В 60 всё только начинается… (директор гимназии № 17 И. Г. Шагалина)

В эти дни одна из старейших школ Белоречья отмечает юбилей. 60 лет назад свои двери распахнула семнадцатая школа, которая вот уже три десятка лет несёт гордое звание гимназии. За эти годы из стен этой образовательной организации вышли тысячи юных белоречан, многие стали известными людьми, а кто-то вернулся в родные стены уже в качестве педагога.

Шли годы, менялась система образования, менялось и мировоззрение, неизменным для коллектива оставалось желание дать качественные знания своим ученикам, вырастить из них достойных граждан своей страны. Очередные перемены в гимназии № 17 прошли совсем недавно. В августе её возглавила отличник образования Республики Башкортостан Илюзя Шагалина.

В 60 всё только начинается… (директор гимназии № 17 И. Г. Шагалина)
Илюзя Гарифулловна Шагалина

– Илюзя Гарифулловна, как начинался ваш педагогический путь?

– В гимназию я пришла сразу после окончания института в 1994 году учителем биологии. Считаю, что как учитель я состоялась и сейчас продолжаю работать, мне нравится процесс обучения. В 2011 году меня назначили на должность заместителя директора по учебной работе. Примерно в это же время я стала руководителем пункта проведения экзаменов для девятиклассников. Срок тоже уже немаленький, и все эти годы я преданна гимназии № 17. А это уже больше 25 лет.

– Можно сказать, что вы прошли весь нелёгкий путь – от рядового учителя до руководителя.

– Да. Многое произошло за эти годы. Даже, когда я была завучем, ни одного года не было спокойного – постоянно какие-то новшества, изменения, которые держат тебя в тонусе. Так продолжается и сейчас, думаю, многие коллеги со мной согласятся, что в таком ритме работать сложно, но очень интересно. Потому что если всё будет ровно, не будет никакого развития. А вот когда в жизни постоянно появляется что-то новое, ты меняешься, развиваешься, живёшь. И это очень хорошо.

– Илюзя Гарифулловна, на новой должности вы около двух месяцев. Уже освоились?

– Знаете, 20 лет гимназией руководил замечательный педагог и наставник Александр Викторович Соколов. Некоторое время назад он заговорил о том, что планирует прекратить свою деятельность и начинал меня потихоньку готовить. Он объяснял различные нюансы, на что лучше обращать внимание в первую очередь, говорил, в какие инстанции лучше обращаться. Александр Викторович рекомендовал мне забыть про учебную часть, так как для этого есть заместители. Он учил меня охватывать всё это необъятное школьное пространство и все аспекты его жизнедеятельности. У нас очень хорошие партнёрские отношения, и по сей день я ему звоню, советуюсь, консультируюсь. И Александр Викторович всегда откликается, приезжает, рассказывает, помогает. И мы надеемся, что он ещё вернётся в школу, хотя бы просто учителем. Школа, которую Александр Викторович нам оставил – передовая, и нам нужно удержать эту высокую планку. Взять хотя бы результаты ЕГЭ и ОГЭ, которые показывают наши дети. Все выпускники прошлого учебного года получили свои аттестаты. Сейчас сменился и административный корпус гимназии – помимо нового директора, у нас два новых зама по учебной и воспитательной работе. Это Ирина Александровна Аверьянова, которая пришла на моё место и будет курировать учеников старших классов и выпускников, и Гузель Гарифовна Ситдикова. Сейчас мы все вместе учимся, о результатах говорить пока рано. Надеюсь, что у нас всё получится.

Честно признаюсь, что быть директором – это совсем иное. И это точно не учительство. Если сравнивать, то директор – это большой-большой завхоз, который должен всё и всех знать, если нужно, то принести, привезти, решить вопросы ремонта и многие-многие другие. К этому надо привыкать, и сейчас я себя ломаю, потому что долгое время была завучем и контролировала именно учебную работу. Перестраиваться всегда непросто, но у меня прекрасный заместитель по административно-хозяйственной части Ксения Сергеевна Митюшкина. Тем более «хозяйство» у нас большое – 1425 детей (из них 161 первоклассник, 120 девятиклассников и 93 одиннадцатиклассника), более 70 педагогических работников, которых нам всё равно не хватает. В параллелях по 5-6 классов, и на учителей ложится колоссальная нагрузка. Поэтому мы рады даже студентам педагогического колледжа, которые постигают азы профессии почти сразу на практике. Обращаемся и в педвузы, приглашаем выпускников. Всё-таки профессия учителя не только интересна и порой сложна, но и стабильна. Всегда есть поддержка, а педагоги – всегда молоды душой.

В 60 всё только начинается… (директор гимназии № 17 И. Г. Шагалина)
Гимназия № 17

У гимназии два огромных учебных корпуса, в которых есть прекрасные учебные кабинеты, спортивные и актовые залы. По региональному проекту «Борьба в образовательных организациях», мы открыли бойцовский зал, где ребята занимаются единоборствами под руководством молодого тренера Артёма Ростовщикова.
И всё это тоже требует пристального внимания.

В 60 всё только начинается… (директор гимназии № 17 И. Г. Шагалина)
Гимназия № 17

Второй корпус открылся после капремонта, и мы переехали туда три года назад. Здание первого корпуса очень старое и нуждается в хорошем ремонте. Надеемся, что и здесь будет выполнен капремонт. Что-то пытаемся сделать своими силами, обращаемся к спонсорам, и я очень благодарна, что нам не отказывают. Кстати, наша гимназия стала победителем конкурсного отбора на предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан на реализацию проектов инициативного бюджетирования по развитию сети предуниверсариев на базе образовательных учреждений.

– Расскажите об этом подробнее.

– Команда учащихся и учителей гимназии представила на конкурс проект «Лаборатория инновационных технологий», главная цель которого развитие инженерно-технического образования. Образовательное пространство лаборатории разделено на четыре кластера: робототехника и программирование, 3D-проектирование и моделирование, VR-зона, интерактивная зона. Регион нам уже выделил два миллиона, муниципалитет также внёс свою лепту. Но по условиям конкурса должна быть и хорошая спонсорская помощь. Спасибо всем, кто откликнулся и помогает нам финансово! Как только соберём все средства, начнём реализацию проекта. Надеюсь, что в нашей гимназии появится своя лаборатория инновационных технологий. Реализовать проект мы должны до конца этого года.

В этом направлении мы тоже не сидим на месте и постоянно ищем различные конкурсы и гранты, выиграв которые можно получить дополнительное финансирование и улучшить условия обучения наших детей.

– Это станет достойным подарком к такому солидному юбилею…

– Да, 60 лет – огромный промежуток времени, за который сложилось много хороших традиций. Мы стараемся их сохранить, а те, что подзабыли, возродить. Сегодня вновь уделяется много внимания патриотическому воспитанию детей. Из-за сложной эпидобстановки встречи выпускников пришлось отменить, поэтому хотим вернуть их. Не забываем и коллег, ушедших на заслуженный отдых. С ними также встречаемся, беседуем, если надо, то чем-то помогаем. Пригласили их и на юбилей школы, уверена, что кто сможет, тот придёт. Мы будем рады видеть каждого.

Ещё одна хорошая традиция – посвящение в первоклассники, в пятиклассники, старшеклассники. Также сохранили её.

Праздничный концерт проведём своими силами, у нас прекрасные танцевальные коллективы, вокальный ансамбль «САПята» и учительский хор.

В юбилейный год в группе гимназии в социальных сетях разместили свою «Аллею выпускников», принимаем поздравления и подарки. Такое внимание очень приятно. Всё можно увидеть на нашей страничке.

Спасибо всем и каждому, кто помнит гимназию, участвует в её жизни. Отдельное спасибо родителям наших учеников, которые также откликаются по первому зову на любую просьбу.

В День учителя не могу не поздравить своих коллег. Как сказал Симон Соловейчик, «Учитель не делает карьеры. Он приходит в школу учителем, и хоронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсионер». Это артист – но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Это скульптор – но его работ никто не видит. Это врач – но пациенты очень редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Это отец и мать – но он не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви.

Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. И только в поддержке всего общества, в уважении общества к нему, учителю. Будни захлестывают учителя – план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога в класс и войти к детям с возвышенно настроенной душой». И в этой профессии работают люди по призванию, любящие детей, их родителей, своё дело. Ведь это тяжкий и часто низкооплачиваемый труд. Желаю всем здоровья, оптимизма, креатива, исполнения желаний, подольше оставаться преданными своей профессии, сохранять молодость души и новых творческих побед!

Источник:
Шагалина, И. Г. В 60 все только начинается… : [беседа с директором гимназии № 17 И. Г. Шагалиной / записала Н. Борисевич] / И. Г. Шагалина. – Текст : непосредственный // Белорецкий рабочий. – 2022. – 7 октября. – С. 5.