Патриот родного языка (учитель русского языка и литературы гимназии № 17 А. Ю. Марталер)

Жизнь учителя русского языка и литературы Алевтины Марталер неразрывно связана с гимназией № 17. Сначала она училась здесь, а после института вернулась педагогом.

Патриот родного языка (учитель русского языка и литературы гимназии № 17 А. Ю. Марталер)
Алевтина Юрьевна Марталер

Мы попросили Алевтину Юрьевну поделиться секретом преданности своему делу.

– Я пришла сюда в 1977 году ученицей. И мои замечательные учителя – учитель русского языка и литературы Ева Александровна Васильева, мой классный руководитель Наталья Андреевна Комар, которая воспитывала нас. Мы вместе читали газеты, у нас проходили замечательные классные часы. Прекрасный педагог, завуч нашей школы Зинаида Александровна Петрова грамотно распределяла каждую минуту урока. Она ответственно и педантично относилась к учебному процессу. Эти и другие прекрасные педагоги создали прочную основу, фундамент моей будущей профессии. Поэтому, закончив десять классов, я поступила в Магнитогорский педагогический институт на литературный факультет. Тогда была экспериментальная программа «Пятилетку в четыре года», то есть институт я закончила через четыре года и возвратилась в родную школу. Это, наверное, был один из самых счастливых моментов. Я пришла к своим учителям и начала работать. Это был теперь уже далёкий 1991 год. Время в стране было тяжёлое, можно даже сказать, смутное.

Первые три года для меня, пожалуй, были довольно трудными. Это было время учёбы и становления меня как учителя. Большую помощь оказывали коллеги-педагоги, мы вместе чему-то учились. Как раз в 1993 году изменились образовательные программы. Если говорить о моём предмете — литературе, то мы начали читать другие произведения, стали искать новые подходы. Думаю, что наша школа отличается от многих других именно творческим подходом, даже инновационным. Хотя в то время и слова такого не было в нашем лексиконе. Тогда же заговорили о том, что наша семнадцатая станет гимназией, это была не просто форма, но и внутреннее содержание. И ученики стремились быть лучшими, а педагоги старались дать самое качественное образование. Я чувствовала и понимала, что учитель должен соответствовать. К чему и стремилась, — рассказывает Алевтина Марталер.

– В школе я уже 32-й год. И честно скажу – работа мне нравится, это мой путь. И за все это время мне ни разу не захотелось отказаться от работы, и даже сейчас, когда время требует нового темпа, иного подхода. Приходят другие дети, меняются запросы родителей, и учитель должен соответствовать современным требованиям. Это одна из первоочередных наших задач.

Патриот родного языка (учитель русского языка и литературы гимназии № 17 А. Ю. Марталер)
А. Ю. Марталер с учениками

Если говорить о детях, то нам нужно воспитывать ребёнка успешного, конкурентоспособного, а это работа с каждым учеником. Сейчас я стараюсь приучать детей к исследованиям, даю небольшие задания, пытаясь научить их слушать, анализировать, наблюдать, выдавать результат.

Да, учителя нашей школы всегда были особенными, передовыми. Думаю, что и сейчас это так. Школа – это всегда движение, ежесекундное, ежемоментное. Если где-то что-то закостенело, там сломается. Мы должны быть гибкими, постоянно двигаться. Я считаю, что сегодня школа – самое мобильное «существо», я бы так образно назвала. И оно живёт этими инновационными формами, применением цифровых технологий, внедрением новых практик, школ, методик. И всё это требует от учителя внутреннего изменения, потому что дети приходят другие, и надо уметь подстраиваться, идти в ногу со временем. Яркий пример: сегодня школьники сами снимают всевозможные видеоролики, делают их самостоятельно. Учителю нужна всего лишь минутка, чтобы этот сюжет срежиссировать, что-то изменить, подсказать какое-то интересное решение. А работа с техникой – это тоже инновации, ребята хотят развиваться, быть новыми, передовыми, самостоятельными. Сейчас это особенно видно во время подготовки к юбилею школы. Они стараются, придумывают, а мы подстраиваемся, идём в ногу со временем и прогрессом, – говорит Алевтина Юрьевна.

– Что помогает столько лет оставаться верной профессии? Не буду говорить пафосных речей о любви к детям. На мой взгляд – это оптимизм. Думаю, что это фундамент жизни, без оптимизма никуда. Школа – это юность, это вечно молодая и заряжающая энергия. С детьми ты всегда молод душой, и не нужно заглядывать в паспорт. С юбилеем нашу родную, семнадцатую, и с профессиональным праздником, коллеги!

Источник:
Марталер, А. Ю. Патриот родного языка : [беседа с учителем русского языка и литературы гимназии № 17 А. Ю. Марталер / записала Н. Борисевич] / А. Ю. Марталер. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 7 октября. – С. 5.