Когда рядом талантливые, авторитетные коллеги (учитель Узянской школы Л. Я. Кириллова)
Бывая в Узяне, сколько раз собиралась встретиться, познакомиться с педагогом Ларисой Яковлевной Кирилловой, однако поговорить с ней не удавалось. В этот раз у педагога выдались свободные минуты, появилась возможность побеседовать. В кабинете математики необычная тишина: занятия завершились. Только Лариса Яковлевна все еще не может освободиться от учительских хлопот, не торопится домой.
Пройденный путь педагога – сродни истории. Не ошибусь, если скажу, что это педагог от Бога, с горячим сердцем. Десятки ее бывших учеников, вероятно, благодарны Ларисе Яковлевне за удачно сложившуюся судьбу. Только вот педагог не любит рассказывать о себе, скромно улыбнувшись, она очень тактично перевела разговор на своих коллег, с кем трудится бок о бок многие годы.
– За свою жизнь мне пришлось трудиться рядом с удивительными, уважаемыми людьми с широкой натурой. Благодарна судьбе за то, что на моем жизненном пути встретились именно эти люди. С годами с тоской вспоминаю о них.
В семнадцать лет начала обучать в школе, которую окончила. Через два года поступила на физико-математический факультет Магнитогорского педагогического института.
В то время директором школы был Василий Федорович Рыбаков. Он вел уроки химии, биологии. И эта школа была построена, благодаря его стараниям. В трудолюбивом, серьезном, требовательном педагоге велики были дипломатические способности. В те годы в школе не хватало специалистов. Для того, чтобы дать детям прочные знания, Василий Федорович старался собрать в коллективе сильных, талантливых специалистов. Искал их различными путями, находил и устраивал в школу. К примеру, Мальцевы. Они в Узян приехали из Стерлитамака. Валентина Васильевна преподавала немецкий язык, Виталий Сергеевич – географию.
Анна Михайловна Новоселова преподавала уроки истории, Клара Федоровна Гридневская – русского языка и литературы, работала долгие годы заместителем директора. Эти педагоги исполняли свои обязанности с любовью, настроением. Прочные знания давали детям, работавшие в те годы педагогами, Ф. Н. Горячкин, И. М. Горячкина, И. С. Мицык, О. Я. Мицык, Л. Н. Красавина, И. И. Фонкин, М. В. Дунаев, О. П. Семавина, А. Л. Булатова, Е. Д. Вертопрахова, В. М. Борисова, М. П. Аверьянова, А. Д. Рассказова, А. П. Колесникова и другие. Многие из них уже в мире ином, остальные на заслуженном отдыхе. Однако их благородный труд хранится в памяти их бывших учеников. У вышеназванных педагогов была большая цель — подготовить питомцев для получения высшего образования. На это они вкладывали душу, сердце, все силы, с выпускниками работала специальная бригада из опытных педагогов. Помню, в 70-х годах выпускной класс из 16-18 учащихся, в полном составе по ступил в вузы. В те годы труд педагогов был плодотворным. Не ошибусь, сказав, что это были годы расцвета школы. Безусловно, и новое поколение педагогов отвечают требованиям времени. Они своеобразны по-своему. Сейчас и дети не те, что раньше. Да, мы тоже были бедными, однако духовно богатыми. Мы жили сильной верой в будущее. Нас двигал вперед оптимистический взгляд на жизнь. Нынешние учащиеся бедны и материально, мало у них и веры в будущее. Нет и у родителей возможности помочь. Наши питомцы живут во времена, когда все связано с деньгами, обнищала духовность, царят неопределенность, безверие…
Лариса Яковлевна рассказывала и рассказывала о своих коллегах, учащихся. Слушаю, не перебивая. Воспоминания педагога – то грустные, то веселые, напомнили мне мои школьные годы.
– Помню всех своих учащихся, вижу их во сне. Перед глазами даже то, как кто отвечал на вопросы, за какой партой сидел. Некоторых нынешних учеников узнаю по их схожести с родителями, – говорит она.
Да, с годами память педагога все более восстанавливает прошлое. Нет, не от раскаяния, а от удачно сложившейся жизни, удовлетворения ею. А главное от того, что в жизни добились своей цели, осуществив мечту детства.
С детства она мечтала стать учительницей. Дом, где она жила, тоже рядом со школой. Молодые педагоги, квартировавшие в доме деда, общения с ними усилили это желание.
Окончив школу, она перед собой поставила единственную цель: поступить в педагогический институт, стать педагогом. Радовались желанию Ларисы мать и бабушка. Лишь отцу не довелось увидеть, каким авторитетным человеком выросла его дочь. Он погиб в Великую Отечественную войну. Мать всю свою жизнь трудилась медсестрой.
Лариса Яковлевна судьбу связала с таким же педагогом – учителем истории Владимиром Николаевичем Ивановым. Сейчас он на заслуженном отдыхе. Супруги вырастили, воспитали сына. Сын избрал профессию металлурга. Вот так супруги вдвоем посвятили свои жизни обучению, воспитанию детей.
Завершив беседу с Ларисой Яковлевной, собираемся уходить. Она вместе с коллегами проводила нас до дверей школы. Многие из нынешних коллег – ее бывшие ученики, заменившие старшее поколение в учительском коллективе.
Источник:
Кириллова, Л. Я. Когда рядом талантливые, авторитетные коллеги : [беседа с учителем Узянской школы Л. Я. Кирилловой / записала С. Мингажетдинова] / Л. Я. Кириллова. – Текст : непосредственный // Урал. – 2000. – 25 января.