Легкой жизнь не была… (отличник образования БАССР, Заслуженный учитель РСФСР и БАССР Р. Ф. Коноплева)
– Покажи мне границы Башкирии…
Если отвлекся и не слышал, о чем идет на уроке речь, это трудно…
– А еще победительница городской олимпиады по математике…
Так, в 7 классе, состоялось мое первое знакомство с Р. Ф. Коноплевой, которая в тот день заменяла нашу учительницу географии и была завучем в нашей семнадцатой.
Вторая встреча с Риммой Федоровной произошла, когда я, учительница литературы, проработавшая год в сельской школе, переступила порог заведующей гороно. Кстати, я горжусь тем, что на работу меня принимала Римма Федоровна.
В городе этого человека знают многие. Недавно она отметила свой юбилей.
В неразминированный Крым
Жизнь у этой женщины никогда не была легкой. Сама она считает, что не сделала ничего необычного, «просто всю жизнь честно работала».
Если говорить о призвании педагога, Римма, когда поступала в Ивановское училище, его не чувствовала. Шла война, был голод. Отец умер. Надо было учиться. Рассчитывать приходилось только на свои силы. Училище закончила с красным дипломом. По совету педагогов пошла в институт, поступила на геофак.
К тому времени война уже кончилась, но Крым был еще не разминирован. А их, студентов-геофаковцев, повезли туда смотреть карст. Пещеры, сталактиты, сталагмиты… Сколько интересного и загадочного. Походы, поездки… Годы учебы пролетели быстро, и вновь Римме вручили красный диплом – уже учителя географии.
С ним она и приехала в Башкирию, как и ее 8 сокурсников, направленные сюда. Сначала работала в Инзере, а через год, выйдя замуж, – в Белорецке, в 10-й школе.
Уроки географии, походы… Коноплевой повезло: в Башкирии пещер – удивительное множество, и она продолжила заниматься карстом.
«Бери карст своей темой»
А вскоре пришло письмо из деканата Ивановского пединститута об открытии заочной аспирантуры, куда ее приглашали учиться. В качестве темы предлагали ее любимый карст. Не согласиться Римма Федоровна просто не могла. И вместе с подругой, которая по распределению попала в Тирлян, они во время своего отпуска ездили в Москву сдавать экзамены. Географию сдавали в Московском пединституте имени Ленина.
Семья, маленький ребенок, уроки, сложности с походами… Но ночи и книги всегда были ее собственностью. Она выписывала по межбиблиотечному абонементу множество литературы и занималась.
Ее работой заинтересовался крупный специалист по карсту, профессор Максимович из Перми. Сначала была переписка, а потом ученый пригласил необычную учительницу к себе в Пермь. Поехала в пермский университет, показала свои материалы. Получила возможность пользоваться библиотекой университета, где были и неопубликованные работы по изучаемой теме. Столько прочитала и узнала… И вдруг профессор заявляет:
– Вот Вам три дня, подготовьтесь, будете выступать на заседании нашей кафедры «Динамическая геология и гидрогеология»…
После выступления и похвалы профессора молодая учительница уехала домой окрыленная.
Научный корреспондент Академии наук
Удивительно, правда: обыкновенная учительница и вдруг – научная работа… В отпуске – на экзамены за свои счет. Сегодня в это поверить трудно. А Коноплева сдала кандидатский минимум. И вот просьба из Москвы прислать доклад, там готовится совещание по карсту. Отослала. А вскоре пришло приглашение на это совещание.
– Когда сидела в зале, слушала профессоров, доцентов, робела: что я-то им скажу, простая учительница? А к концу дня люди уже устали, плохо слушали выступавших…
Коноплева, поднявшись на трибуну, извинилась, сказала, что ее главные помощники в изучении карста – ребята. И зал вдруг притих, слушая…
В. А. Варсанофьева, автор многих учебников по геологии, ведущая совещание, спросила:
– А как Вам помогают на месте?
Что было ей ответить? Сказала, что в Москву приехала на свои деньги… В заключительном слове Варсанофьева «прошлась» по башкирской делегации: товарищи из Башкирии, как вам не стыдно: учительница работает, а вы и не знаете про нее…
Многие тогда заинтересовались работой Коноплевой, геологи попросили ее помочь – проектировалась железная дорога Белорецк-Магнитогорск. А спустя какое-то время в Белорецк пришло письмо из Башкирского филиала Академии наук, в котором сообщалось, что Р. Ф. Коноплева – научный корреспондент академии. К тому времени у нее были опубликованы уже две научные статьи.
Но карьера складывалась по-другому: Римму Федоровну назначили заведующей гороно. И ей, считавшей нескромным просить оплачиваемый отпуск, который полагался для защиты кандидатской, отказавшейся работать спелеологической лаборатории в Перми, пришлось перечеркнуть карьеру ученого…
«Вы только с виду Снежная Королева»
Зато в нашем городе появился новый заведующий городским отделом народного образования. Внедрение кабинетной системы в Башкирии начали в Белорецке, активизацию учебной деятельности — тоже здесь. За годы ее работы в отделе в нашем городе побывали все категории педагогических работников республики.
Ей всегда везло на хороших людей. Адаев, Штабель, Залалов, Исаев, Каменецкая… Многому она училась у них…
Пришлось поработать и в горкоме партии заведующей отделом пропаганды и агитации. И где бы ни работала Коноплева, она оставалась сама собой, с уважением относясь к людям. Ее и побаивались, и уважали.
Когда стали переходить на трехлетнее обучение в начальной школе, многих учителей надо было сокращать, заведующая гороно поступила по-своему: оставила учителей предметниками в среднем звене, постаралась устроить всех, хотя и получила потом от министерства выговор за это. Зато люди помнили…
Спустя много лет одна из учительниц как-то сказала: «Вы только с виду Снежная Королева»… А она действительно всегда была на дистанции от склок, сведения счетов, панибратства. За это и уважают.
«В очередной последний раз…»
Когда Римма Федоровна вышла на пенсию, у нее словно открылось второе дыхание. Ее геологический кружок в 10-й школе стал известен в республике. На последнем слете предложили называться клубом. А Римма Федоровна учит своих ребят очень многому, ходит с ними в походы, ездит на слеты. Возила ребят в Москву, Киев, Челябинск, Миасс.
Мне всегда было удивительно: откуда это? Сейчас поняла: от нерастраченности в юности, от того внутреннего богатства, которое накопила, всю жизнь работая над собой. Она и уйдя, всегда душой оставалась в школе, боялась какого-то застоя в себе.
Уже работая в горкоме, она помогала в проведении в Белорецке Всесоюзного слета туристов. И когда министр образования республики поблагодарил ее за это, она просто ответила:
– Своя ноша не тянет…
Эта Ноша не тянет и до сих пор. И когда в очередной раз Римма Федоровна собирается со своими воспитанниками на республиканский слет, уже известный в республике юный геолог Василий Панченко комментирует:
– В очередной последний раз…
Вот такая она, Римма Федоровна Коноплева, отличник просвещения России, Заслуженный учитель России и Башкирии, чье имя занесено в Книгу почета города.
Встретив ее на улице, улыбнитесь ей по-доброму. Она этого заслужила.
Источник:
Привалова, Т. Легкой жизнь не была… : [отличник образования БАССР, Заслуженный учитель РСФСР и БАССР, чье имя занесено в Книгу почета города Белорецка, ветеран труда Р. Ф. Коноплева] / Т. Привалова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 1998. – 1 августа. – С. 2.