно объяснивший, что время одиночек заканчивается, что спасти дело, которому отданы лучшие годы жизни, можно только одним – созданием организации. Так появился УРЭК, так появилась БКШ, так появились люди, впрягшиеся в останавливающуюся повозку сознательно, а не оказавшиеся рядом волей случая.

И теперь уже заговорили не только о Романе Григорьевиче. Появившаяся новая структура заставила уважать себя не только органы образования, но и престижные международные фонды. БКШ по праву стала одной из лучших российских школ. И заслуга в этом Р. Г. Хазанкина – чуть-чуть уставшего физически, но по-прежнему молодого духом, знающего все ухабы на трудной дороге образования, – неоспорима.

С первых его уроков было понятно, что Роман Григорьевич очень любит своих учеников. Позже многие умные головы назовут это новым педагогическим подходом.

Роман Григорьевич очень любит свой предмет и уважает людей, добившихся в нем значительных успехов. Он умеет учить и способен учиться. Роман Григорьевич оказался счастливым человеком. Со многими, кого он знал заочно, кого заочно знали и любили ученики по его рассказам, ему удалось не только встретиться и пообщаться, – довелось совместно с ними и поработать на различных олимпиадах, конференциях, турнирах. Как правило, это были взаимные уроки мастерства, терпимости, человечности, доброты. Не случайно председателем жюри XXIII зональной олимпиады был назначен Р. Г. Хазанкин как гарант профессионализма и порядочности.

Ученики любят своего учителя. В этом году он в третий раз получил титул «Соросовский учитель», который вручается по результатам опроса студентов младших курсов ведущих вузов России. Но, пожалуй, лучшим доказательством любви к своему учителю служат результаты выступлений учеников на различных интеллектуальных соревнованиях – надо сказать, не только в области математики, чему Роман Григорьевич, как ни странно, рад еще больше.

Что касается XXIII зональной олимпиады, делегация от БКШ была самой представительной – из 17 человек. Пятеро из них защищали честь Республики Башкортостан. Остальные – честь своей школы, своих учителей. Вот их подарок.

Рассмотрев итоги выполнения олимпиадных работ, жюри решило наградить дипломами победителей олимпиады: Дипломом II степени – Дениса Захарова (11 класс); Дипломом III степени – Наилю Галимьянову (9 класс), Ярослава Губина (10 класс), Антона Овечкина (10 класс), Тимура Азаматова (11 класс); наградить похвальными отзывами за успешное выступление на олимпиаде Дениса Фартунина (8 класс), Ксению Барышеву (10 класс), Юлию Левшину (10 класс). В состав команды Центральной зоны для участия в финале российской олимпиады школьников по математике в г. Калуге решено включить: Я. Губина, А. Овечкина, Т. Азаматова, Д. Захарова.

Поддержка органов образования Российской Федерации и Республики Башкортостан чувствовалась не только на этапе подготовки – теплые, добрые слова, обращенные к участникам и организаторам, во время торжественного открытия олимпиады, придали истинную значимость происходящему. И фраза о том, что будущая жизнь России определяется провинцией, в момент награждения призами школьников, в том числе учрежденными городской администрацией и профкомом металлургического комбината, вдруг наполнилась зрительным содержанием. Хочется верить, что примером для ребят будет жизненный путь учителя математики из Белорецка Романа Григорьевича Хазанкина.

Сразу после окончания зональной олимпиады в БКШ открылась IV зимняя математическая школа УРЭК. В ней принимают участие около 50 школьников из различных регионов Республики Башкортостан, проявивших себя в изучении точных наук.

С днем работы тебя, юбиляр!

Источник:
Зайцев, А. Подарок к юбилею : [о педагоге, отличнике просвещения РСФСР, заслуженном учителе РСФСР Р. Г. Хазанкине, а также XXIII зональной Российской математической олимпиаде школьников] / А. Зайцев. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 1997. – 3 апреля.

Уроки жизни Хазанкина (друзья о Р. Г. Хазанкине – педагоге, отличнике просвещения РСФСР (1985), заслуженном учителе РСФСР (1987), лауреате Гос. премии СССР (1990) и премии им. Н. К. Крупской (1985), Почетном гражданине города Белорецка (1997), лауреате Премии Правительства России в области образования (2006))

Роман Григорьевич Хазанкин – имя известное в городе и давно ставшее его гордостью. Необыкновенный человек, учитель, автор методической системы «вертикальная педагогика», о которой сегодня можно прочитать как в энциклопедиях, так и в учебниках для вузов. Создатель новой школы для работы с одаренными детьми. Математик, который умеет учить видеть красоту геометрических форм и логических умозаключений.

Можно продолжать этот ряд до бесконечности и не исчерпать хороших слов в его адрес. Под ними с чистой душой подпишутся сотни человек: учеников и их родителей, коллег-учителей и просто людей, с которыми сводила его хотя бы ненадолго судьба.

Хорошие слова принято говорить в дни юбилеев, и они прозвучали вчера, в день 65-летия Романа Григорьевича. А вот понять истоки его достижений, путь становления как человека и педагога можно из воспоминаний людей, которые были с ним рядом на протяжении долгих лет и впервые решили откровенно рассказать о нем. Поделиться уроками жизни тех лет, которые они прожили и пережили вместе, ведь они до сих пор ощущают себя командой – командой молодости… И будучи людьми почтенного возраста, Роман Григорьевич Хазанкин, Борис Иванович Губанов, Владимир Николаевич Кархалев, Равиль Габдуллович Загитов, Вячеслав Васильевич Лопухов с молодым задором поют любимую свою песню о мальчишках, которые вместе растут, мужают, достигая больших высот в этой непростой жизни.

Они остаются мальчишками, преданными дружбе.

Хазанкин Роман Григорьевич (Заказ на внимание и любовь. Как возродить почти забытую традицию наставничества; Подарок к юбилею; Уроки жизни Хаканкина)
Роман Григорьевич Хазанкин

Познакомились друзья в разные годы, но каждый говорит о том, что Роман стал для них учителем в той или иной области.

Борис Губанов:

– В годы нашей юности, когда мы начали учиться в Белорецком металлургическом техникуме, Роман. Григорьевич (тогда еще просто Роман) как-то незаметно организовал вокруг себя и сдружил несколько ребят, которые остались НАСТОЯЩИМИ ДРУЗЬЯМИ до сих пор. Я тоже, наверное волей случая, оказался среди них, о чем ни разу не пожалел за всю свою жизнь.

А учился я у Романа многому.

Сначала он научил меня играть в шахматы. Надо сказать, что в семье Хазанкиных все на высоком уровне играли в эту игру. Моисей, старший его брат, бессменный чемпион города. А к древней игре сыновей приобщил Григорий Наумович, глава семейства.

Роман хорошо чертил и рисовал. Любил этим заниматься, нередко привлекая и меня к оформлению стенгазет или к разработке и нанесению на спортивные майки эмблем. Но особенно я был в восторге от встречи с его дядей, профессиональным художником Сергеем Васильевичем Шишковым. Он много нам рассказывал о художниках и о картинах. Этот урок заставляет меня и теперь не проходить мимо какого-либо нового художественного салона или галереи, где бы я ни был: в Москве или Фершампенуазе, в котором находится прекрасный частный музей камня.

Роман — отличный пловец. Научила своих сыновей прекрасно плавать их мама, Любовь Давыдовна. Став студентом института в Магнитогорске, он увидел объявление о наборе групп в бассейн Дворца пионеров и тут же побежал записываться. Однако его, чемпиона города Белорецка по плаванию стилем брасс, не взяли, так как набирали группы детей только школьного и дошкольного возраста. И все-таки он попал в бассейн, предложив себя в качестве тренера. Тренер он был отличный, многие из его воспитанников добились высоких результатов. Я тоже не преминул воспользоваться услугами такого замечательного тренера и довольно часто бегал в бассейн.

В студенческие годы мы с Романом снимали одну на двоих квартиру, и я видел, как он очень серьезно готовился к каждому экзамену. И пока не добьется того, чтобы рассказывать без сучка и задоринки, на экзамен он не пойдет. Несколько позже и я осознал, что к любому выступлению, даже к тосту на именинах, надо готовиться серьезно, чтобы получилось оригинально и весело.

Владимир Кархалев:

– Я хорошо знал об отменных организаторских способностях Романа, но даже не подозревал — какой талант педагога заложили в нашего друга его родители: Любовь Давыдовна и Григорий Наумович Хазанкины. Часто бывая тогда в их маленькой квартире на первом этаже по улице Карла Маркса, а именно здесь мы чаще всего собирались вместе, я многому научился у этих замечательных людей, тому, что очень пригодилось в моей дальнейшей жизни в обществе, например, танцевать, и вообще — любить искусство.

Я и Слава Лопухов стали первыми учениками Романа по математике — первой вехой на его дальнейшем длительном и многотрудном педагогическом пути. Тогда в 1969 году он был студентом третьего курса МГПИ, а мы — демобилизованными из рядов Советской Армии воинами, питавшими призрачную надежду на поступление в Белорецкий филиал МГМИ. Талант Романа незауряден и, даже я, три года до того зубривший только армейские уставы, номера воинских частей, военного билета, противогаза да карабина СКС, понял с его помощью, что математика — это Величие.

Спасибо тебе, мой друг, за то, что помог мне понять святую истину: математика — царица всех наук! Я теперь кандидат технических наук, старший научный сотрудник; бывший (до перестройки) начальник научно-исследовательской лаборатории «ДальНИИСа» и бывший руководитель аспирантами. В своей диссертации я использовал ряды Фурье. Что ж такое эти ряды Фурье? Оказывается это — Гармонические функции, каждый член которых называется Гармоникой! А если гармоники изобразить графически (исключая нулевую) и развернуть по прямой линии, то вы увидите — как они напоминают формы колебания струны с различными частотами (высотами звучания). Вы заметили, как в тяжелых фундаментальных основах математики удивительным образом зазвучала музыка?!

Вячеслав Лопухов:

– Встреча с Романом для меня не была случайной. Нас объединил металлургический техникум. Учились мы в группах учащихся-юношей, которые готовились стать командирами среднего звена металлургического производства. Роман всегда был лидером. Он умел объединять нас, настраивать на хорошие дела. Был ли это спорт, отдых — во всём была его инициатива и ёмкий вклад в любое дело. Многие из нас жили в частных домах. На наших плечах лежала обязанность по заготовке дров на зиму, покосы — заготовка кормов, уход за картошкой и, конечно, её копка тоже были нашим делом. Так мы, переходя от одного дома к другому, помогали друг другу справляться со всем этим. И Роман — застрельщик всех этих дел. Кроме того, он был председателем Добровольного спортивного общества «Труд» в техникуме и считал своим долгом участвовать самому в спортивных соревнованиях, а так же активно болеть за каждого из нас. Болел и я за него. Особенно запомнился его финальный бой на первенство города по боксу. Соперником его был уже неоднократный победитель этих соревнований В. Шабаленков. Как тревожно мне было тогда! Переживал за него — нашего друга, который отстаивал честь не только спортивного общества, но и честь фамилии, честь нашей компании. И он одержал победу! Сейчас говорят: «Он умеет держать удар». Для него это было делом чести. И до сих пор я учусь у него всему: мудрости, терпению, заботе о близких.

Равиль Загитов:

– Познакомились мы в пионерском лагере. (И было нам тогда всего по 14 лет). Я приехал в лагерь отдохнуть от учёбы, и очень быстро мои ноги привели меня в кружок по выпиливанию и выжиганию из фанеры. Руководителем этого кружка оказался мой ровесник — Роман Хазанкин. Мы быстро нашли общий язык, подружились, я стал у него, как говорится, правой рукой.

Целых три смены мы с азартом мастерили шкатулки, полочки, светильники и даже кремлёвскую башню. Уже в те далёкие годы детства у Романа проявились организаторские и преподавательские способности — многих ребятишек ему удалось приобщить к работе с деревом. В конце третьей смены была организована выставка их работ, а самые красивые работы ушли в качестве сувениров гостям из города, приехавшим на закрытие лагеря.

Позже мы встретились уже в техникуме. Нам повезло: в тот год туда пришёл новый преподаватель физкультуры, который буквально ошеломил нас своими занятиями на уроках и в легкоатлетической секции. Наш учитель и тренер Мударис Фаткуллович Сайфутдинов привлёк на свои тренировки не только легкоатлетов, но и лыжников, конькобежцев, волейболистов и баскетболистов. Приходили также боксёры, штангисты и пловцы. Среди последних был и Роман, увлечённый в то время плаванием. Роман стал безусловным лидером в той компании, которая собиралась на тренировках, а дом его родителей стал как бы штаб-квартирой, куда многие из нас приходили в свободное время.

Музыка, песня, стихи всегда играли значительную роль в их жизни.

Борис Губанов:

– В то время в техникуме все так или иначе участвовали в художественной самодеятельности. И здесь открылся еще один талант Романа: он замечательно пел и на вечерах выступал со сцены вместе с братом Моисеем и Славой Лопуховым. Слушая их выступления, пытаясь подпевать в компаниях, я учился петь. Кстати сказать, именно любовь к песне, к хорошему ее исполнению сыграла огромную роль в его дальнейшей жизни: он влюбился сразу, услышав, как поет девушка, которая оказалась еще и очень красивой. И теперь, когда мы собираемся вместе, с удовольствием слушаем, как поют Светлана и Роман. Поем с ними старые, но не стареющие песни нашей молодости.

Владимир Кархалев:

– Иногда вечерами Роман и Светлана пели дуэтом — это замечательно. У меня есть их подарок — диск «Песни нашей молодости» в их исполнении в обработке Владимира Дика. Я часто слушаю эти записи и вспоминаю, вспоминаю, вспоминаю… Удивительно, но когда я жил в их доме, ночами я не мог спать от того, что по мозгам назойливо била рифма. По несколько раз приходилось вставать и записывать, а к утру получалось почти готовое стихотворение. Оставалось лишь несколькими штрихами влить в него душу. Наверное, под крышей их дома живет не только богиня семейного очага Гера, но и какая-нибудь Мельпомена в образе всё той же Светланы Александровны — верной и надёжной спутницы жизни Романа.

Вячеслав Лопухов:

– Роман очень музыкален! С юношеских лет песня шла рядом с ним. Мне очень комфортно было выходить с ним на сцену республиканского конкурса художественной самодеятельности. Ведь он — сама надёжность. Жизнь рядом с Романом за студенческие годы утвердила меня в его надёжности так, что страх перед сценой я преодолел довольно быстро. До сих пор я с удовольствием пою с ним наши любимые песни: «Песня о друге», «Я люблю тебя жизнь», «Мальчишки».

Владимир Кархалев:

– Семья Хазанкиных удивительно отзывчивая, они готовы в любую минуту прийти на помощь каждому, кто в этом нуждается. Нуждался и я. Когда, после длительных блужданий возвратившись в Белорецк, я делал ремонт в своей квартирке, Роман, не взирай на мои возражения, возил для меня цемент, кирпич и другие строительные материалы на своей машине представительского класса. Мое сердце рыдало, когда я заполнял кирпичом багажник дорогого авто, но Почетный гражданин города Роман Григорьевич шутил: — «Ничего, все нормально, командуй — сегодня я твой водитель».

Почти полгода длились покупка, оформление и ремонт квартиры. И все это время я жил в доме Хазанкиных.

Равиль Загитов:

– Наступили смутные времена, начало 90-х годов. Всё рушилось и ломалось. Правда, кое-где вопреки всему и строилось. Мы встретились с Романом в Уфе, он рассказал мне, что они с младшим братом Вениамином задумали интересный проект — создать школу для математически одарённых детей. Уже заканчивалось строительство общежития, где планировалось разместить школьников и приглашённых в Белорецк учителей.

Роман сказал тогда мне: «Равиль, ведь ты — потомственный педагог. Твои родители всю жизнь отдали этому делу. Подумай о том, чтобы возглавить интернат для иногородних детей, которые приедут к нам учиться». Другими словами — мне предлагалось начать жизнь с нового витка.

Взвесив все «за» и «против», мы с супругой решили «за». Переехав в Белорецк, я принял под своё начало пятиэтажное здание общежития со всеми его недоделками. В то время любое строительство принималось с недоделками — этого требовал стремительный рост цен на материалы и на производство работ. Помню старые солдатские кровати, матрацы, одеяла, шкафы, табуреты и тумбочки, которыми на первое время мы оснащали общежитие. Вениамин в Уфе, а Роман в Белорецке крутились, как белки в колесе. Мне приходилось много ходить по организациям и инстанциям, чтобы что-то достать или купить, выпросить какую-либо помощь. И, как правило, у нас все получалось. Так мы подготовили общежитие к приезду первых иногородних детей в августе 1993 года. Так в Белорецке появился специализированный интернат — сбылась мечта Романа.

Вячеслав Лопухов:

– С удовольствием вспоминаю лето 1992 года. В тот год Роман решил организовать занятия летней математической школы для своих старшеклассников на берегу Чёрного моря в Геленджике. Он договорился с заведующим отдела образования этого чудесного города о том, чтобы нам предоставили «место под солнцем» в обмен на его занятия с учителями математики местных школ. Мне он предложил поработать там физруком. Три недели пролетели, как миг. Ребята учились и математике, и плаванию, и игре в волейбол, учились по-настоящему дружить. С тех пор я неоднократно включался в работу предметных летних школ, которые проходили на базе Белорецкой компьютерной школы.

Вот так вольно или невольно он стал для своих мальчишек не только другом. Но и учителем — что всегда было его главным предназначением в жизни, что делал он с удивительным талантом и любовью.

Сегодня друзья признаются ему в огромном уважении и любви> и это важно для каждого из них.

Равиль Загитов:

– Частенько, вечерами выходя из общежития, я проходил мимо школы. В кабинете Романа всегда горел свет. Я видел, как мой друг что-то с азартом объяснял детям, стоя у классной доски. Когда через час или два я возвращался назад — свет электрический и свет знаний продолжали ещё гореть.

Борис Губанов:

– Я не был учеником Романа Григорьевича, но я учусь у него до сих пор отношению к друзьям и ученикам, к жене и детям, к природе и обществу.

Вячеслав Лопухов:

– Я благодарю этого человека с большой буквы! Отношусь с огромным уважением к его истинно мужским граням неординарного таланта. Спасибо, что ты встретился на моём жизненном пути! Живи долго, береги здоровье! Радуй нас своими успехами! Ты нужен нам!

Владимир Кархалев:

– Огромное уважение вызывает отношение Романа Григорьевича к своему профессиональному делу — ремеслу школьного учителя. Когда после нескольких часов непрерывного хождения у классной доски, он приходит домой, разбинтовывает больные ноги и валится от усталости на постель, а утром ни свет, ни заря снова бинтует ноги и идет в класс, я усваиваю очередной урок Хазанкина: движение — это жизнь, а остановка смерти подобна.

Источник:
Уроки жизни Хазанкина : [друзья о Р. Г. Хазанкине — педагоге, отличнике просвещения РСФСР (1985), заслуженном учителе РСФСР (1987), лауреате Гос. премии СССР (1990) и премии им. Н. К. Крупской (1985), Почетном гражданине города Белорецка (1997), лауреате Премии Правительства России в области образования (2006). Беседа / записала Т. Нарушевич] / Б. Губанов, В. Кархалев, В. Лопухов [и др.]. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2012. – 4 апреля. – С. 3, 4.