Подвижник (Заслуженный работник культуры РБ, композитор М. А. Салимов)

Заслуженного работника культуры республики Башкортостан композитора, директора детского клуба национального башкирского творчества М. А. Салимова нет нужды лишний раз представлять нашим читателям. Его имя широко известно не только в нашем городе, но и далеко за его пределами, там, где с удовольствием поют его мелодичные и очень добрые песни.

Недавно Мухараму Ахметдиновичу исполнилось 60 лет, во что просто невозможно поверить, глядя на этого энергичного и жизнерадостного человека. После торжественного концерта, состоявшегося в честь юбиляра во Дворце культуры БМК, наш корреспондент попросил рассказать Мухарама Ахметдиновича о начале своей творческой деятельности и о том, какими заботами и планами живет сегодня этот бескорыстный подвижник башкирской культуры.

Подвижник (Заслуженный работник культуры РБ, композитор М. А. Салимов)
Мухарам Ахметдинович Салимов

Родился я в деревне Бзяк-Ахмерово, что недалеко от Тукана. В те годы там даже радио не было. Зато был старый граммофон у фронтовика Бахтигарея и много разных пластинок с народными мелодиями. С каким восторгом, как завороженный, я слушал их, совершенно не подозревая пока, что через несколько лет научусь не только понимать музыку, но и творить ее!

В деревне было два кураиста – Мустафа-агай и Мансур-агай. Они прекрасно владели инструментом, но обучить меня играть на нем не успели. После их смерти курай Мансура-агая достался мне, и я стал самостоятельно учиться извлекать из него звук. Трудно было. Дуешь, бывало, в него, дуешь, аж голова закружится, но ничего не получается! Но вот однажды совершенно случайно звук появился. Я стал еще упорнее заниматься и подбирать на слух (ног в то время я, разумеется, не знал) народные мелодии. Одновременно учился играть на гармошке и мандолине. Еженедельно, а то и чаще, в нашей деревне устраивались своеобразные музыкальные вечера, где люди плясали, пели, общались друг с другом. Народ у нас в деревне был музыкальный, веселый, несмотря на все тяготы жизни…

После окончания 4-х летки я остался в деревне и помогал родителям по хозяйству. Потом брат пришел из армии и буквально заставил меня ехать в Белорецк, чтобы продолжить учебу. В городе я поступил в вечернюю школу, а потом в ФЗО. Работал волочильщиком, продолжая учиться в вечерней школе.

Закончил семь классов и пошел в армию. К этому времени я уже мог играть на всех видах гармоней, но петь не умел. Пробовал, конечно же, но сестра, у которой я жил, всегда говорила: «Как страшно ты поешь, почти кричишь!»

Служил в морской авиации. Армия мне дала очень многое. Прежде всего – необходимые жизненные знания и умение общаться с людьми. Я был активным участником армейской художественной самодеятельности, играл в ансамбле. Моя творческая деятельность, таким образом, не прекращалась и в армии.

Пришел из армии, закончил десять классов, и пробовал поступать в Уфимский авиационный институт. Не поступил…

– А почему вы не пробовали поступать в музыкальное училище или какой-либо вуз?

– Я же нот не знал… да и к технике меня сильно тянуло. А свои музыкальные занятия я считал просто хобби… На следующий год я поступил в Магнитогорский горно-металлургический институт, где тоже активно участвовал в художественной самодеятельности. Особо я увлекался игрой на курае. До института мне казалось, что я уже хорошо владею инструментом. Когда приезжал домой, то всегда играл своей маме. Она долго слушала, потом вздыхала и говорила: «Эх, как хорошо играл раньше дядя Шагалей!» Это меня несколько отрезвляло. Я понимал, что мне надо еще учиться и учиться.

Сестра тоже не была в восторге от моей игры. Она выгоняла меня на кухню. Сильно я ей тогда надоел. Но она смирилась с моим увлечением только после того, когда я на одном из конкурсов, проходившем в канун нового года, за неплохую игру на курае получил приз – петуха. Живого! Принес домой, а сестра подумала, что я его где-то украл. Потом, узнав, что это мой приз, страшно обрадовалась за меня! Да, забыл сказать, что когда этого петуха мне дарили, он из рук у меня вырвался. Так, я за ним по всей сцене бегал, ловил…

С тех пор я стал постоянным участником всевозможных концертов. После окончания института меня пригласили директор ДК БМК Ю. В. Рыбаков и председатель профкома БМК вести кружок кураистов. Я с радостью согласился и с тех пор с удовольствием работаю с детьми, обучаю их игре на этом национальном инструменте.

Я горжусь, что среди моих воспитанников есть люди знаменитые на всю республику. Например, Рамиль Гайзуллин, народный артист республики, лауреат многих республиканских, всероссийских и даже международных конкурсов. Он превзошел меня в своей игре на курае…

Работая на общественных началах во Дворце культуры, я стал потихоньку-помаленьку изучать ноты. А когда изучил, то сам стал сочинять музыку. Однажды поехал в командировку в Уфу и взял с собой все написанные мною песни. Кому только я их не показывал: и на радио, и в детском театре, и даже в хоровое общество обратился. Но везде был ответ: у вас, мол, нет аккомпанемента, одна мелодия. Тогда я обратился в редакцию башкирской газеты «Советская Башкирия». Там как раз работала поэтесса Аниса Тагирова. Она вместе с заведующим литературным отделом газеты Сабиром Шариповым попросили меня исполнить несколько песен. Я спел. Тогда Аниса говорит: тебе, мол, надо писать больше для детей. Ей понравились мои детские песни. Она тут же позвонила на телевидение и договорилась о том, чтобы меня там приняли и выслушали. Я приехал на телевидение и тоже спел им. Им тоже понравилось. Они попросили меня привезти эти песни на запись в исполнении детей. Приехал я в Белорецк и не знаю, как мне детям предложить исполнять свои песни? Неудобно. Через некоторое время звонят с башкирского телевидения и спрашивают: «Мухарам-агай, вы куда пропали?» Я им поведал о своих трудностях. Они позвонили в горисполком и попросили организовать выступление детей на ТВ. Городские власти с радостью откликнулись на эту просьбу и через некоторое время мои песни услышала вся республика. После выступления ко мне стали поступать предложения из разных городов нашей республики принять участие во всевозможных встречах и концертах. Просили еще написать песни… С этого момента и началась моя композиторская деятельность…

– Мухарам Ахметдинович, вы несколько лет подряд являлись председателем клуба башкирской культуры «Идель Баши». В этом году на последнем заседании клуба вы отказались занимать эту должность. Почему?

– Дело в том, что цели и задачи нашего клуба те же самые, что я ставлю перед собой в своей работе с детьми. Я полностью отдаюсь этой работе, и просто не хватает времени на выполнение обязанностей председателя башкирского клуба: открытие башкирских классов, школ, культурно-просветительная работа и так далее… Формально носить это звание не хочу. Сейчас председателем нашего клуба избран Мансур Якшибаевич Хидиятов, – человек, умеющий работать с людьми, искренне любящий свой народ, уравновешенный и, что самое главное, воспитанный на принципах интернационализма.

– С 1990 года в нашем городе стал действовать детский клуб национального башкирского творчества. Расскажите пожалуйста о его работе.

– Дети ходят на занятия с большим удовольствием. Им, порою, даже домой уходить не хочется. Основная цель, которую мы ставили перед собой, организовывая этот клуб, – это возрождение башкирского языка и культуры. Принципы интернационализма должны быть главными в воспитании детей, но это не значит, что они должны забывать свой язык и культуру. Поэтому мы обучаем их игре на национальных инструментах – кубызе, мандалине, курае, – петь, танцевать. Наши дети с удовольствием участвуют в импровизированных сценах на национальную тему.

Результаты нашей работы лучше всего показать на конкретном примере. Несколько лет назад ко мне пришла девочка, Гузель Аминева, которая вообще не знала родной язык. Теперь она не только выучила его, но и овладела игрой на курае, кубызе, поступила в педагогическое училище и будет в скором времени работать учительницей в башкирских классах. Она даже в медресе начала ходить, чтобы изучать арабский язык. Вот так.

Каждый ребенок должен знать культуру своего народа, его историю. Зная и уважая свои национальные ценности, человек будет уважать ценности того народа, который живет рядом. Во имя этого мы и работаем.

Источник:
Салимов, М. А. Подвижник : [беседа с Заслуженным работником культуры РБ, композитором, директором детского клуба национального башкирского творчества М. А. Салимовым / записал И. Калугин] / М. А. Салимов. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 1995. – 18 апреля. – С. 2.