Услышать северное сияние (преподаватель Детской музыкальной школы по классу синтезатора И. Е. Безверхова)

Услышать северное сияние (преподаватель Детской музыкальной школы по классу синтезатора И. Е. Безверхова)
Ирина Евгеньевна Безверхова

Преподаватель Детской музыкальной школы по классу синтезатора Ирина Евгеньевна Безверхова учит детей слышать музыку, даже когда это кажется невозможным.

Ирина Евгеньевна сорок лет учит, аккомпанирует и живёт музыкой. Естественно, по образованию она пианист: в то время, когда она оканчивала Уфимское училище искусств, о синтезаторе никто не слышал. Но интуитивно она всегда искала инструмент, вмещающий в себя оркестр. И потому в начале двухтысячных, лишь замаячила возможность приобрести синтезатор в Центр внешкольной работы, где она работала, Ирина Евгеньевна пошла на абордаж. И появился простенький синтезатор и первые ученики, которые вместе с учителем начали воплощать в реальность её самые смелые мечты.

– Пианисты часто как-то уничижительно говорят, мол, на синтезаторе достаточно кнопку нажать – и играй хоть носом. Они правы лишь в том, что, кроме игры на клавишах, необходимо вовремя переключать кнопки, что требует большой точности и собранности, – рассказывает педагог. – Самое важное для нас – найти инструмент, который точно передаст образы, заложенные в музыке, ведь аранжируем музыкальные произведения мы сами. Порой подолгу сидишь и ищешь, какому инструменту отдать партию – летящей скрипке или светлой флейте, к примеру. Это очень трудоёмкий, но интересный процесс.

Пять лет Ирина Евгеньевна работает в музыкальной школе. Её пенсионный возраст никого не смущает, ведь она уникальный педагог — умеет научить слышать и исполнять музыку даже ребёнка, который не слышит ни звука.

Когда Ирина Евгеньевна работала в Центре внешкольной работы, к ней пришла Дилара Сабахова. Мама привела её просто показать фортепиано, а девочка захотела играть…

– Дилара занималась у меня десять лет. Она мне объясняла, что «слышит» музыку через пол. Выходит, она чувствовала вибрации, которых мы не замечаем. А когда у нас появился синтезатор и Дилара впервые «услышала» голос скрипки, она в него влюбилась. Она прилежно занималась, несмотря на диагноз: тотальная глухота. Дилара окончила Бауманский университет в Москве. Ещё у меня долго учились мальчишки: Алёша Сапожников и Коля Шемякин. Алёша окончил в Санкт-Петербурге университет имени Герцена, сейчас работает в Москве в театре-студии для глухих. Такие творческие дети!

Одна лишь только мысль, что музыка как-то помогла этим ребятам в жизни, заставляет Ирину Евгеньевну плакать. И она продолжает через музыку помогать таким ребятишкам – сейчас среди её учеников снова есть не слышащая девочка.

Ученики отличника образования РБ успешно участвуют в различных конкурсах. Особенно час то радуют её своими победами Виктория Харитонова и Ксения Повираева, удачно объединенные ею в ансамбль. Девочки уже учатся в пятом классе музыкальной школы, за плечами у них победы в республиканском конкурсе «Музыка цифр», международных интернет-конкурсах «Мир музыки» и «Звёздный ОЛИМП».

– Дети меняются, попадая в музыкальную школу, становятся более собранными. Пианист левой рукой играет одно, правой – другое, глазами смотрит в ноты – это же колоссальная работа мозга, – объясняет педагог. – Потому, кстати, в Японии при приеме на работу предпочтение отдают тем, кто учился в музыкальной школе. Считается, что такой человек более развит, он добивается больших успехов.

Есть в копилке педагога и другие личные достижения – в 55 лет она записалась в автошколу и уже четыре года за рулём. Она гордость мужа, детей и внуков. Теперь ей всё в своей жизни нравится. Она с радостью спешит на работу, потому что там её ждут любимые ученики и музыка.

Источник:
Безверхова, И. Е. Услышать северное сияние : [беседа с преподавателем Детской музыкальной школы по классу синтезатора И. Е. Безверховой / записала Е. Разина] / И. Е. Безверхова. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2015. – 3 октября.