«Учительница первая моя…» (старейшая учительница из с. Тирлян А. И. Кочеткова)
…Те, кто часто бывает в деревнях, селах и поселках района, наверняка, общаясь с жителями, обратили внимание на своеобразие их характеров. Авзянцы, кагинцы, тирлянцы… За всеми этими названиями стоят свои традиции, говор, бытовой уклад самобытные праздники… Если говорить о тирлянцах, то, в первую очередь, следует отметить их исключительное гостеприимство. В любом доме, куда бы вы ни зашли, вас непременно посадят за стол, а потом предложат остаться ночевать. Если надо – и колыбельную споют. А еще тирлянцы очень целеустремленный и настырный народ. Если уж какой-нибудь тирлянец ставит перед собой цель, то из кожи вон вылезет, а непременно добьется своего. Я не знаю, откуда это в характере тирлянцев, но факт остается фактом. Судите сами: из местных поселков Тирлян дал больше всего Героев Советского Союза, и отсюда вышло самое большое количество, прославивших не только поселок, город но даже страну. Вот только некоторые из них: Герои Советского Союза Е. И. Губин, И. В. Оглоблин, С. М. Полуэктов, С. А. Пугаев, полный кавалер Ордена Славы И. И. Масьянов; писатель М. В. Борисоглебский, который, кстати, был другом Сергея Есенина; писатель, корреспондент газеты «Правда» Анатолий Климов; неоднократный участник экспедиций в Арктику В. А. Оглоблин, именем которого назван мыс на острове Малый Таймыр; контр-адмирал М. Н. Бакаев и недавно ушедший от нас генерал-майор А. И. Валавин…
Впрочем, характер-то характером, но не менее важен и тот позитивный толчок, который получает, вернее, должен получать всякий человек в детстве. Помните, как в песне: «И ты, с седыми прядками над нашими тетрадками, учительница первая моя…»
Анастасия Ивановна Кочеткова… Будучи в Тирляне, я зашел к этой старейшей учительнице поселка. Долго стучался в ворота маленького домика. Никто не открывал. Наконец, решил войти без церемоний — благо, что в Тирляне это до сих пор не считается признаком дурного тона.
У самого порога меня встретила худенькая старушка в белом платке. Она как-то странно смотрела на меня, вернее, в мою сторону – только потом я понял, что Анастасия Ивановна – слепая.
– Кто? — громко спросила она.
Я представился.
– По голосу не узнаю, но судя по фамилии вы из Авзяна. У меня учились авзянские Калугины… Проходите, пожалуйста
Я сел за небольшой столик около печки и сказал, что, к сожалению, не являюсь ее учеником.
– Так вот почему я вас не узнаю!
Анастасия Ивановна помнит всех или почти всех своих учеников. И те, надо сказать, платят ей тем же. Не забывают они Анастасию Ивановну. Судьба разбросала их по просторам бывшего Советского Союза, но, когда они приезжают в свой родной Тирлян, непременно заходят к своей первой учительнице.
В этом году Анастасии Ивановне исполнилось семьдесят пять, поэтому у нее было особо много встреч с учениками. Пожилые вроде бы уже дяди и тети, а она им: «Витенька». «Коленька», «Настенька», «Шурик». Да еще и по голове норовит погладить: «У-у, какой ты большой-то стал!»
Анастасия Ивановна говорит всегда очень громко, и в ее речи непременно присутствует оттенок какого-то особого добродушия и благожелательности. Это профессиональное. Как-никак всю жизнь проработала учительницей начальных классов.
Я попросил Анастасию Ивановну назвать самых известных ее учеников. Она задумалась на минутку и стала перечислять, а я едва успевал записывать: Вадик Королев, глава поселковой администрации, Коля Антонов, бывший директор Тирлянского производства, ныне механик сталепроволочного цеха, Володя Потапов, начальник депо, Юля Коробинцева, тирлянская учительница, заслуженный учитель России, Оля Семавина-Щеглова, белорецкий врач, Таня Леонтьева, судья Белорецкого городского суда, Шурик Тимаков, какой-то большой-пребольшой начальник в законодательном собрании Свердловской областной Думы…
– Ой, да много их у меня.. Любимые? Я старалась ко всем относиться одинаково, хотя… Вот Шурик Тимаков, конечно же, положительно выделялся среди других ребятишек. Представляете, он уже в четвертом классе такие серьезные книги читал! И всегда аккуратно записывал в блокнотик название книги и автора…
Пришла племянница Анастасии Ивановны.
– Леночка, поставь-ка чай… Нет-нет-нет, не отпущу без чая…
Анастасия Ивановна взяла меня за руку.
– А знаете, я недавно свою ученицу по телевизору слышала… Да-да. Сижу, значит, слушаю краем уха «Поле чудес», вдруг – знакомый голос. Прислушалась – Боже мой! Это же Алечка! Аля Шипанова! Она сейчас следователем прокуратуры в Свердловске…
Много еще подобных случаев рассказала мне Анастасия Ивановна.
А когда мы с ней расставались спросила:
– Так вы что, обо мне писать хотите?.. Ой, ни к чему это…
Я сказал, что вряд ли смогу выполнить эту просьбу.
– Тогда уж лучше об учениках моих. А обо мне не надо – нескромно это как-то…
Источник:
Кочеткова, А. И. «Учительница первая моя…» : [беседа со старейшей учительницей из с. Тирлян А. И. Кочетковой / записал И. Калугин] / А. И. Кочеткова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 1998. – 26 декабря.